|
|
|
Источник: Комитета НБ, Агентства РК по надзору фин. рынка (www.afn.kz)
05.01.2010 Постановления, принятые Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (30.11.2009)
1. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 238 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 года № 131 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов». Постановлением, в целях снижения рисков дефолта контрагентов страховых (перестраховочных) организаций, ограничивается учет дебиторской задолженности при расчете активов страховой (перестраховочной) организации по качеству и ликвидности. В расчет стоимости активов страховых (перестраховочных) организаций по качеству и ликвидности включены деньги на текущих счетах в центральном депозитарии ценных бумаг. В целях снижения рисков, связных с инвестированием средств в недвижимое имущество, с учетом сложившейся нестабильной ситуации на рынке недвижимости, из расчета активов страховой (перестраховочной) организации по качеству и ликвидности исключается учет инвестиционной недвижимости. В целях снижения рисков злоупотребления страховыми (перестраховочными) организациями расчета пруденциальных нормативов ограничивается учет денег в кассе при расчете стоимости активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности. Предусмотрено использование рейтинговых оценок рейтингового агентства «A.М. Best», специализирующегося в оценке финансовой устойчивости страховых организаций, для целей перестрахования. 2. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 239 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 апреля 2007 года № 128 «Об установлении рейтинговых агентств и минимального требуемого рейтинга для облигаций, с которыми банки могут осуществлять сделки, а также минимального требуемого рейтинга стран, с государственными ценными бумагами которых банки могут совершать сделки при осуществлении брокерской и (или) дилерской деятельности» разработан в целях совершенствования нормативных правовых актов регулирующих деятельность банков второго уровня. Постановлением предусмотрен пересмотр сроков реализации облигаций, не соответствующих требованиям постановления №128, а также установлен срок реализации реструктурируемых облигаций эмитента Республики Казахстан, в отношении которого имеется решение суда о проведении реструктуризации. 3. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 240 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 декабря 2006 года № 296 «Об утверждении Правил классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций». Данное постановление разработано в целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и включает в себя следующие изменения и дополнения: 1) с началом функционирования Фонда стрессовых активов (далее - Фонд) банки должны будут представить в Фонд перечень классифицированных активов и (или) залогового обеспечения по ним. Расчет провизий и классификация секьюритизированных кредитов по сделкам секьюритизации со Специальной финансовой компанией (далее - СФК) будет осуществляться в соответствии с Правилами классификации активов при одновременном выполнении условий указанных в них. В целях минимизации рисков и стандартизации процедур по управлению активами выкупаемые СФК активы будут представлять собой портфель однородных кредитов. При этом мониторинг, методика определения целевого использования секьюритизированных кредитов на их соответствие требованиям главы по классификации секьюритизированных кредитов по сделкам секьюритизации с СФК, процедура классификации (реклассификации) и формирования (расформирования) провизий (резервов) против таких кредитов раскрывается во внутренней кредитной политике банка; 2) предусмотрено осуществление классификации ценных бумаг по критериям признания обесценения ценных бумаг и отнесение банками их к соответствующей категории (стандартные, сомнительные или безнадежные), и формирование соответствующего уровня провизий по ним в зависимости от классификационной категории; 3) учитывая, что изменения рыночной стоимости обеспечения должны влиять на определение качества обеспечения, внесены корректировки в понятие стоимости обеспечения (стоимость залогового обеспечения на текущий момент, определяемая от рыночной - справедливой стоимости с учетом возможности ее реализации (продажи); 4) установлен поэтапный порядок формирования провизий по займам, предоставленным в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующей валютной выручки и инструментов хеджирования валютного риска. А именно, по займам, выданным с 1 сентября 2009 года, классификационная категория понижается на одну категорию и не может быть выше: «сомнительной 1 категории» с формированием не менее 5% провизий - с 1 января 2010 года, «сомнительной 2 категории» с формированием не менее 10% провизий - с 01 июля 2010 года, «сомнительной 3 категории» с формированием не менее 20% провизий» - с 1 января 2011 года. С 1 января 2012 года классификационная категория кредитов, предоставленных в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующей валютной выручки, заработной платы и (или) валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования со стороны заемщика, а также кредитов, условия которых предусматривают наличие валютного риска для заемщиков, не может быть выше «сомнительной 3 категории» с формированием не менее 20% провизий. При этом пункты 28 и 28-1 Правил классификации активов прекращают свое действие с 1.01.12г.; 5) уточнена категория займов, классификационная категория которых изначально определяется как «безнадежная», а именно, кредиты, предоставленные: заемщику (должнику, созаемщику), зарегистрированному в оффшорных зонах, либо если двадцать и более процентов голосующих акций или долей участия в уставном капитале заемщика (должника, созаемщика) прямо принадлежит лицу, зарегистрированному в оффшорных зонах; заемщику (должнику, созаемщику), решения которого определяются иным лицом, зарегистрированным в оффшорных зонах, в силу договору или иным образом; 6) установлены сроки, в течение которых осуществляется подсчет количества пролонгаций, с привязкой к периодичности погашения платежей по займам: подсчет количества пролонгаций от одной до трех осуществляется за последние двенадцать месяцев при графике погашения до одного раза в квартал (и чаще) включительно, за последние двадцать четыре месяца при графике погашения от ежеквартального до одного раза в год (включительно), за последние тридцать шесть месяцев при графике погашения от годового и более; при наличии четырех и более пролонгаций подсчет ведется за весь срок кредитования. 4. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 241 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 февраля 2007 года № 49 «Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию». Постановлением вносятся поправки с целью совершенствования Правил ведения документации по кредитованию, регулирующих деятельность банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, внутренними правилами Банка будут устанавливаться требования: к хранилищам банка; по хранению и учету оригиналов договоров о предоставлении кредита, залога, уступке требования или переводу долга по кредиту, дополнительные соглашения к ним, оригиналов договоров, связанных с исполнением обязательств по договору о предоставлении кредита (далее - оригиналы договоров), оригиналов правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) залогодателя на заложенное имущество и оригиналов других документов по принятому банком обеспечению; по утверждению перечня лиц из числа руководящих работников банка, ответственных за хранение и учет оригиналов договоров и оригиналов правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) залогодателя на заложенное имущество и оригиналов других документов по принятому банком обеспечению. Также постановлением вносятся следующие изменения: в части предоставления синдицированного займа документация по кредитованию в оригинале хранится в банке-агенте и в банках-участниках синдицированного займа, а оригиналы правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) залогодателя на заложенное имущество, и других документов по принятому обеспечению хранятся в банке-участнике синдицированного займа, в котором было принято обеспечение, в других банках-участниках синдицированного займа в виде нотариально засвидетельствованных копий; установлен перечень основной документации по секьюритизированным кредитам по сделкам секьюритизации со специальной финансовой компанией, а также предусмотрен мониторинг целевого использования кредитов. 5. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 242 «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 61 «Об утверждении Правил регистрации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказывающими услуги номинального держания, сделок с ценными бумагами, оформления и выдачи ими выписки с лицевого счета держателя ценных бумаг и раскрытия информации номинальным держателем». Данное постановление определяется порядок взаимодействия профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя и центрального депозитария при прекращении действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, в случае отсутствия возможности у номинального держателя исполнения своих обязательств перед клиентами по возврату активов, переданных в номинальное держание, клиентам, а также обеспечения сохранности сведений о ценных бумагах, принадлежащих держателю, до момента, когда он воспользуется своим правом собственника. 6. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 243 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 62 «Об утверждении Правил ведения системы реестров держателей ценных бумаг». Постановлением определяется порядок взаимодействия центрального депозитария и регистратора в целях обеспечения сохранности сведений о ценных бумагах, принадлежащих собственнику ценных бумаг, до момента, когда он воспользуется своим правом собственника, при прекращении действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую и (или) дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, в случае отсутствия возможности у номинального держателя исполнения своих обязательств перед клиентами по возврату активов, переданных в номинальное держание, клиентам. Кроме того, в целях обеспечения полноты данных, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг, постановлением установлены требования к наличию сведений о лицах, в чью пользу осуществлено обременение ценных бумаг, а также детализирован порядок проведения регистратором операции по аннулированию выпуска акций. 7. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 244 «Об утверждении Инструкции о требованиях по наличию системы управления рисками на фондовой бирже и внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 ноября 2008 года № 195 «О требованиях к организационной структуре организатора торгов и к составу листинговой комиссии фондовой биржи, и об утверждении Правил осуществления деятельности структурного подразделения организатора торгов, осуществляющего деятельность по надзору за совершаемыми сделками в торговой системе организатора торгов». Разработка данного нормативного правового акта обусловлена необходимостью повышения эффективности системы управления рисками, связанной с деятельностью фондовой биржи, и совершенствования требований к системе управления рисками по следующим направлениям: - обеспечение создания инвестиционного комитета, с целью усиления требований в отношении принятия инвестиционных решений за счет собственных активов фондовой биржи. - налаживание механизма оперативного взаимодействия между подразделениями фондовой биржи, позволяющего в режиме реального времени осуществлять информирование заинтересованных подразделений об изменении степени риска, которым подвержена деятельность фондовой биржи или какой-то ее отдельный аспект; - обеспечение наличия эффективного порядка принятия решений при осуществлении деятельности, позволяющего органу фондовой биржи, уполномоченному принимать подобные решения, владеть полным перечнем информации, как о положительных последствиях данного решения, так и о возможных рисках; - совершенствование требований к организационно-функциональной структуры фондовой биржи; - обеспечение наличия системы внутреннего контроля и внутреннего аудита. Кроме того, проект предусматривает, что не могут быть избраны председателем листинговой комиссии члены листинговой комиссии, являющиеся: 1) членами исполнительного органа фондовой биржи; 2) представителями уполномоченного органа; 3) представителями уполномоченного органа по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы. Также решение листинговой комиссии принимается, если за его принятие проголосовали не менее двух третей от общего количества членов листинговой комиссии. В голосовании не принимают участие члены листинговой комиссии, являющиеся: 1) работниками финансового консультанта и (или) эмитента ценной бумаги, по которой рассматривается вопрос о листинге, делистинге или смене категории списка ценных бумаг; 2) лицами, аффилиированными по отношению к финансовому консультанту и (или) эмитенту ценной бумаги, по которой рассматривается вопрос о листинге, делистинге или смене категории списка ценных бумаг.»; 8. Постановление Правления Агентства от 30 ноября 2009 года № 248 «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 55 «Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг, а также о внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансовых организаций от 25 октября 2004 года № 304» принято в целях реализации Закона Республики Казахстан от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», в соответствии с которым с 1 января 2010 года пункт 13 статьи 30 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности» дополняется частью второй следующего содержания: «Банки (за исключением банков, более пятидесяти процентов размещенных акций которых принадлежит государству), не имеющие крупного участника — физического лица, родительского банка, либо холдинговой компании, имеющих определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств, перечень которых и минимальный требуемый рейтинг установлен уполномоченным органом, не вправе проводить банковские операции, предусмотренные подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи.». Постановлением устанавливается, что долгосрочный рейтинг в иностранной валюте родительского банка либо холдинговой компании банка для целей пункта 13 статьи 30 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» должен быть не ниже присвоенного Республике Казахстан суверенного рейтинга в иностранной валюте или соответствующего ему рейтинга, указанного в приложении к постановлению Правления Агентства от 25 февраля 2006 года № 55 «Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |