22.05.2010
Достояние Республики
Central Asia Monitor продолжает интересоваться вопросами миграции. И на этот раз мы предлагаем обратить внимание на еще одну ее сторону - внешнюю. "Девятый вал" эмиграции из Казахстана уже позади. Та волна 1990-х "вымыла" из страны значительный интеллектуальный потенциал. Сегодня вялотекущий исход населения не сильно бросается в глаза и не оказывает столь серьезного влияния на "коллективный мозг" страны. Согласно статистике, в последние годы количество эмигрирующих из страны незначительно, а численность въезжающих превышает число ее покидающих. При этом идет объективный процесс замещения выбывших граждан новыми - в большинстве своем оралманами. Обновленный за время независимости состав населения - наше сегодня и завтра.
Согласно данным Агентства РК по статистике, в прошлом году в Казахстан иммигрировали около 41,5 тысячи человек, а эмигрировали около 44 тысяч. Начиная с 2004 года, сальдо иммиграции стало положительным. С учетом этих и иных данных часть экспертов делает осторожное предположение о том, что пик миграций в республике пройден, а другая наряду с этим отмечает существование потенциала внешней миграции.
В частности, социальные замеры Института политических решений показывают наличие эмиграционных настроений в обществе: в общей сложности около 23 процентов городского населения имеет охоту к перемене местожительства. Среди этих желающих переехать 40 процентов составляют русские и 25 процентов - казахи. Основными мотивами к эмиграции, по информации ИПР, являются материальные и экономические факторы - на них указали 41,7% респондентов, а также отсутствие перспектив карьерного роста (34,1%). На этнический фактор как причину возможной эмиграции указал каждый пятый респондент, готовый выехать из страны. А наиболее предпочтительными направлениями внешней миграции являются Россия и США. В то же время стабильность в выборе местожительства проявляют более половины граждан страны: 57,8% не намерены покидать Казахстан.
В Общественном фонде "ЦСПИ "Стратегия" отмечают более высокую вероятность миграции из областных центров (порядка 26%). При этом из числа желающих перебраться в другие страны 25% хотят уехать в Россию, 7 - в Европу, 7 - в другие страны (США, Канада). Остальные готовы сменить место жительство внутри Казахстана. По замерам этой структуры, никуда не собираются переезжать 73%. Для сравнения: в августе 2004 года эта цифра составляла 58%. В связи с этим специалисты "Стратегии" делают осторожное предположение, что пик миграций в Казахстане пройден, и для подавляющего большинства переезд перестал быть основной или единственной формой решения жизненных проблем. Почти четверть опрошенных (23%) с различной долей условности хотела бы поменять место своего жительства, однако только 4% реально готовы к переезду.
Что касается побудительных мотивов к эмиграции, то, по данным "Стратегии", также основным, но не доминирующим (менее трети ответов) обстоятельством для тех, кто потенциально готов к переезду, являются вопросы, связанные с трудоустройством. Отсутствие работы и, соответственно, доходов, приводящее к невозможности планирования будущего собственных детей и низкому уровню жизни - вот комплекс причин, которые побуждают казахстанцев принимать сложное решение о том, чтобы покинуть родные места.
Сегодня, отмечают в "Стратегии", к переезду склонны более бедные слои населения. Реже всех о возможной смене страны проживания говорили жители столичных городов, чаще - жители областных центров, причем именно последние отличаются самым неопределенным отношением к миграции: хотели бы, но не знают, куда и смогут ли вообще. Самый высокий потенциал для миграции в Россию находится в областных центрах (31%). Для более богатых казахстанцев предпочтительнее внешнее направление - европейские страны.
Чемоданные настроения меньше всего присущи казахам - 79% говорили о том, что они не хотят никуда переезжать. Среди русских процент желающих выехать выше, чем среди представителей других этнических групп, но вместе с тем именно в этой группе самая высокая доля тех (17%), кто сомневается в том, что сможет это осуществить. Есть и некоторая разница в определении причин переезда. Так, среди казахов велика доля лиц, отмечающих в качестве неблагоприятных обстоятельств плохую экологию и отсутствие перспектив для реализации своих планов; в то время как русские и представители других этносов называют нестабильную социально-политическую обстановку и сложную межэтническую ситуацию. С точки зрения направлений миграции также наблюдаются различия: в русской группе высока доля (47%), тех, кто желал бы переехать в Россию; среди казахов, естественно, больше тех, кто готов к внутристрановым перемещениям.
В разрезе возрастных групп наблюдается вполне объяснимая зависимость: чем моложе респонденты, тем выше среди них доля лиц, сообщающих о желании переехать, и, наоборот, среди представителей старшего поколения доля таковых гораздо ниже ("никуда не хочу переезжать": 18-24 - 63%; старше 65 лет - 87%). При этом молодежь отличает определенная декларативность в вопросах миграции - хотели бы, но еще не решили, когда - 14% (по сравнению с 4% в группе 55-64-летних). В то же время наиболее высокую долю желающих переехать в Россию показала группа старше 65 лет - 69%; тогда как доли выше среднего также в группах - 18-24 (27%) и 55-64 (28%). Причины переезда в полной мере коррелируют с возрастными особенностями: для молодых это проблемы с трудоустройством и реализацией собственных планов, для более взрослых - плохая экология и неразвитая социальная инфраструктура.
Бедным слоям свойственна декларация о переезде в областные центры и о внутристрановой миграции, из зарубежного направления - Россия. При этом, как уточняют в "Стратегии", российская программа по переселению соотечественников не нашла широкой поддержки среди казахстанцев. Низкий интерес к этому предложению президент ОФ "ЦСПИ "Стратегия" Гульмира Илеуова объясняет целым рядом причин: "во-первых, свою роль играет слабая информированность населения о самой программе; во-вторых, неудовлетворенность размером компенсации, а также предлагаемыми для переезда регионами. Теперь русские не хотят уезжать из Казахстана наобум, как раньше. Только 4% сообщили, что в течение двух лет готовы пойти на этот шаг".
Среди иммигрантов большую долю составляют трудовые, в основной массе приезжающие в Казахстан на работу, которую местное население считает "грязной" и низкооплачиваемой. Другую категорию представляют оралманы: "в 1990-х годах на место 1 миллиона 200 тысяч выбывших из Казахстана прибыло около миллиона оралманов, тем самым произошло замещение выбывшего населения прибывшим. В основном прибыли оралманы, что объясняется проведением государственной политики репатриации". Что же касается интеллектуального потенциала прибывших, то здесь мнение специалистов и обывателей не сходится. "Бытует мнение, что оралманы в большинстве своем неквалифицированны и малоподготовленны к нашим условиям. - говорит Г.Илеуова. - Но я считаю недопустимым подгонять всех репатриантов под одну мерку, поскольку они являются представителями самых разных категорий по социальному статусу и качественному составу. В любом случае, это наличный человеческий капитал, с которым нужно работать, и что немаловажно - помогать адаптироваться в нелегком, даже с нашей с точки зрения, быту и меняющихся экономических условиях".
НЕ АНГЕЛЫ И НЕ БЕСЫ
Нуртай Мустафаев: "Каждый человек у нас должен быть на вес золота"
Каким бы ни был "качественный состав" иммигрантов, аналитик Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Нуртай Мустафаев уверен, что каждый приезжающий должен быть на вес золота.
- По данным агентства по статистике РК, если брать последние семь лет, начиная с 2004 года, численность иммигрантов стабильно превышает численность эмигрантов. Актуален ли вопрос "качества" прибывающих? Насколько в том же смысле существенны потери в результате эмиграции и весомы приобретения в ходе иммиграции?
- Да, с 2004 года сальдо миграции - разница между численностью иммигрантов и эмигрантов - стало наконец-таки со знаком плюс. Это важно, если учесть нашу огромную территорию - 9-я позиция в мире - и очень немногочисленное население. Мы же очень маленькая страна! Меньше чем, например, 20-миллионный Токио или другие известные мегаполисы.
Поэтому каждый человек у нас должен быть на вес золота. Повторюсь, сальдо (баланс) миграции в последние пять-шесть лет стал положительным. И это хорошо, позитив. Когда приезжают жить в нашу страну, это лучший, "железный" аргумент в пользу того, что мы лучше, чем другие, что у нас все хорошо. Мы все знаем, что самой привлекательной в плане миграции страной являются США. Дошло до того, что американскую "грин карту" разыгрывают в лотерею в американских посольствах, консульствах по всему миру!
И я вовсе не против официальных и официозных тезисов об успехах. Хотя, с кем сравнивать. Да, есть определенный позитив. Просто мы оказались такими - более-менее образованными, инициативными, живучими. Каждый на своем месте. Это в целом о нас, казахстанцах. Но то, что мы стали миграционно привлекательными - "сказки Старого Арбата", или если хотите - "сказки дедушки Ердена"! Две трети прибывающих (иммигрантов) - это оралманы, этнические репатрианты-казахи. Вообще, сегодня этническая репатриация практикуется лишь в четырех странах мира - Израиле, Германии, Польше и Казахстане. Да, прибывающие в большинстве своем - оралманы. Из таких далеко отстающих от РК по индексу человеческого развития (качество человеческого капитала) стран, как Узбекистан, Китай, Монголия. И все равно мы должны их всех нормально принять, без каких-то сверхпреференций, в рамках положенных согласно закону сумм на обустройство, помочь переселенцам. И нельзя забывать, что среди оралманов есть и такие люди, как действительно талантливая оперная певица Майра Мухамед-кызы. Да, большинство оралманов - это слепок того общества, тех стран, откуда они прибыли. А это не США, Франция, Германия, а перечисленные Узбекистан, Китай, Монголия. Но мы должны подтянуть их до нашего уровня. Не забывайте, что такая огромная страна, как Австралия, вообще пополнялась за счет каторжников из Великобритании, а теперь вошла в десятку лучших стран мира по качеству человеческого капитала. Так что все в наших руках.
- По статистике, основными регионами исхода иммигрантов, приезжающих к нам, являются СНГ (Узбекистан, Россия, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан), Монголия и Китай. Можете ли вы дать сводную обобщенную характеристику, групповой социальный портрет оралманов в зависимости от страны/региона прибытия?
- В СМИ и просто в обиходе распространены негативные стереотипы об иммигрантах. Надо четко разделять иммигрантов в плане прибывающих к нам жить и прибывающих на временную работу - гастарбайтеров. Хоть постоянные, хоть временные иммигранты из стран СНГ - добро пожаловать. Они "пашут" там, где мы за их копейки не хотим работать. То, что они выращивают, строят, они с собой не увезут. Иммигрантов из стран СНГ мы практически не отличаем от наших людей. Мы их не считаем за иностранцев. А приезжающих из стран вне СНГ или, как принято говорить, из стран дальнего зарубежья, сразу жестко отличаем. Да, они какие-то чужие. В быту их иногда даже продолжают называть "монголами" и так далее. Хотя все это неправильно. Все они "нашинские". В нашем массовом сознании их социальный портрет - портрет тех обществ и стран, откуда они прибыли.
- Какова роль иммигрантов в формировании обновляемого ими состава населения, каковы положительные и негативные стороны, связанные с иммиграцией оралманов?
- Каждый проезжащий на поезде из Алматы в Астану, а тем более человек, проехавший весь Казахстан вдоль и поперек, сразу заметит: мало не только городов, но и поселков, даже каких-то ферм в 2-3 домика. Поэтому в целом перевешивают позитивные стороны. Позитив заключается уже в том, что они, оралманы, хоть как-то осваивают наши экстремальные природные зоны. Причем власти всегда норовят отправить их в самые ужасные для существования человека климатические условия - например, в пустыни Мангистау. Вообще-то это цинично.
Негативные стороны масштабного потока оралманов всем известны. Да, это самые обычные социальные проблемы, можно даже сказать, "социальные болезни" - бедность, неприспособленность, невключенность в принимающее общество. Не будем в очередной раз на них показывать пальцем. Они всем известны.
- Считается, что казахи из Узбекистана и Китая будут являться основным иммиграционным потенциалом Казахстана, поскольку именно там проживают многочисленные казахские диаспоры. Каковы ваши прогнозы относительно активности репатриации из названных стран?
- Здесь никаких точных прогнозов нельзя строить. Все зависит от ситуации в этих странах. Если общий, в плане уровня жизни в РК, РУ, КНР, тренд прошлых двух десятилетий будет сохраняться, то эти две страны будут основными миграционными донорами, поставщиками репатриантов. Хотя в целом, через одно-два десятилетия все будет зависеть не от нас, нашей квоты в 15 или 20 тысяч семей оралманов в год. Кто хотел вернуться, те приедут, те, кто смогут жить вдали от ставших за сотни и десятилетия лет родными мест, кто успешно реализовал себя, не вернутся.
- В казахстанском обществе сформировалось неоднозначное отношение к оралманам. Что можно и необходимо сделать для позитивного восприятия репатриантов и облегчения их социализации?
- Особо ничего не надо делать. Достаточно просто объяснять, разъяснять посредством хотя бы государственных, неплохо бы и частных СМИ, при их доброй воле, что люди приехали из совсем другой страны, что сам переезд - это очень и очень тяжко, рассказывать о том, какие у них нравы, обычаи, что они, конечно, не ангелы, но и не такие уж плохие. Просто люди, как правило, немножко не такие приспособленные ко всему и вся, как мы.
- Даже высокотехнологичные, развитые государства проявляют интерес к притоку высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Не пришло ли время и Казахстану ввести механизмы привлечения чужих "мозгов" (трудовых иммигрантов) с возможностью постоянного закрепления в стране?
- В декабре 2007 года тогда президент ФУР "Казына", а ныне президент ФНБ "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов заявил, что в целях диверсификации экономики Казахстана необходимо привлечь в страну 1 миллион высококвалифицированных специалистов и рабочих из-за рубежа. Это было до развертывания масштабного экономического кризиса, он только начинался. В принципе-то он прав. Да, нашей экономике действительно нужен миллион спецов, чтобы трансформировать ее в несырьевую, технологичную, современную. Но механически привлекать иностранных спецов в таком абсолютно замещающем объеме все ж таки не следует. Даже в посткризисный период. Мы должны готовить их из числа наших граждан. И ничего в этом нет особенного, недостижимого. Готовить и здесь, и направляя казахстанцев за рубеж на работу-стажировку. Образовательная и иная база, несмотря на тяжелые 1990-е, все же как-то сохранилась.
- Нуждается ли существующая миграционная политика, в части внешней миграции, в коррекции?
- Со стороны государства у нас есть определенность лишь в плане содействия возвращению этнических репатриантов. Все остальное - туман. Нет ясности: должны ли мы содействовать - хорошо, даже не содействовать, а просто на уровне деклараций хоть со стороны государства, хоть со стороны общества, просто одобрять, позитивно воспринимать и оценивать обычную, не этническую иммиграцию в Казахстан? Конечно же, из стран СНГ.