|
|
|
Письмо МИД РФ от 18 июня 2010 года № 24421/ГС
На № 3к-1591 от 17.05.2010 г.
См.также: Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 июля 2010 года № Исорг-832670-10
Уважаемый Константин Федорович,
В связи с Вашим запросом относительно прекращения действия Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания п Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 10 января 1995 года (далее - Соглашение) хотели бы сообщить следующее. Каких-либо шагов, следствием которых стало прекращение действия Соглашения, тем более досрочное, пи ФМС России, ни МИД России не предпринимали. В этой связи постановку вопроса о «правомерности действий ФМС России и ЗДСНГ МИД России по досрочному прекращению действия Соглашения» считаем безосновательной. Прекращение действия Соглашения состоялось не на основе волеизъявления сторон, которое применительно к Российской Федерации должно быть оформлено федеральным законом, принятым в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», а в соответствии с условиями Соглашения. По международному праву (в частности, в соответствии со статьей 54 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года) прекращение договора может иметь место в соответствии с положениями договора. Статьей 8 Соглашения предусматривалось, что оно «действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока». В своей ноте от 20 июня 2008 года № 12-1/1611 МИД Казахстана, сославшись на упомянутую статью Соглашения, указал, что «казахстанская сторона исходит из понимания того, что данное Соглашение утратило силу 17 августа 2007 года». Наше же толкование содержания статьи 8 Соглашения было иным. Мы полагали, что цель Соглашения, состоявшая в обеспечении благоприятных условий для реализации гражданами России и Казахстана на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства, носит долговременный характер. МИД России был готов отстаивать изложенный подход, тем более что аргументация казахстанской стороны представлялась не бесспорной и на момент получения упомянутой ноты МИД Казахстана имелись свидетельства того, что и российская, и казахстанская стороны не считали Соглашение прекратившим действие, применяли его и проводили консультации по вопросам его реализации. Тем не менее, ФМС России, как «головное ведомство» по данной тематике высказалась в пользу признания Соглашения прекратившим действие (письмо К.О.Ромодановского от 15 августа 2008 года КР-1/13-I5834). Для объективности картины должны отметить, что позднее ФМС России вернулась к мнению о том, что российско-казахстанское Соглашение заменено Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрошенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года. Это означало бы, что двустороннее российско-казахстанское Соглашение следует считать прекратившим действие 4 ноября 2000 года - с даты вступления четырехстороннего Соглашения. С тем, чтобы в максимально возможной степени избежать негативных последствий прекращения действия Соглашения, МИД России рекомендовал ФМС России определить дачу, с которой оно должно прекратить применяться на территории Российской Федерации. В качестве такой даты Служба определила 1 января 2009 года (письмо К.О.Ромодановского от 31 декабря 2008 года № КР-1/6-25257). Исходим из того, что профильные ведомства продолжат работу по поиску оптимально приемлемых вариантов для решения сложившейся ситуации.
СПРАВКА Документы, касающиеся прекращения действия российско-казахстанского Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства (двустороннего Соглашения)
Обращает на себя внимание то, что: 1. Третий Департамент стран СНГ МИД России выразил, по сути, свое согласие с мнением МИД РК об истечении срока действия двустороннего Соглашения 17 августа 2007 года в период, когда шел третий пятилетний срок его действия, истекающий 17 августа 2012 г. (в нарушение предусмотренной законом процедуры прекращения действия международных соглашений). 2. Письмо директора ФМС о приостановлении действия двустороннего Соглашения издано ранее ноты МИД России по поводу истечения срока действия двустороннего Соглашения.
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Затулину Константину Фёдоровичу от заявителей:
Грузинцева Николая Игоревича, адрес: 141407, Московская обл., г. Химки, ул. Молодёжная, д. 52, кв. 245;
Кураша Максима Григорьевича, адрес: 117335, г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 9, корп. 2, кв. 2.
Представитель заявителей по доверенностям: Крамар Артём Валерьевич, адрес: 127238, г. Москва, Линейный проезд, д. 6-а, кв. 36.
Уважаемый Константин Фёдорович!
Мы, граждане Республики Казахстан, Грузинцев Николай Игоревич и Кураш Максим Григорьевич в начале 2009 года переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, рассчитывая приобрести гражданство России на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощённом порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20 января 1995 г. Органы внутренних дел Республики Казахстан беспрепятственно оформили все документы, которые потребуются в России для приобретения гражданства в упрощённом порядке на основании данного Соглашения. Однако органы ФМС отказали нам в приобретении гражданства России, ссылаясь на то, что данное двустороннее Соглашение не действует с 1 января 2009 г., а условиям продолжающего действовать в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан четырёхстороннего Соглашения об упрощённом порядке приобретения гражданства — между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией от 26 февраля 1999 г. не отвечаем: им вправе воспользоваться заявитель, имеющий родственников — граждан Российской Федерации, проживающих постоянно на её территории, либо родившийся или проживавший в России до 21 декабря 1991 г. В то же время, двустороннее Соглашение от 20 января 1995 г. позволяет приобрести гражданство России в упрощённом порядке гражданину Республики Казахстан, состоявшему в гражданстве Казахской ССР и одновременно СССР, проживавшему в Казахстане на 21 декабря 1991 г. и на 17 августа 1997 г. Каких-либо официально опубликованных нормативных правовых актов о прекращении или приостановлении действия российско-казахстанского Соглашения об упрощённом порядке приобретения гражданства не существует по сей день, и вопрос о прекращении или приостановлении Соглашения не рассматривался Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В этой связи просим Вас обратиться в Министерство иностранных дел Российской Федерации с запросом о правовом статусе Соглашения и обязать Министерство дать разъяснения о том, на каком основании органы ФМС прекратили применять двустороннее Соглашение с 01.01.2009 г. и отказывают нам в приобретении гражданства России в упрощённом порядке.
Представитель заявителей по доверенностям Крамар А. В., 11 мая 2010 г.
Генеральному прокуроруРоссийской Федерации Ю. Я. Чайке
Министру иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврову
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС О прекращении действия российско-казахстанского Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства
Уважаемый Юрий Яковлевич! Уважаемый Сергей Викторович!
Ко мне поступили обращения граждан Республики Казахстан, прибывших в Российскую Федерацию для постоянного проживания после 1 января 2009 года и рассчитывавших приобрести гражданство России на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20 января 1995 года (далее - двустороннее Соглашение). В Казахстане заявителями были оформлены все необходимые выездные документы, которые требуются для приобретения в России гражданства в упрощенном порядке в соответствии с двусторонним Соглашением. Каких-либо официальных оповещений о предстоящем прекращении или приостановлении действия двустороннего Соглашения не было ни в Казахстане, ни в России. Так, заявителю Курашу Максиму Григорьевичу, прибывшему из г. Жетигара, выездные документы были оформлены 15 декабря 2008 г. (то есть, за две недели до прекращения применения двустороннего Соглашения Российской Федерацией). Гражданину Грузинцеву Николаю Игоревичу, прибывшему из г. Алматы, документы оформлены 3 февраля 2009 г., то есть, после прекращения применения Соглашения российской Стороной. Однако по прибытии в Россию при обращении в органы ФМС им отказали в приёме документов на приобретение гражданства со ссылкой на письмо ФМС №КР-1/6-25257 от 31 декабря 2008 г. «О прекращении действия российско-казахстанского Соглашения об упрощённом порядке приобретения гражданства» за подписью директора ФМС К. О. Ромадановского. В письме содержится указание начальникам территориальных органов ФМС приостановить применение двустороннего Соглашения с 1 января 2009 г., а прием в гражданство граждан Республики Казахстан, прибывших на постоянное место жительства на территории России, осуществлять на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощённом порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. (далее - четырёхстороннее Соглашение). Заявителям отказали в праве на упрощенный (регистрационный) порядок приобретения российского гражданства, поскольку круг лиц, имеющих основания для приобретения гражданства России в упрощенном порядке по четырехстороннему Соглашению, уже, чем по двустороннему Соглашению. Различие содержится в нормах пункта а) части 1 статьи 1 названных Соглашений. По указанной норме двустороннего Соглашения право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке имеет заявитель, который «в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или Казахской ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 года и проживает постоянно до вступления в силу настоящего Соглашения». По норме четырехстороннего Соглашения аналогичное право имеет заявитель, который «состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года». То есть, согласно указанным нормам Соглашений, право на регистрационный порядок приобретения российского гражданства получают, в одном случае (по двустороннему Соглашению) - все граждане Казахстана, переехавшие в Россию, которые проживали постоянно в Казахстане с 21 декабря 1991 года по 17 августа 1997 года, в другом случае (по четырехстороннему Соглашению) - только те из них, которые родились в России, либо проживали на ее территории до 21 декабря 1991 года. Для российских соотечественников из Казахстана, которые там родились и живут уже не в одном поколении, не имеют в России ближайших родственников, четырехстороннее Соглашение не дает возможности приобрести российское гражданство в упрощенном порядке, в то время как двустороннее Соглашение позволяет. Двустороннее Соглашение между Россией и Казахстаном об упрощённом порядке приобретения гражданства было подписано Президентами Сторон 20 января 1995 г., ратифицировано Парламентами, вступило в силу 17 августа 1997 г. Статьёй 8 двустороннего Соглашения предусмотрено, что «настоящее Соглашение действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока». Первые пять лет действия двустороннего Соглашения истекли 17 августа 2002 года, второй пятилетний срок истек 17 августа 2007 года. Стороны не заявляли намерения прекратить действие двустороннего Соглашения до истечения как первого, так и второго пятилетнего срока. Действие его автоматически продолжено на третью пятилетку - до 17 августа 2012 года. Об этом свидетельствуют нормативные документы, изданные после 17 августа 2007 г. и в Казахстане, и в России, ссылающиеся на двустороннее Соглашение, как на действующее: в Казахстане - Регламент оказания государственной услуги «Регистрация приёма и выхода из гражданства Республики Казахстан», утверждённый Приказом Министра внутренних дел РК № 361 от 9 сентября 2007 г. В соответствии с пунктом 1.1 Регламента, под упрощённым порядком приема в гражданство понимается порядок приема в гражданство Республики Казахстан, предусмотренный в том числе Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретении гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию и граждан Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан; в России - Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации от 19 марта 2008 г., опубликован в «Российской газете», № 82 от 16 апреля 2008. Согласно п. 3.3 Регламента, исполнение государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с Соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 года. Известно, что по поводу истечения срока действия двустороннего Соглашения существовала переписка между Министерством иностранных дел Республики Казахстан и Министерством иностранных дел Российской Федерации. В ноте от 20 июня 2008 г. МИД РК сообщил, что «исходит из понимания того, что данное Соглашение утратило силу 17 августа 2007 года». МИД России в своей ноте от 28 января 2009 года сообщил, что «принимает указанное понимание к сведению». Обмен нотами произошел после начала третьего пятилетнего срока действия двустороннего Соглашения. Документов, необходимых для решения вопроса о досрочном (до истечения третьего пятилетнего срока) прекращении действия данного Соглашения в Государственную Думу не поступало, и вопрос этот в Государственной Думе не рассматривался. Соотечественники, обратившиеся ко мне, просят объяснить, на каком основании им отказано в праве на регистрационный порядок приобретения российского гражданства, если не была соблюдена процедура прекращения или приостановления действия двустороннего Соглашения, предусмотренная законодательством, и, следовательно, данное Соглашение продолжает действовать, по крайней мере, до 17 августа 2012 года. Прошу Вас в соответствии с частью 3 статьи 14 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», дать указание проверить правомерность действий ФМС России и третьего Департамента стран СНГ МИД России по досрочному прекращению действия двустороннего Соглашения, лишающих граждан Казахстана, прибывающих на постоянное жительство в Россию, права на приобретение российского гражданства в регистрационном порядке в соответствии с названным Соглашением и проинформировать меня о мерах по приведению ситуации в правовое русло.
Приложение: на ** листах
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, Член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом К. Ф. Затулин
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |