| ||||||||||||||||||||
|
|
|
12.03.2010 Любимыми подрядчиками должны стать казахстанцы
- Алмас Шайыкбекулы, скажите, каковы сегодня сильные и слабые стороны казахстанского рынка нефтесервисных услуг? В чем приходится полагаться на Запад? - Сильная сторона заключается прежде всего в том, что в Казахстане реализуются проекты, не имеющие аналогов в мире. Взять хотя бы Кашаган. Где еще в мире добывали нефть на шельфе путем возведения искусственных островов? Во всем мире на шельфовых проектах нефть добывают глубоководными платформами. Так что этот проект уникален. Однако с точки зрения технологии здесь, конечно, необходимо опираться на опыт и знания зарубежных стран. - Как бы вы оценили влияние иностранных игроков на развитие отечественного нефтесервисного рынка? - Этот рынок неоднороден и не имеет таких четких границ, как, например, ретейл или финансовая отрасль. Но в целом, если упростить ситуацию, можно условно разделить нефтесервисный рынок на три сектора по технологической сложности. Первый - выполнение базовых работ: строительство зданий, дорог, транспортировка несложных грузов, организация питания. Здесь можно отметить, что рынок более или менее освоен местными компаниями, а иностранные компании если и присутствуют, то не так активно, как в 1990-е годы. В работах средней технологичности (строительство береговых промысловых объектов, перевозка тяжеловесных грузов, прокладка трубопроводов, проведение буровых работ и т.п.), требующих определенного опыта и багажа знаний, хотя и поделенных сейчас между казахстанскими и иностранными компаниями, все же наблюдается явное доминирование зарубежных игроков. Третья степень технологичности - это выполнение таких трудных и наукоемких работ, как проектирование и строительство, глубоководное бурение и др., и здесь основная доля работы и продукции приходится на иностранные компании. Стоит отметить, что чем выше технологичность вопроса, тем выше маржа. Получается, что в настоящее время казахстанские компании выполняют самые малоприбыльные работы в этой сфере. - Какова динамика развития рынка за последние два года и как на отрасль повлиял кризис? - Если рассматривать ситуацию в Казахстане, то нефтесервис зависит не столько от ситуации в экономике, сколько от реализации крупных проектов. К примеру, когда строился завод второго поколения в ТШО, практически весь сектор бурно развивался. Проект завершился, и многие компании - в ожидании следующего крупного проекта - значительно снизили деловую активность. С начала 2000-х годов в стране реализуются несколько крупных проектов, которые по времени практически идут друг за другом, это очень помогает нивелировать цикличность нефтесервисного сектора. Сейчас, например, идет активная фаза Кашаганского проекта, в которой также участвуют местные компании. - Кстати, сейчас возникает все больше вопросов касательно казахстанского содержания. Какова ваша оценка государственного регулирования сектора? - В последние год-полтора правительство всерьез взялось за повышение местного содержания, можно сказать, повернулось лицом к этому сектору. Между тем недавно принятая правительством программа ФИИР не предусматривает практически никаких схем развития местного нефтесервисного сектора. В ней говорится о строительстве заводов и фабрик, чья продукция будет экспортироваться на международные рынки. Но ведь за эти рынки еще нужно бороться. За рубежом никто с распростертыми объятиями казахстанские продукцию и услуги не ждет. Другое дело - ресурсы. Итак, зачем строить эти новые предприятия для экспорта, когда есть гарантированный рынок на западе Казахстана, который оценивается примерно в $18-20 млрд в год? Это даже не импортозамещение, а просто удовлетворение того спроса, который сегодня покрывается зарубежными странами. Возьмем, к примеру, металлоконструкции, которые поставляются на искусственные острова на Каспии. Как я знаю, они были изготовлены в шести различных странах, в то время как в Казахстане есть отличные предприятия, такие как «Имсталькон», «Белкамит» (интервью с директором «Белкамита» Павлом Беклемишевым читайте в № 7 от 26 февраля. - «&»). Не говоря уже о том, что это тысячи новых рабочих мест и миллиарды уплаченных налогов. Я считаю, что рост рынка нефтесервиса будет выше, чем рост экономики в целом, и если государство планирует увеличение ВВП на 50% к 2015 году, то рынок нефтесервиса с реализацией крупных запланированных проектов приблизительно достигнет уровня $40 млрд в год, а это уже очень серьезные объемы. - Иностранные компании часто жалуются на низкое качество казахстанских услуг и продукции. Насколько это, по-вашему, оправданно и за счет чего можно улучшить ситуацию? - Конечно, между тем, что было 10 лет назад и тем, что есть сейчас, огромная разница. Я уверен, что сейчас казахстанские компании в определенных секторах могут предложить вполне конкурентоспособные продукты или услуги международного качества. Но сегодня ситуация такова, что тендеры в средне - и высокомаржинальных секторах в большинстве своем выигрывают именно зарубежные компании. Однако можно понять и нефтяных заказчиков - перед ними стоят жесткие сроки освоения и выдачи продукции. Если они будут давать долгосрочные планы своих инвестиций и закупок, то, конечно, отечественные компании смогут спокойно подготовиться к участию в тендерах, закупить необходимое оборудование или подготовить кадры. В этом плане хорошей идеей было создание Казахстанского контрактного агентства - для содействия казахстанским компаниям. Но на деле этот орган не имеет ни полномочий, ни ресурсов для реальной помощи местным компаниям. Даже информационное обеспечение оказывается не на должном уровне. К примеру, насколько мне известно, нефтяные компании не выдают Казконтракту даже годовых планов закупок, ссылаясь на конфиденциальность и СРП. Здесь, как мне кажется, просто нужна здоровая государственная протекционистская политика. Все связанное с энергоресурсами и сопутствующими отраслями активно защищается правительствами во многих странах. Этого не нужно бояться, а ссылаться на то, что это может негативно повлиять на инвестиционный климат, не очень уместно. Зарубежные нефтесервисные компании идут туда, где реализуются крупные проекты, а их в мире не так много, и где есть высокая маржа. В Казахстане все это есть, так что иностранные компании так или иначе будут присутствовать на рынке. Вопрос только в том, как и с кем? Сравните: в Норвегии стоимость одного часа работника минимум 55 евро. Но норвежцы все равно приезжают и работают в Казахстане. Значит, это выгодно. Государство должно четко и системно определить условия работы для иностранных компаний в Казахстане - через регламенты, технические требования, правила и стандарты, а не только административными методами. Тогда все будут знать правила игры. По такому же пути пошла Норвегия в 1970-е годы, и благодаря государственной политике сейчас норвежские компании одни из самых технологически продвинутых в мире в сфере нефтесервиса - они участвуют в крупных шельфовых проектах мира в качестве EPC-подрядчиков, строят самые глубоководные и сложнейшие платформы для других стран. - А как быть с теми направлениями, в которых у казахстанских компаний нет опыта и квалификации? - Конечно, нельзя полностью отказаться от привлечения иностранных компаний для освоения месторождений, так как многих технологий попросту нет в Казахстане. Однако целиком отдавать рынок иностранным компаниям - это непозволительная роскошь для экономики. Как принято в мире, у любой крупной международной нефтяной компании есть привилегированные и партнерские подрядчики, которые участвуют с нефтяными компаниями в крупных проектах в разных частях света. Такая же ситуация с крупными проектами в Казахстане. Возьмем Кашаганский проект. В начале проекта, когда было очень мало казахстанских компаний, оператор привлекал к сотрудничеству большое количество зарубежных игроков. Но сейчас необходимо, чтобы именно казахстанские компании участвовали в промышленной фазе освоения Кашагана, в которой объем работ минимум в два раза больше, в чем в опытной фазе, которая заканчивается. На мой взгляд, первым этапом системного решения этого вопроса может стать создание совместных предприятий. С началом реализации второго этапа Кашаганского проекта прогнозируется еще больший наплыв новых зарубежных нефтесервисных компаний, так как вместо одного оператора там их сейчас четыре, и у каждого, конечно, есть свои «любимые» подрядчики. И государство могло бы рекомендовать иностранным нефтесервисным компаниям создавать СП с казахстанскими предприятиями. Очень хороший пример в данном случае - отечественный нефтегазовый сектор. Государство приняло ряд нормативных актов, согласно которым, для того чтобы иностранная нефтяная компания могла работать в Казахстане, ей необходимо создать СП с КазМунайГазом. Наши специалисты и компании очень быстро учатся, и я уверен, что если такие совместные предприятия будут создаваться, мы в течение короткого времени сможем обучиться всем технологиям и приобрести новые знания. Кстати, это будет выгодно и самим зарубежным нефтяным компаниям, ведь их расходы значительно снизятся. С другой стороны, в мировой практике принято, что компания, которая строит или участвует в строительстве комплексов и платформ, скорее всего, будет участвовать и в техническом обслуживании, а это гарантированные работы на многие годы. Под платформами я имею в виду любые крупные конструкции в Каспийском море. Получается, сейчас складывается ситуация, когда наши компании не будут допускаться в будущем к работам по техобслуживанию этих объектов, так как не участвовали в их строительстве. - Ваша компания на рынке относительно недавно. С какими проблемами вы столкнулись на начальной стадии? - Как и любой нефтесервисной компании, первоначально нам важно было пройти процесс предквалификации у нефтяных предприятий. В одной из таких крупных компаний этот процесс занял более полугода, и пока он не был завершен, ни один генподрядчик не рассматривал нашу заявку на участие в тендерах. Причем таких «якорных» компаний в Казахстане несколько, и везде процесс предквалификации занимает много времени и отнимает большие ресурсы. Более того, у этих компаний существуют генеральные подрядчики, и у них тоже необходимо проходить все эти процедуры для включения в базу потенциальных поставщиков. А между тем посмотрите, как это делается в Европе, в частности на шельфе Северного моря. Там существует международная система «Ахиллес», которая признается европейскими государствами и компаниями. В ней есть определенная база потенциальных поставщиков для нефтяных компаний, работающих на Северном море. Достаточно один раз пройти процедуру предквалификации - и можно работать на всем шельфе Северного моря в нескольких странах с одним документом. Внедрение подобного опыта в Казахстане, я думаю, очень поможет отечественным компаниям. Но важно делать это совместно с нефтяными игроками, создавая своего рода государственно-частное партнерство. Не менее важный вопрос - это отсутствие информации о проводимых или планируемых тендерах, что не дает казахстанским компаниям возможности подготовиться к конкурсу, обновить производственные мощности для выпуска необходимой продукции. - Для многих отечественных представителей на рынке наболевший вопрос - отсутствие финансирования. Каким вы видите его решение? - Да, безусловно, недостаток финансирования в нашей отрасли чувствуется. Более того, казахстанские нефтесервисные компании вынуждены конкурировать с филиалами зарубежных представителей. Нетрудно догадаться, что им довольно легко удается привлечь деньги от материнских компаний или публичных рынков для финансирования проектов в Казахстане, несмотря на кризис, так как есть гарантированные объемы работ. Это ко всему прочему усугубляет положение местных компаний. Думаю, что необходимо развивать кредитование поставщиков под гарантию подписанных контрактов, то есть чтобы контракты выступали в качестве залогов. Риск неоплаты по контрактам крупных нефтяных компаний, как правило, невелик, а использование самих контрактов в качестве залога является хорошей финансовой поддержкой.
Яна Задорожная
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (https://www.and.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |