|
|
|
Источник: Газеты «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz)
06.10.2010 Казахстану нужны новые профессии
Вспомним, как еще в конце 90-х годов выглядели рекламные ролики частных вузов. В кадр обязательно попадал компьютерный класс, а голос за кадром вещал: «Новые компьютеры, доступ в интернет». Сегодня этим не удивишь даже школьников - интерактивные уроки с использованием возможностей всемирной паутины перестали быть редкостью. А главное - Казахстан строит школы. И не только по программе «100 школ, 100 больниц». В своем Послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев назвал конкретную цифру - за десять лет в республике возведено 652 новых школы. Но проблем в сфере начального и среднего образования еще хватает. Одна из главных среди них - не самый высокий статус педагога. Связано это в первую очередь с оплатой труда. Чтобы повышать конкуренцию в учительской среде, необходимо улучшать условия работы и вознаграждение педагога. Министерство образования и науки работает в этом направлении. По поручению главы государства ведомство разработало и в июне текущего года презентовало проект гос¬программы развития образования Казахстана на 2011-2020 годы. Согласно этому документу, к 2015 году среднюю зарплату педагогов планируется довести до средней по стране, а также внедрить в отрасли новую систему оплаты труда. Параллельно планируется организовать повышение их квалификации на основе ваучерного финансирования, в том числе за рубежом. Ожидается, что доля учителей, использующих в преподавании английский язык, к 2015 году составит 15, а к 2020 году - 30 процентов. Предполагается повышать им доплату в зависимости от квалификации и категории с базового должностного оклада (17697 тенге в 2011 году). Для начинающего учителя без категории - 100, для учителей второй категории -150, первой - 200, высшей - 300 процентов. В этом случае последние смогут получать зарплату выше среднереспубликанской. К тому же не стоит забывать, что государство регулярно повышает зарплаты бюджетников, многие из которых получили нынче прибавку 25 процентов. Соответственно, должна расти их квалификация. А проверкой роста мастерства стали конкурсы на звание «Лучшего учителя» и «Лучшего преподавателя вуза». Именно конкуренция заставила двигаться вперед высшие учебные заведения. Также еще десять лет назад государственные вузы принимали тысячи абитуриентов, не прилагая особых усилий. Но затем появилась национальная система оценки качества образования, а в 2007 году некоторые частные вузы не прошли лицензирование. Это был сигнал: чтобы быть привлекательным на рынке образования, нужно развиваться и вкладывать в это средства. Еще один крупномасштабный проект государства - новый международный университет имени Нурсултана Назарбаева, призванный стать флагманом отечественной системы образования, главной площадкой разработки и апробации современных учебных программ с последующим внедрением их по всей республике. Глава государства в своем Послании народу Казахстана обратил на это особое внимание. Появился с этого года и новый IT-университет, и опять-таки по предложению президента. Это учебное заведение будет сотрудничать с ведущими мировыми вузами и привлекать лучших специалистов из-за рубежа. Задача высших учебных заведений Казахстана - готовить специалистов будущего. Сегодняшние абитуриенты уже имеют представление, что их ждет через пять-семь лет, кем они станут после получения диплома. Развивающемуся Казахстану нужны новые профессии. Сегодня мир переживает мощную информационную революцию. Есть люди, которые целыми днями работают в интернете, создают новые продукты, зарабатывают этим хорошие деньги. Почему казахстанцы должны отставать от новых технологий? Для достижения этих целей задуман проект «Интеллектуальная нация-2020». Впервые о нем заговорили на встрече Нурсултана Назарбаева со стипендиатами программы «Болашак». Главная цель проекта - воспитание казахстанцев новой формации и превращение республики в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом - так презентовал «Интеллектуальную нацию-2020» глава государства. В проекте три важных момента. Первый - инновационное развитие системы образования. Молодежь должна уметь не только получать, но и создавать новые знания. Креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые технологии и инновации - вот что важно в ближайшем будущем. Конечно, без новых методик обучения и специалистов этого не добьешься. Поэтому вторая важная особенность проекта - необходимость информационной революции, в которой республика пока отстает. Совершить ее призван формируемый на базе парка информационных технологий IT-университет. Наконец, третья важная деталь проекта - духовное воспитание молодежи. В век глобализации нельзя забывать об укреплении национально-культурных ценностей и нравственности. А для тех, кто считает лучше отечественного зарубежное образование, государство уже много лет предоставляет возможность учиться по программе «Болашак». Благодаря ей три тысячи казахстанцев получают сегодня образование в лучших вузах Запада и Востока, а многие из тех, кто стал первопроходцем «Болашака», сегодня занимает высокие посты, в том числе в правительстве и министерствах. Но стране нужны не только умные головы, но и золотые руки. Тем более что не все выпускники школ хотят стать учителями, врачами или учеными и тяготеют к техническим специальностям, которые в будущем будут их хорошо кормить. Для таких ребят есть учебные заведения технического и профессионального профиля, которых начинают поддерживать не только государство, но и общественность отрасли. В частности, минувшим летом Ассоциация колледжей Алматы выступила с инициативой учреждения стипендии для поддержки учащихся из социально незащищенных слоев населения. Эту систему поощрения решено назвать «Стипендией единой команды президента «Кёсіпкор». Идею поддержали все регионы страны. В 2010-2011 годах будет присуждено почти 1200 таких стипендий. В Министерстве образования и науки РК уверены, что такая поддержка возбудит в будущих специалистах больший интерес к избранной профессии. Словом, Казахстан готов оказать поддержку тысячам молодых граждан, которые хотят учиться, расти, овладевать профессиями. Предстоящее десятилетие даст еще больший импульс развитию этой сферы. Молодежь должна уметь не только получать, но и создавать новые знания. Креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые технологии и инновации - вот что важно в ближайшем будущем Михаил Козачков, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |