01.06.2010
Анатолий Дерновой: Астанинская инициатива активизирует принятие многих важных решений
Экологические катаклизмы и климатические перепады не могут быть головной болью только одного региона. Объединиться здесь придется всей планете. Замечательным образцом внедрения приемлемых для общества и минимально безвредных для природы механизмов, в том числе на законодательном уровне, является опыт большинства европейских стран. Казахстан намерен выступить с астанинской инициативой «Зеленый мост», которая предполагает «сплочение» наработок по адаптации к изменениям климата западных и азиатских стран. Диалоговой площадкой для обсуждения актуальных тем станет наша республика. В Астане будут проведены два значительных по масштабам экологических форума: в сентябре текущего года состоится 6-я Конференция министров охраны окружающей среды и развития Азиатско-Тихоокеанского региона, а через год - 7-я Конференция министров ООС «Окружающая среда для Европы». О ходе подготовки к этим встречам - в интервью с ответственным секретарем Министерства охраны окружающей среды РК Анатолием Дерновым.
- Анатолий Григорьевич, чем вызвана необходимость предложения нашей стороной такого рода инициативы?
- Сегодня во всем мире наиболее актуальны вопросы зеленого роста, государства обсуждают возможность экономического роста без ущерба окружающей среде. Нормой должно стать использование и возобновляемых источников энергии, и доступных «безопасных» производств, и экологически приемлемых технологий по утилизации отходов... Поэтому одной из главных тем сентябрьской встречи в Астане на сессии ЭСКАТО станет продолжение обсуждения «зеленого роста», или так называемого «экологически безопасного экономического развития», которое было ключевой на Сеульской 5-й конференции министров 2005 года.
Осенью нынешнего года мы намерены представить астанинскую инициативу, которая направлена на создание своего рода «зеленого моста» между европейским и азиатским процессом охраны окружающей среды, который и станет концепцией продвижения экологически безопасной экономики.
Идея сближения региональных процессов давно «витала в воздухе» как мера по выполнению рекомендаций Всемирного саммита по устойчивому развитию. Суть ее - в помощи развивающимся странам со стороны развитых государств Европы и Северной Америки. Казахстан принимает на себя обязательство обеспечения диалоговой площадки - «зеленого моста», а также разработки и реализации Программы евразийского сотрудничества. В силу географического положения и высокой репутации Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как главного инициатора развития евразийского сотрудничества во всех сферах международных отношений - для Казахстана выдвижение астанинской инициативы представляется естественным продолжением стратегической политики. Тем более что кандидатура нашей республики уже утверждена на проведение в Астане 7-й Общеевропейской конференции министров окружающей среды в 2011 году.
Кроме Программы евразийского сотрудничества Казахстан берет на себя обязательство осуществлять поддержку еще и охраны трансграничных экосистем и адаптации к изменению климата.
- Помимо выдвижения инициативы какие еще ожидания для Казахстана от сентябрьской конференции?
- В конференции будут принимать участие около 1 500 человек. Это министры окружающей среды и министры экономики 65 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, представители международных организаций, бизнес-сообществ, НПО, СМИ.
Проведение этого форума в Астане позволит Казахстану продемонстрировать огромное внимание со стороны руководства государства вопросам охраны окружающей среды и развития. У нас со многими странами Азиатско-Тихоокеанского региона уже имеются программы взаимовыгодного сотрудничества в экономике, энергетике и торговле. Активная позиция Казахстана направлена на укрепление экологической безопасности в регионе, а выдвижение астанинской инициативы позволит реализовать идею сближения двух процессов сотрудничества - европейского и азиатского.
- В чем же отличие азиатского и европейского подхода? И какую роль в новом экологическом витке будет играть Казахстан?
- Дело в том, что в Европе на протяжении нескольких десятилетий принимаются различного рода международные документы, например, конвенции по трансграничному сотрудничеству, которые имеют силу закона. К этой плеяде относятся, например, четыре трансграничные конвенции и Орхусская конвенция Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». В азиатских странах такого рода подходы распространены довольно слабо, и это одно из перспективных для них направлений.
Азиатский процесс на сегодня не обладает достаточными ресурсами, пока не имеет опыта и мощностей по оказанию помощи странам региона в освоении новых экологичных технологий и современных систем управления в процессе охраны окружающей среды. Исключение составляют лишь потенциал Азиатского банка развития, а также Инициатива Кита-Кюсю, которой Япония создала прецедент внутрирегиональной помощи. В силу многих причин в Азии, можно сказать, очень сложные традиции совместной деятельности стран в решении экологических задач, в частности по трансграничным проблемам.
Казахстан участвует в Азиатском процессе с 2000 года, и единственной мотивацией являлся аргумент от противного: в силу географического положения республика не могла не участвовать, хотя это не приносило никаких выгод, а сам процесс не представлял для нас особого практического значения.
Участие же в европейском процессе для нашего государства принесло ощутимые финансовые и экологические выгоды в виде многочисленных грантовых проектов стран ЕС. Кроме того, Европейский союз в силу длительного интеграционного процесса наработал большой объем инструментов разрешения межгосударственных, субрегиональных и региональных экологических проблем. Этот опыт предоставляет ценную интеллектуальную и правовую базу для использования, в частности, в тех регионах, где Казахстан имеет свои национальные интересы. В частности, в бассейнах Арала и Каспия. В этих регионах пока достигнут ограниченный по результативности прогресс в достижении конкретного сотрудничества.
Пессимистичные оценки малых достижений в Каспийском, и особенно Аральском процессах сотрудничества являются скорее следствием завышенных ожиданий, чем тупиковой ситуацией. Прогресс будет связан с гораздо большим временным периодом. Наряду с этим для улучшения ситуации с урегулированием и прогнозированием водопользования и охраны общих речных бассейнов с КНР - Иртышского и Иле-Балхашского - потенциал Европейского процесса практически не применим. Для этого необходимо принятие политических решений. Астанинская инициатива в какой-то мере активизирует этот процесс.
Мария БУРКАЕВА