|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
04.12.2009 Производствам высокого передела нужна поддержка правительства
Сидеть и ждать, когда придет инвестор, нельзя. О том, как привлечь деньги в переработку и стимулировать развитие новых переделов в горно-металлургическом комплексе (ГМК), в интервью «&» рассказал исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец. - Николай Владимирович, перед отечественным ГМК стоит достаточно амбициозная цель - увеличить к 2015 году производство и экспорт продукции вдвое. Насколько это реально? - Многие горнорудные компании, металлургические предприятия сейчас серьезно озадачены тем, как это реализовать. Ведь здесь нужны не только кредиты и дополнительные кадры, нужно осваивать новые технологии, повышать комплексное использование сырья. Мы думаем, что потребуются неординарные решения со стороны правительства. 10 декабря в Астане состоится II съезд работников горно-металлургической промышленности Казахстана с участием премьер-министра, и мы рассчитываем обсудить меры, которые нужно предпринять, чтобы выполнить эту задачу, в том числе и развить более высокие переделы. - Переработка требует больших вложений, зато поддерживается правительством, экспорт сырья хоть и не приоритет гос¬политики, но это накатанный, привычный путь. Чем выгоднее заниматься? - Иногда кажется, что так просто продавать сырье, легче, чем готовую продукцию. Но рынки очень ограниченные, цены низкие, поэтому даже продажа сырья требует кропотливой работы. Дело в том, что у казахстанских экспортеров есть долгосрочные контракты, поэтому сразу разорвать эти контракты и перейти на переработку внутри страны невозможно. Конечно, по многим видам выгоднее продавать продукцию высоких переделов, однако это требует строительства крупных предприятий, привлечения инвесторов. - Недавно вице-министр индустрии и торговли Ерхат Искалиев заявил, что ведомство испытывает острый недостаток прямых инвестиций на реализацию программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Как, на ваш взгляд, можно привлечь инвесторов в ГМК, особенно в переработку? - Бизнес, инвестирующий в создание производства более высокого передела, должен быть уверен в поддержке правительства в вопросах создания инфраструктуры, стабильности законодательства, с тем чтобы инвестиционные проекты потом не стали неокупаемыми. В последние годы у нас в республике были запущены хорошие большие проекты, но условия в Казахстане изменились, и инвестор начал колебаться: а стоит ли вкладывать средства в страну с постоянно меняющимися условиями. Здесь очень важна стабильность. Инвестиции и без этого трудно привлекать - рядом Китай, где очень благоприятный экономический климат, Россия, где тоже достаточно либеральное законодательство и развита инфраструктура. Поэтому программа ФИИР должна четко определить все эти моменты, чтобы каждое предприятие с учетом поддержки правительства могло выстроить свою политику в этой части. Что касается привлечения инвестиций в переработку, то некоторые предлагают достаточно радикальные меры. Например, многие обсуждают возможность вхождения государства в ряд производств. Но рыночная экономика предполагает, что это все-таки должен делать частный бизнес, он всегда делает это эффективнее. Есть и горячие головы, предлагающие не возвращать НДС экспортерам. Такая мера - вообще несерьезный разговор, поскольку не учитывает мировую практику. Ведь если появится такой прецедент невозврата НДС, это будет только препятствовать привлечению инвестиций в страну. Есть и предложения выделить квоты, с тем чтобы разместить вокруг крупных предприятий мелкие, чтобы экспортеры какую-то часть своей продукции не продавали на экспорт, а отдавали малому бизнесу на переработку. Но такая практика была, и те предприятия, которые покупали такую продукцию по более низкой цене, не создавали новые производства, а перепродавали и на этом наживались. - Какие пути решения здесь могут быть? - Нужно создавать свободные экономические зоны (СЭЗ). СЭЗ - это та рыночная форма, которая себя очень хорошо зарекомендовала во многих странах, например в Китае. Если мы говорим о металлургии, то СЭЗ нужно образовывать вокруг крупных горно-металлургических компаний, чтобы стали развиваться мелкие ТОО металлургического направления. Если инвесторы будут знать, что 5-7 лет не будут платить налог на землю, налог на имущество, не будет корпоративного подоходного налога, они смогут вкладывать в переработку и развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах, где есть налогообложение. Когда предприятие будет производить продукцию, тогда льготы можно снять. Инновационная политика вокруг программы ФИИР должна строиться на создании не административных мер влияния на инвестора, а стимулирующих. Нужно провести целый ряд форумов с выездом на местные месторождения, показать их и, возможно, исходя из этого пересмотреть план строительства железнодорожных, автомобильных дорог. Есть великолепные места, где можно строить целые металлургические комплексы, но туда не проложены дороги и линии электропередачи. Приоритеты при выстраивании инвестиционной политики должно задавать государство. Но определить, какие металлургические производства с учетом конъюнктуры мирового рынка должны появляться, из окна чиновничьего кабинета трудно. Нужно разговаривать с людьми, которые осуществляют продажи, которые видят, что где-то какой-то рынок сбыта может усилиться и где-то мы можем кого-то вытеснить. Только бизнесмены могут быть в курсе таких тонкостей и не просто предложить, но и взять на себя ответственность проинвестировать. - Со следующего года наши горно-металлургические предприятия будут работать в условиях единого таможенного пространства. Понадобятся ли отрасли какие-либо дополнительные меры поддержки? - Главное - поставить нас в такие же экономические условия, в которых работают россияне. Мы хотели бы, чтобы железнодорожные тарифы, которые будут вводиться на территории Таможенного союза, учитывали то, что Казахстан удален от рынков сбыта, то есть были транзитными с понижением. К тому же нужно, чтобы в едином экономическом пространстве трансфертное ценообразование было одинаковым, хотя бы унифицированным. У российских компаний есть отклонение от рыночной цены, при котором их не штрафуют, - 20%. У нас такого отклонения нет, то есть, будем прямо говорить, конкурируя с российскими железорудными компаниями, нашим очень тяжело маневрировать, поскольку любое отклонение от рыночной цены может быть признано нерыночным решением, и тогда придется заплатить огромные штрафы. Есть еще одна очень важная проблема - инфраструктура. Если мы будем увеличивать мощности, естественно, понадобятся новые подъездные пути, нужно строить дополнительные железнодорожные ветки. И здесь важно просчитать, чтобы будущее развитие железных, автомобильных дорог было связано с теми мощностями, которые мы будем запускать. Увеличение производственных мощностей предполагает и расширение мощностей энергетических. Металлургия - очень энергоемкое производство, и сейчас мы испытываем чрезвычайно большую потребность в энергетических мощностях. Надо строить электростанции, которые учитывали бы будущие потребности наших отраслей. Думаю, важно создать льготные условия для тех инвесторов, кто вкладывает в энергетику, чтобы к 2015 году, а может быть, уже к 2012 году у нас был достаточный запас энергии, иначе с увеличением мощностей ее нехватка начнет тормозить работу предприятий ГМК. - В пятилетке индустриально-инновационного развития много внимания уделяется развитию казсодержания. Какой, на ваш взгляд, должна быть политика в этой области? - Казахстанское содержание чаще понимают только как увеличение объемов закупки у отечественных производителей - сырья, материалов, покупных изделий. Отчасти это верно. Но ведь о полноценном развитии казсодержания можно говорить тогда, когда строятся новые предприятия, когда они обрастают инфраструктурными - ремонтными, транспортными компаниями. Когда обширно привлекается казахстанская рабочая сила, и не только рабочие, но и высококлассные менеджеры. Таким образом, казсодержание в том виде, в котором мы сейчас стали им заниматься, должно трансформироваться в широкие возможности строительства реальных предприятий по производству продукции. Неэффективно просто говорить: закупайте у казахстанцев. Тем более в условиях создания единого пространства делать это будет очень проблематично - железнодорожные тарифы будут едиными, таможенные пошлины отменятся. Многие зарубежные компании смогут, имея мощности в России, просто демпинговать против нас. Поэтому нам кажется, что наряду с подсчетом объемов закупок у отечественных товаропроизводителей в стране нужно провести очень серьезную кампанию по привлечению международных корпораций для размещения в Казахстане своих мощностей. Здесь нужна индивидуальная работа и индивидуальные контракты, с тем чтобы инвестировали, поскольку если этого не сделать, наш рынок все равно заполнится продукцией того же бренда, но уже импортной. А сам бренд в Казахстане размещен не будет.
Гаухар Жолдубекова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |