|
|
|
З а к о н
Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 21 января 2010 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по созданию, расширению, охране, восстановлению, устойчивому использованию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда, представляющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, а также являющимися компонентом национальной, региональной и мировой экологической сети.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) биологические ресурсы — генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экологических систем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества; 2) особо охраняемая природная территория — участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны; 3) система особо охраняемых природных территорий — совокупность особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, обеспечивающая репрезентативное представительство в них природных комплексов всех географических зон; 4) охрана особо охраняемых природных территорий (далее — охрана) — комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров; 5) защита особо охраняемых природных территорий (далее — защита) — комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для устранения неблагоприятного воздействия вод, защиты растений от вредителей и болезней, регулирования численности животных; 6) уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий функции управления и контроля, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий; 7) природные комплексы особо охраняемых природных территорий — совокупность объектов биологического разнообразия и неживой природы, подлежащих особой охране; 8) интродукция — преднамеренный или случайный перенос новых видов растений и животных за пределы среды их обитания; 9) государственный природно-заповедный фонд — совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации; 10) объекты государственного природно-заповедного фонда — геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, отдельные виды (популяции) животных и растений (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Казахстан), имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение; 11) рекреационная нагрузка — единовременное количество отдыхающих на единице площади с учетом суммарного времени вида отдыха за учетный период или за единицу времени; 12) Летопись природы — свод сведений системных наблюдений, осуществляемых научными подразделениями государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков, за состоянием экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда, ведущихся по единой методике; 13) устойчивое использование природных комплексов — использование биологических ресурсов природных комплексов таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия; 14) природоохранные организации — государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения (далее — природоохранные учреждения), и государственные зоологические парки, государственные ботанические сады, государственные дендрологические парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного предприятия; 15) экологический коридор — часть экологической сети, представленная охраняемыми участками земель и водных объектов, соединяющими особо охраняемые природные территории между собой и с иными видами охраняемых природных территорий для обеспечения естественной миграции (распространения) объектов живой природы и сохранения биологического разнообразия; 16) экологическая сеть — комплекс особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, связанных между собой и с иными видами охраняемых природных территорий экологическими коридорами, организованный с учетом природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей региона.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий 1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Отношения по использованию и охране недр, вод, лесов и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Законом. 3. Имущественные отношения в области особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы в области особо охраняемых природных территорий Основными принципами в области особо охраняемых природных территорий являются: 1) развитие системы особо охраняемых природных территорий как базового компонента экологической сети, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, уникальных и типичных ландшафтов; 2) государственное регулирование и контроль в области особо охраняемых природных территорий; 3) сохранение государственного природно-заповедного фонда и естественных экологических систем; 4) использование особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения, образования, туризма; 5) платность использования особо охраняемых природных территорий; 6) ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий; 7) участие физических и юридических лиц в решении задач в области особо охраняемых природных территорий; 8) доступность информации в области особо охраняемых природных территорий; 9) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 4. Объекты отношений в области особо охраняемых природных территорий Объектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются природные комплексы, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также находящиеся на этих землях и землях других категорий объекты государственного природно-заповедного фонда.
Статья 5. Субъекты отношений в области особо охраняемых природных территорий Субъектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются физические и юридические лица, а также государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законами Республики Казахстан.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 6. Система государственных органов, осуществляющих управление в области особо охраняемых природных территорий Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом, центральными исполнительными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, и областными (города республиканского значения, столицы) представительными и исполнительными органами в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан К компетенции Правительства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в области особо охраняемых природных территорий; 2) право владения, пользования и распоряжения особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда республиканского значения; 3) определение уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.01.07 г. № 213-III (см. стар. ред.) 4) утверждение: перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения; перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения; программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей по представлению уполномоченного органа; правил предоставления в аренду земельных участков на территории государственных национальных природных парков для осуществления регулируемого туризма и рекреации; порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; порядка проведения конкурсов на строительство объектов туристского и рекреационного назначения на особо охраняемых природных территориях; границы и вида режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения; перечня международных и государственных организаций, неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий; 5) предоставление и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 6) создание и расширение особо охраняемых природных территорий республиканского значения; Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 01.12.08 г. № 94-IV 6-1) перевод земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса по предложению уполномоченного органа и утверждение его порядка; 7) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа К компетенции уполномоченного органа относятся: 1) координация деятельности государственных органов в области особо охраняемых природных территорий; 2) реализация государственной политики в области особо охраняемых природных территорий; 3) внесение на утверждение в Правительство Республики Казахстан перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 01.12.08 г. № 94-IV (см. стар. ред.) 4) внесение предложений по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также по переводу земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса; 5) разработка и утверждение нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий; 6) утверждение: размеров тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями республиканского значения со статусом юридического лица; порядка разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований создания или расширения особо охраняемых природных территорий; на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы — естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также согласование естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения; проектов корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы; порядка разработки и регистрации (перерегистрации) паспортов особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения; правил разработки плана управления природоохранной организацией; символики (эмблемы и флага) природоохранной организации, а также порядка разработки и использования символики природоохранного учреждения; правил посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами; 7) рассмотрение отчетов центральных и местных исполнительных органов по вопросам состояния, охраны, защиты, использования и финансирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении; 8) разработка программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 9) организация разработки естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, находящихся в его ведении; 10) организация разработки и утверждение планов управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении; 11) руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении, обеспечение проведения их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований; 12) организация научно-исследовательских работ на особо охраняемых природных территориях республиканского значения; 13) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; 14) согласование перечня объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения по представлению областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов; 15) осуществление государственного контроля за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда; 16) разработка и утверждение образцов форменной одежды (без погон), порядка ношения и нормы обеспечения ею государственных инспекторов природоохранных учреждений; 17) согласование генеральных схем организации территории Республики Казахстан, межрегиональных схем территориального развития, комплексных схем градостроительного планирования и иной градостроительной документации, затрагивающей территории экологических коридоров; 18) осуществление международного сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий. Статья дополнена подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV 19) разработка и утверждение форм ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, ежегодных планов проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».
Статья 9. Компетенция центральных исполнительных органов, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории Центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, в пределах своей компетенции: 1) подготавливают и представляют в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда, программам развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 2) организуют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разработку естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий с обеспечением проведения государственной экологической экспертизы и последующим внесением этих обоснований на утверждение уполномоченного органа; 3) утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, осуществляют регистрацию паспортов в уполномоченном органе; 4) организуют разработку и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями; 5) осуществляют руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований; 6) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; 7) осуществляют государственный контроль за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении.
Статья 10. Компетенция областных (города республиканского значения, столицы) представительных и исполнительных органов 1. Областные (города республиканского значения, столицы) представительные органы в пределах их компетенции: 1) утверждают расходы на создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения в составе местных бюджетов; Пункт дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) 1-1) по представлению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) устанавливают ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения; 2) заслушивают отчеты руководителей исполнительных органов о состоянии и деятельности находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе по вопросам сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда. 2. Областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы в пределах их компетенции: 1) вносят в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, программе развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей, созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения; 2) организуют разработку и обеспечивают проведение государственной экологической экспертизы естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения; 3) утверждают по согласованию с уполномоченным органом перечень объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения, естественно-научные и технико-экономические обоснования по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения; 4) принимают решения по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения по согласованию с уполномоченным органом; 5) утверждают по согласованию с уполномоченным органом проекты корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий местного значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы; 6) разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований; 7) утверждают размеры тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями местного значения со статусом юридического лица; 8) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; 9) утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, и представляют паспорта на регистрацию в уполномоченный орган; 10) принимают решения по резервированию земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов; 11) принимают решения по установлению охранных зон особо охраняемых природных территорий всех видов с ограничением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на состояние экологических систем этих территорий, экологических коридоров, а также режима их охраны и использования; 12) осуществляют государственный контроль за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении; 13) по представлению уполномоченного органа утверждают границы и вид режима охраны территории государственных памятников природы местного значения; Пункт дополнен подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) 14) представляют на утверждение местным представительным органам областей (города республиканского значения, столицы) ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения.
Статья 11. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий 1. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий направлен на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий физическими и юридическими лицами, а также государственными органами. 2. Государственный контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, защиты, воспроизводства и использования объектов государственного природно-заповедного фонда осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 12. Права и обязанности физических лиц в области особо охраняемых природных территорий 1. Физические лица вправе: 1) пользоваться особо охраняемыми природными территориями в порядке, установленном уполномоченным органом; 2) вносить в уполномоченный орган предложения по вопросам в области особо охраняемых природных территорий; 3) участвовать совместно с природоохранными организациями в мероприятиях по охране, защите, восстановлению и использованию объектов государственного природно-заповедного фонда; 4) создавать фонды, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, и участвовать в их деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) запрашивать и получать у соответствующих государственных органов необходимую информацию, касающуюся вопросов состояния и функционирования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей. 2. Физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 13. Права и обязанности юридических лиц 1. Юридические лица вправе: 1) вносить предложения в уполномоченный орган и участвовать в подготовке перечней объектов государственного природно-заповедного фонда, программ развития системы особо охраняемых природных территорий, естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, разработке нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий; 2) проводить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, общественную экологическую экспертизу программ и проектов в области особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 3) участвовать по договору с природоохранными организациями в мероприятиях по охране, защите, восстановлению и использованию объектов государственного природно-заповедного фонда; 4) создавать фонды, деятельность которых направлена на предоставление безвозмездной финансовой помощи для развития особо охраняемых природных территорий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и участвовать в их деятельности и управлении; 5) запрашивать и получать у соответствующих государственных органов необходимую информацию, касающуюся вопросов функционирования, охраны, защиты и использования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей; 6) участвовать в работе научно-технических советов особо охраняемых природных территорий. 2. Юридические лица, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, специализирующиеся на предоставлении грантов, финансовой и технической помощи для развития особо охраняемых природных территорий, включаются в перечень неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты, определяемых Правительством Республики Казахстан. 3. Юридические лица обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 14. Категории и виды особо охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения. 2. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 1) государственные природные заповедники; 2) государственные национальные природные парки; 3) государственные природные резерваты; 4) государственные зоологические парки; 5) государственные ботанические сады; 6) государственные дендрологические парки; 7) государственные памятники природы; 8) государственные природные заказники; 9) государственные заповедные зоны. 3. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения: 1) государственные региональные природные парки; 2) государственные зоологические парки; 3) государственные ботанические сады; 4) государственные дендрологические парки; 5) государственные памятники природы; 6) государственные природные заказники. 4. Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий. 5. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения — областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом. 6. Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера. Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование: 1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения — Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа; 2) по особо охраняемой природной территории местного значения — областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 15. Правовое положение природоохранных учреждений 1. Государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного учреждения. 2. Природоохранным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования. 3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным учреждениям на праве оперативного управления. 4. Реорганизация природоохранного учреждения производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Правовое положение природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия 1. Государственные зоологические парки, государственные ботанические сады и государственные дендрологические парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного предприятия. 2. Природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования. 3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 4. Природоохранные организации, созданные в форме государственного предприятия, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении деньгами. Обращение взыскания на остальное имущество природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, не допускается. 5. Реорганизация природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Правовое положение особо охраняемых природных территорий без статуса юридического лица 1. Государственные памятники природы, государственные природные заказники и государственные заповедные зоны не имеют статуса юридического лица и находятся под охраной государства. Право оперативного управления объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности на особо охраняемой природной территории, не являющейся юридическим лицом, передается природоохранному учреждению или государственному учреждению лесного хозяйства, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория. 2. Государственные заповедные зоны и государственные природные заказники подлежат исключению из перечней особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения при создании на их базе государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков.
Статья 18. Охранные зоны государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков 1. Для обеспечения особой охраны и защиты от неблагоприятного внешнего воздействия вокруг государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков устанавливаются охранные зоны с запрещением и (или) ограничением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем данных особо охраняемых природных территорий и находящихся на них объектов государственного природно-заповедного фонда. 2. Размеры, границы, виды режима и порядок природопользования на территории охранных зон государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков определяются естественно-научными и технико-экономическими обоснованиями по их созданию и устанавливаются решениями областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в соответствии с настоящим Законом и Земельным кодексом Республики Казахстан. При этом ширина охранной зоны, которая устанавливается по границам земельных участков собственников и землепользователей или по естественным географическим рубежам и обозначается на местности специальными знаками, должна быть не менее двух километров.
Статья 19. Символика природоохранных организаций 1. Природоохранные организации имеют свою символику (эмблему и флаг). 2. Природоохранные организации обладают исключительным правом на использование своей символики и могут разрешать ее использование физическим и юридическим лицам на платной основе. См. Правила разработки и использования символики природоохранного учреждения.
Статья 20. Создание или расширение особо охраняемых природных территорий 1. Решение о создании или расширении особо охраняемой природной территории принимается на основе естественно-научного и технико-экономического обоснований при положительном заключении экологической экспертизы. Разработка проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемой природной территории производится в два этапа специализированными научными (научно-исследовательскими) и проектными (проектно-изыскательскими) организациями в порядке, установленном уполномоченным органом. 2. На первом этапе разрабатывается естественно-научное обоснование по созданию или расширению особо охраняемой природной территории (далее — естественнонаучное обоснование), которым определяются: 1) уникальность, значимость и репрезентативность природных комплексов исследуемой территории и расположенных на ней объектов государственного природно-заповедного фонда; 2) оценка состояния социально-экономических условий на исследуемой территории;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |