| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Источник: Газеты «Новый вестник» (www.nv.kz)
07.10.2010 Казённый счёт
Андрей Беляев на деньги вкладчиков проводил свои творческие вечера и печатал сборники стихов. За счет банка бывший банкир купил здание детского сада, которое потом перестроил под свой дом. Миллионы тенге тратил на автомобили для себя и родных. Обо всем этом на суде рассказал прокурор. Его слова подтвердили свидетели.
Личные нужды
Схема, по которой Андрей Беляев (по документам Айтбакы Белялов - авт.) выводил деньги из банка, уже известна. Ее обвинители очертили еще в предыдущем суде над бывшим президентом «Валют-Транзит Банка». Сначала организовывались четыре лжепредприятия. Банк выдавал им крупные кредиты. Деньги перечислялись на счета этих подставных фирм. Потом разбивались на мелкие суммы и шли дальше. Свое последнее пристанище они нашли на личном счете г-на Беляева. Так из банка ушли шесть с половиной миллиардов тенге. Но за это экс-глава «Валют-Транзит империи» уже отсидел три с половиной года. В нынешнем процессе рассматривают примерно такой же сценарий, но только, как говорит обвинение, «без цели хищения». Лжефирм теперь стало больше. А ущерб гораздо весомее - 29 с лишним миллиардов тенге. Однако оказалось, что деньги из банка уходили не только окольными путями, но и напрямую. Г-н Беляев, к примеру, 157 миллионов тенге отдал за печать сборников своих стихов. Вкладчики были невольными спонсорами публичных чтений стихов и исполнений песен четы Беляевых. На творческие вечера в Конгресс-Холле Астаны ушло больше миллиона тенге. За два года на турпоездки семья Беляевых потратила 22 с лишним миллиона тенге. - В июле 2006 года для личного пользования Белялова и членов его семьи были приобретены две машины «Мерседес Бенц S350L» и «Мерседес Бенц S500L», - сообщил на судебном заседании прокурор. - Они обошлись в 43 миллиона тенге. Деньги «Валют-Транзит Банк» выдал одному из лжепредприятий по указанию Белялова. Всего же на личные нужны экс-банкир потратил больше 922 миллионов тенге. Эту цифру высчитали специалисты, которые проводили судебно-экономическую экспертизу.
Детсад стал домом
На банковские деньги Андрей Беляев купил детский садик. Тогда он располагался на бульваре Мира, а сейчас на улице Тулепова. Банкир перестроил здание по своему вкусу и сделал из него дом. В итоге он потратил больше 317 миллионов тенге. Но это без обстановки. За мебель пришлось выложить еще около 91 миллиона тенге. О ремонте бывшего детсада знали многие сотрудники «Валют-Транзит Банка». Но они не подозревали, что он станет жилищем для их шефа. - Мне говорили, что идет реконструкция пансионата, - сказала суду свидетель, которая была заместителем управляющего директора банковской группы «Валют-Транзит», Татьяна Владимирова. - Строительство велось за счет кредитных средств. И сам этот объект был в залоге. Собственником пансионата было одно из наших предприятий. Название его я не помню. Но примерно через год правообладатель поменялся. Андрей Андреевич сказал, что нужно оформить договор купли-продажи между юридическим лицом и Алкеевой Алией Балташевной (супругой банкира - авт.). Мы все сделали. Вот суммы, к сожалению, я не помню. Татьяна Владимирова рассказала суду много интересного. Оказывается, она знала, как покупались «Мерседесы», на какое предприятие регистрировали машины и кто на них ездил. Еще свидетельница участвовала в одном из творческих вечеров Андрея Беляева и его жены. Она отвечала за приглашение гостей. На суде Татьяна Владимирова подтвердила, что поэтическое мероприятие «шло под эгидой PR-кампании» и «финансировалось за счет банковской группы». Плюс ко всему г-н Беляев тратил деньги банка на покупку недвижимости. - Ему нужно было приобрести 20 квартир в Астане, в строящемся доме компании «Куат», - рассказала Татьяна Владимирова. - Я позвонила контактному лицу, спросила, есть ли у них квартиры на продажу. Он сказал: «Да, приезжайте посмотреть», и назвал стоимость. Я доложила обо всем Андрею Андреевичу. А потом были заключены договоры купли-продажи. Как показала экспертиза, за квартиры в столице банкир отдал 290 миллионов тенге.
Подпись покойника
Андрея Беляева судят по восьми статьям Уголовного кодекса. Среди них и «лжепредпринимательство», и «незаконное использование денег банка», и подделка документов. Наверняка сам экс-глава «Валют-Транзит Банка» бумагу не марал и подписи за других людей не ставил. Но возможно, давал указания делать это своим подчиненным. Ведь, по версии обвинения, он - организатор преступной группы, каждому участнику которой он отвел свою роль. Вот на одном из судебных заседаний стал известен весьма неординарный случай, связанный с подделкой подписи на документе. - Были ли случаи, когда вам приносили платежные поручения с подписью руководителя предприятия, которого уже не было в живых? - спросил прокурор. - Да, было такое, - неуверенно ответила свидетель Татьяна Кострова. - Один раз нам принесли документы. И я помню, как моя сотрудница возмущалась: «Что это такое принесли! Человека уже нет в живых!» Но, по-моему, мы это платежное поручение провели. - Почему вы провели платежи по Румянцевой, которой уже не было в живых? - спросил у своей бывшей сотрудницы подсудимый Беляев. - Когда мы стали возмущаться, наше руководство позвонило в банк, - стала объяснять свидетель. - И там дали распоряжение делать проводку. Нам говорили: не хотите работать - пожалуйста, пишите заявление на увольнение! - Но у вас была возможность написать об этом мне! Почему вы этого не сделали? Это же возмутительный случай! Я Румянцеву уважал. Она много лет работала в «Валют-Транзит Милосердии». Она помогла многим инвалидам, пенсионерам. А когда она ушла из жизни, я лично проводил поминки по ней. Потом мы учредили несколько стипендий ее имени в МГТУ. Вас не возмутило как человека? Почему у вас было такое мнение: раз сверху кто-то сказал, то ничего делать не надо? - Потому что мы все держались за работу, - испуганно ответила Татьяна Кострова. - Держаться надо и надо работать активно! Но зачем нарушать закон?
Вкладчик в защиту
На первое заседание суда пришли обманутые вкладчики «Валют-Транзит Банка». Они хотели посмотреть в лицо своему обидчику. А оно, надо сказать, за годы заключения в СИ-16 ничуть не изменилось. Все те же черные, почти без проседи, длинные волосы. Только взгляд другой. Одухотворенный, что ли. Видимо, увлечение йогой сказалось. А вот память бывшего банкира что-то подводить стала. - Последнее место работы? - спросил у подсудимого судья Рахимбеков. - Да я 4 года безработный. - Последнее место работы? - Хозяйственное отделение учреждения 159… - Нет! Это мера отбывания наказания. - Кем вы работали в последний раз? - А! Я был уволен в августе 2006 года с должности президента банковской группы «Валют-Транзит». Пришедшие на суд вкладчики были настроены против Андрея Беляева. Все, кроме одного, ветерана Григория Степенко. Кстати, он участвует в процессе в качестве потерпевшего. Однако когда его вызвали давать показания, он начал защищать экс-банкира. - Вкладчики уже три года не могут получить свои деньги, - начал свою речь Григорий Степенко. - Но недавно мы нашли выход. Мы организовали коллекторское агентство. И уже раздали вкладчикам 12 миллионов тенге. Мы сняли общественную напряженность. Конечно, это заслуга Беляева! Поэтому я прошу поступить с ним гуманно. Не надо изолировать его от общества. Я прожил 85 лет и знаю людей. За шесть месяцев, что знаком с Беляевым, я понял, что он грамотный человек! Я думаю, его кто-то подставил. Поэтому прошу, ваша честь, разберитесь в этом деле! Суд над Андреем Беляевым только начался. Свои показания еще предстоит дать почти 200 свидетелям. А последним выступит в свою защиту экс-банкир. Вот тогда мы и узнаем, тратил ли он деньги банка, как свои собственные. Правда, уже сейчас известно, что подсудимый Беляев признает свою вину частично.
Елена Ульянкина
Источник: Газеты «Новый вестник» (https://www.nv.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |