Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 19 марта 2010 года
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации (статьи 4-1 - 4-5) Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации (статьи 5 - 13) Глава 3. Распространение средств массовой информации (статьи 14 - 16) Глава 4. Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями (статьи 17 - 19) Глава 5. Права и обязанности журналиста (статьи 20 - 21) Глава 6. Аккредитация журналистов (статьи 22 - 24)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: 1) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.01 г. № 181-II (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.) 2) средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. стар. ред.) 3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. стар. ред.) 4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в полугодие; 5) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.) 6) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе; 7) официальное сообщение - информация, предоставляемая государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации; В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.) 8) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах; В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) 9) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации; 10) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир; 11) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений; 12) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях; 13) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей; 14) продукция эротического характера - печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу; 15) Исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II 16) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи независимо от использования технических средств полное и неизменяемое распространение теле- или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации; Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II 17) комплекс - совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру; Статья дополнена подпунктом 18 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II 18) аккредитация - процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией; Статья дополнена подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II; изложен в редакции Закона РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) 19) уполномоченный орган в области средств массовой информации - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области средств массовой информации (далее - уполномоченный орган). В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.) Статья 2. Свобода слова, получения и распространения информации 1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается. 2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) 3. Не допускаются разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также культа жестокости, насилия и порнографии. Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV 4. Не допускается использование средства массовой информации в целях совершения административных правонарушений либо уголовно-наказуемых деяний.
Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 67-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.) Статья 3. Язык средств массовой информации 1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках. 2. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении средств массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках. Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) 3. Еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм средства массовой информации на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Объем телевизионных и радиопрограмм на государственном языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения. См.: Письмо Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации РК от 14 октября 2009 года
Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации 1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Закон дополнен главой 1-1 в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации
Статья 4-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации 1. Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания, контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации. 2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
Статья 4-2. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области средств массовой информации Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области средств массовой информации; 2) определяет порядок осуществления учета иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан; 3) утверждает порядок лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания.
Статья 4-3. Компетенция уполномоченного органа 1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области средств массовой информации; 2) осуществляет постановку на учет средств массовой информации; 3) утверждает правила проведения конкурсов на получение права на телерадиовещание; 4) организует проведение открытых конкурсов по распределению номиналов радиочастот для телевизионного и (или) радиовещания; 5) осуществляет лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании; 6) осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом условий, указанных в лицензии, и принимает решение о приостановлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 7) формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 8) осуществляет международное сотрудничество в области средств массовой информации; 9) ведет Единый реестр учета иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан; 10) разрабатывает и реализует государственные и отраслевые (секторальные) программы в области средств массовой информации; 11) определяет порядок хранения записей, имеющих историческую и (или) культурную ценность; 12) утверждает правила аккредитации журналистов; 13) координирует деятельность местных исполнительных органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации; 14) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов по вопросам средств массовой информации.
Статья 4-4. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) реализуют государственную информационную политику через региональные средства массовой информации; 2) осуществляют учет иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории области (города республиканского значения, столицы); 3) утверждают порядок расположения специальных стационарных помещений и правила реализации в них периодической печатной продукции, публикующей материалы эротического характера; 4) формируют, размещают и контролируют осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 5) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан средствами массовой информации на соответствующей административно-территориальной единице; 6) предоставляют в уполномоченный орган статистические данные, информацию по учету иностранных средств массовой информации, а также сведения по соблюдению законодательства Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 4-5 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III Статья 4-5. Государственный контроль 1. Целью государственного контроля является обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации. 2. Государственный контроль в области средств массовой информации осуществляется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), включает в себя: 1) контроль по соблюдению требований, предусмотренных настоящим Законом; 2) контроль в отношении рекламы, распространяемой через средства массовой информации. 3. Государственный контроль в области средств массовой информации, осуществляемый уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), выполняется в форме проверок. 4. Виды проверок: плановая — запланированная государственным органом проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам; внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного реагирования на обращения физических и юридических лиц; рейдовая — проверка на предмет наличия лицензии, регистрационных и иных разрешительных документов, а также правильности применения контрольного оборудования, являющегося объектом контроля государственного органа. 5. Срок проведения проверок не должен превышать пятнадцать календарных дней с момента вручения предписания.
Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации Статья 5. Право на создание средства массовой информации В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.); Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.) 1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица. Основаниями для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера являются: 1) свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства; 2) лицензия на занятие деятельностью по организации телевизионного и (или) радиовещания. Данные требования не распространяются на интернет-ресурсы. 2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Статья 6. Собственник средства массовой информации 1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации. 2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора. Статья 7. Редакция средства массовой информации 1. Редакция осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) средства массовой информации по поручению собственника. 2. Редакцией руководит главный редактор (редактор). Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III 2-1. Главным редактором (редактором) не могут быть: 1) граждане, признанные судом недееспособными; 2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке; 3) иностранцы либо лица без гражданства; Пункт дополнен подпунктом 4) в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III 4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда. 3. Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором. Статья 8. Информационное агентство 1. Информационное агентство - это зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера. 2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска. 3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. 4. На информационное агентство распространяется действие статей 2, 10 настоящего Закона. Статья 9. Издатель средства массовой информации 1. Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. 2. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором. Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.); Закона РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) Статья 10. Постановка на учет, переучет периодического печатного издания и информационного агентства 1. Периодическое печатное издание и информационное агентство, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе. 2. Для постановки на учет, переучет собственник периодического печатного издания и (или) информационного агентства либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона. 3. При постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства, взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан. 4. Заявление об учете, о переучете периодического печатного издания и (или) информационного агентства подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику периодического печатного издания и (или) информационного агентства свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям: 1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет периодическому печатному изданию и (или) информационному агентству с тем же названием и распространением на той же территории, либо сходным до степени его смешения с названием ранее созданного периодического печатного издания и (или) информационного агентства; 2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона; 3) если не уплачен сбор за постановку на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства; 4) если к заявлению о переучете периодического печатного издания и (или) информационного агентства ввиду смены собственника не приложена нотариально удостоверенная выписка из договора, подтверждающая передачу прав собственности на периодическое печатное издание и (или) информационное агентство другому лицу; 5) если к постановке на учет заявлено периодическое печатное издание и (или) информационное агентство с тем же названием (частью названия) и той же тематической направленностью, выпуск которых ранее прекращен судом, или заявлено периодическое печатное издание и (или) информационное агентство, дублирующие название и тематическую направленность, а также в случае подачи заявления собственником или главным редактором (редактором) периодического печатного издания и (или) информационного агентства, выпуск которых был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда. 5. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции периодического печатного издания в течение трех месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Собственник информационного агентства сохраняет за собой право приступить к распространению сообщений и материалов информационного характера в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае пропуска срока выпуска продукции периодического печатного издания и (или) информационного агентства, а также прекращения выпуска продукции периодического печатного издания и (или) информационного агентства в течение трех месяцев, за исключением случаев приостановления судом выпуска периодического печатного издания и (или) информационного агентства. 6. Периодическое печатное издание и (или) информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия периодического печатного издания и (или) информационного агентства, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.); Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) Статья 11. Заявление о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства 1. В заявлении о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства должны быть указаны: 1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника периодического печатного издания и (или) информационного агентства; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) 2) язык (языки) периодического печатного издания, материалов и сообщений информационного агентства; 3) предполагаемая периодичность выпуска; 4) основная тематическая направленность; 5) территория распространения; Пункт дополнен подпунктом 6) в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III 6) фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора); Пункт дополнен подпунктом 7) в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III 7) адрес редакции. К заявлению прилагаются: См. проект Закона о внесении изменений для физических лиц - нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающий право на занятие предпринимательской деятельностью; для юридических лиц — нотариально удостоверенные копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, учредительных документов; документ, подтверждающий оплату в бюджет сбора за постановку на учет средства массовой информации. 2. Предъявление иных требований при постановке на учет средства массовой информации запрещается. В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.) Статья 12. Освобождение от постановки на учет средства массовой информации Не требуется постановки на учет периодических печатных изданий: тиражом менее ста экземпляров; официальных, нормативных и иных актов; бюллетеней судебной практики; теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом.
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 10.07.09 г. № 178-IV (см. стар. ред.) Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации 1. Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. 2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, выхода в эфир радио- и телепрограмм, а также распространения продукции средства массовой информации. Приостановление выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев. 3. Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законом порядке являются: разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, а также нарушение требований, предусмотренных статьей 3, пунктом 6 статьи 10, а также повторное нарушение в течение года требований пункта 3-1 статьи 14, статей 15 и 16 настоящего Закона. 4. Основаниями для прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а также неустранение причин приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленный срок. 5. В случае приостановления либо прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление. Прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет.
В заголовок главы 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) Глава 3. Распространение продукции средств массовой информации
В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) Статья 14. Распространение продукции средства массовой информации 1. Распространение продукции средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.) 2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами. Выход в эфир радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещаются. Пункт 3 изложена в редакции Закона РК от 19.12.03 г. № 509-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III (см. стар. ред.) 3. Реклама алкогольной продукции запрещается с 1 января 2004 года. Реклама табака и табачных изделий запрещается. Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II 3-1. Ретрансляция теле- и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать с 1 января 2002 года пятидесяти процентов, с 1 января 2003 года - двадцати процентов от общего объема передач по телерадиовещательным каналам. Данное требование не распространяется на вещание кабельного и эфирно-кабельного телевидения. 4. Воспрепятствование осуществляемому на законных основаниях распространению продукции средства массовой информации со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов, незаконная конфискация, а также уничтожение тиража или его части не допускаются, иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда. 1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: 1) название средства массовой информации; 2) собственник средства массовой информации; 3) фамилия и инициалы главного редактора (редактора); 4) номер и дата свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа; 5) периодичность издания; 6) порядковый номер и дата выхода в свет средства массовой информации; 7) тираж; 8) наименование типографии, ее адрес и адрес редакции. В 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.) 2. При каждом выходе в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки, средство массовой информации обязано объявлять свое наименование. Статья 16. Обязательные экземпляры периодических изданий и хранение материалов теле- и радиопередач В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.) 1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 12 настоящего Закона, в день их изготовления направляются собственником средства массовой информации либо по его поручению третьим лицом в Национальную государственную книжную палату, Национальную библиотеку, библиотеку Парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган. 2. Редакции средств массовой информации (теле-, радиовещания) обязаны в течение одного месяца сохранять записи собственных передач, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем. Записи, имеющие историческую или культурную ценность, сохраняются в порядке, определяемом уполномоченным органом. Глава 4. Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями Статья 17. Авторские произведения и письма 1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские и иные права на интеллектуальную собственность. 2. При публикации читательских писем допускаются сокращение и редактирование их текста, не искажающие смысла его содержания. 3. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законом. Статья 18. Официальные сообщения 1. Официальные сообщения государственных органов размещаются в средства массовой информации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. См. также: Правила предоставления и опубликования официальной информации центральными государственными органами Республики Казахстан. 2. Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II 2-1. Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления. В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) 3. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, либо в суде в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Статья 19. Право на опровержение Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 06.02.09 г. № 123-IV (см. стар. ред.) 1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. 2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |