|
|
|
Не только в пределах Таможенного союза
Александра Сергазинова, Костанайская область
Таможня - один из атрибутов суверенитета и действенный регулятор внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности государства. Поэтому не случайно в числе первых актов независимого Казахстана был издан Указ Президента РК об образовании Таможенного комитета. Казахстан за относительно короткий исторический период своей независимости сумел создать качественную, четко функционирующую, ориентированную на мировую практику таможенную службу. Реализация Программы реформирования и модернизации таможенной службы Республики позволила сформировать собственную государственную таможенную политику и вывести страну на новый уровень межгосударственных отношений. Сегодня Казахстан является членом Всемирной таможенной организации, широко сотрудничает с таможенными администрациями других стран, активно работает над совершенствованием законодательства в сфере таможенного дела. Однако нельзя забывать, что столь стремительная динамика развития межгосударственных отношений в условиях мировой глобализации и растущего взаимопроникновения экономик различных стран порождает иную природу экономических правонарушений. Об этом наш разговор с директором НИИ экономики и права КСТУ им. академика З. Алдамжар, д.ю.н., профессором Сергеем Жалыбиным. - Сергей Михайлович, как вы думаете, как изменится природа преступлений? - Не секрет, что с созданием Таможенного союза Беларусь-Казахстан-Россия, используемые сегодня методы работы таможенных органов повлекут необходимость создания новых подходов к реализации стоящих перед таможенными службами задач. Рост объемов и расширение многообразия внешнеэкономических контактов потребуют дополнительных усилий со стороны таможенных служб по адаптации их работы к постоянно меняющимся правилам игры во внешнеэкономической деятельности. При этом надо иметь в виду, что это новое образование на постсоветском пространстве неизбежно будет вступать в противоречие с другими странами Содружества Независимых Государств, которые, используя возможные недоработки и просчеты в работе таможенных органов стран-членов Таможенного союза, будут стремиться к отстаиванию своих внутренних интересов. Поэтому взаимный контакт участников Таможенного союза помимо исполнения своих функций в рамках предоставленных им полномочий должен предусматривать такую деятельность, как обмен оперативной информацией, совершенствование технического взаимодействия, создание новых информационных технологий, модернизацию таможенных служб и главное - унификацию таможенного законодательства стран-участников Таможенного союза. - Претерпит ли изменения Таможенный кодекс? - Краткий анализ Таможенного кодекса союза показывает, что в нем изначально заложены нормы, потребующие в дальнейшем издания дополнительных нормативно-правовых актов, регламентирующих механизмы взаимодействия таможенных органов. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1 Кодекса, которым установлено, что «Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза». Нетрудно заметить, что данная норма ориентирована на регулирование экономических взаимосвязей в пределах Таможенного союза. На это четко указано в п. 1 вышеуказанной статьи, которая определяет понятие правового регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Казалось бы, все верно, так как в соответствии с договором о формировании таможенного союза, его целью является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создание благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами. Однако за рамками вышеприведенной статьи остались несогласованные с ней нормы других отраслей права, что вызывает определенную озабоченность. Дело в том, что у основной массы населения уже сформировалось убеждение в том, что единое таможенное пространство создавалось не для развития экономик тройственного союза, а для облегчения взаимных контактов людей, то есть упрощения процедур перехода границы и устранения таможенных препятствий. Такое восприятие тройственного союза образовалось под воздействием средств массовой информации, которые как раз с этим зачастую позиционировали соответствующий договор. К чему это может привести на практике можно понять, смоделировав ситуацию с применением норм уголовного закона. Например, в соответствии с п. 4 ст. 251 Уголовного кодекса РК незаконное ношение или сбыт кинжалов, финских ножей или другого холодного оружия является уголовно-наказуемым деянием. А ст. 222 Уголовного кодекса России к аналогичным преступлениям относит только сбыт, но не ношение холодного оружия. Значит, гражданин России, имея при себе холодное оружие, вправе считать его нереализуемым товаром, подлежащим свободному перемещению через таможенную границу. Однако, въехав в Казахстан, россиянин с холодным оружием автоматически подпадает под действие п. 4. ст. 251 УК Казахстана и становится преступником. Между жителями северных регионов Казахстана и граничащих с ними Челябинской, Оренбургской и Курганской областей существуют активные связи. Еженедельно сотни россиян приезжают в Казахстан по делам, к родственникам, на охоту, рыбалку и т.д. Сегодня гости, зная, что на таможне возникнут проблемы, не рискуют перевозить с собой холодное оружие. Но завтра, полагая, что единое Таможенное пространство устраняет все препятствия, кто-нибудь из них, направляясь на рыбалку, сочтет возможным взять с собой красивый инкрустированный, коллекционный кинжал, а оказавшись в Казахстане, сразу же испытает на себе силу казахстанского уголовного закона. Возможно, я сгущаю краски. Но формулируя возможные юридические последствия от действия норм Таможенного кодекса Евразийского экономического сообщества, хочу обратить внимание на необходимость не только унификации и гармонизации отраслевого законодательства стран-участников Таможенного союза, но и на необходимость широкого освещения действующих на их территории законов и правил. Причем, это касается не только внешнего, но также и внутреннего законодательства, особенно актов регионального характера, затрагивающих права и обязанности жителей отдельных областей Казахстана и России. - Как, на ваш взгляд, будет проведена перестройка работы таможенных служб по выполнению контрольных и фискальных функций? - С одной стороны, устранение ныне существующих барьеров позволит увеличить межгосударственный товарооборот, повысит заинтересованность иностранных инвесторов в казахстанском бизнесе, увеличит транзит товаров и т.д., но с другой стороны, повышается риск продовольственной безопасности страны, наркотрафика, незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, контрабанды и контрафакта товаров, а также прочих негативных явлений. Более остро встанут проблемы масштабной утечки из Казахстана твердой валюты и иных финансовых и материальных ресурсов, а отсутствие валютно-банковского таможенного контроля в рамках единого таможенного пространства может повлечь за собой массовый отток отечественного капитала за пределы страны. Эти отрицательные тенденции усугубляются большой протяженностью границ между Казахстаном и Россией, наличием развитой транспортной инфраструктуры и активными контактами между жителями северных регионов республики с прилегающими российскими территориями, а также отсутствием визового режима с некоторыми сопредельными государствами. В этих условиях потребуется значительная модернизация таможенных органов, включающая не только высочайшую техническую оснащенность, но и средства и способы химической и биологической защиты границ и интересов государства в целом. И конечно, следует значительно повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов, особенно причастных к применению мер административного и уголовно-правового воздействия. То есть следует подумать о разработке и реализации новой кадровой программы, предусматривающей специальный порядок подготовки таможенников, включающий, помимо профессионального обучения, требования по неукоснительному соблюдению чести сотрудника таможенных органов, преданности интересам государства, осознания своего особого предназначения в реализации стратегических задач, стоящих перед страной. - Первые вопросы к таможенникам показали, что до сих пор нет единых требований в странах - членов Таможенного союза. - Учитывая, что заключив тройственный союз, мы приняли на себя ряд обязательств, корректирующих интересы Казахстана с интересами других субъектов Таможенного союза, нам следует исходить из поэтапности интеграционных процессов. На первом этапе участники Таможенного союза должны стремиться к продолжению ликвидации таможенных барьеров, не подпадающих под действие заключенного соглашения. На втором этапе следует принять меры по дальнейшему согласованию единых тарифов. Далее необходимо предусмотреть гармонизацию основных элементов экономической политики, когда допускается свободное движение товаров, капитала и рабочей силы. И, наконец, перечисленные этапы должны привести к полной интеграции, объединяющей бюджетную, денежную, инвестиционную и др. системы и, кроме того, предусматривающей унификацию финансового, налогового и др. отраслевых законодательств, а также обеспечивающей наличие надгосударственных законодательных, исполнительных и судебных структур. В этих целях необходимо разработать ряд мер организационного и правового характера, направленных на дальнейшее совершенствование модельных законов, гармонизацию и унификацию законодательств стран-участников Таможенного союза, координацию организационной, правовой и методической работы по созданию межгосударственного суда и формированию структур, обеспечивающих защиту интересов союза. Полагаю, что создание и функционирование таких органов явится стержневой составляющей единого таможенного пространства и позволит поднять на новый уровень экономико-политические интеграционные процессы Казахстана, России и Беларуси. Нельзя не остановиться и на такой деликатной теме, как присутствие во взаимосвязях приграничного населения так называемого этнического фактора. Если не останавливаться на деталях, то можно констатировать, что на процессы функционирования государств и народов в современном мире в основном влияют две основополагающие тенденции. С одной стороны - это стремление к экономической и в определенной мере социально-политической интеграции, с другой - желание сохранить этническую обособленность, воспринимаемую большинством коренного населения страны как естественную составляющую интересов государства. Опыт общения жителей приграничных областей между Казахстаном и Россией показывает, что как наши соотечественники, так и россияне охотно пользуются потенциалом сопредельных областей. Казахстанцы приобретают более дешевые российские промышленные товары, активно пользуются транспортными услугами при выезде в дальнее зарубежье, развивают малый и средний бизнес и т.д. и т.п. Россияне, в свою очередь, широко используют наши природные ресурсы, приобретают качественные сельхозпродукты, создают предпринимательские структуры в сопредельных регионах. С созданием тройственного союза эти взаимоотношения будут развиваться более активно. В этой ситуации неизбежно возникнет соперничество за увеличение доли интересов лиц, осуществляющих свою деятельность в пределах таможенного пространства и отстаивающих интересы своего этноса. В принципе такой подход к взаимодействию населения разных стран является вполне естественным. Каждый из представителей сопредельных государств будет стремиться к сохранению своих природных богатств, материальных ресурсов, промышленных технологий, интеллектуальных достижений и т.д. И, как уже сказано, ни для кого не секрет, что во главу угла в этом соперничестве будет поставлена задача соблюдения приоритета своего народа. Как известно, каких-либо особых рецептов по управлению этими процессами на сегодня в мире не выработано. В арсенале воздействия на страны и народы по-прежнему доминируют силовые методы, пропагандистские меры, политическое и экономическое воздействие и т.п. Понятно, что в нашем случае не рассматриваются некоторые из вышеуказанных способов разрешения возможных коллизий. Не стоит останавливаться и на вопросах экономики, поскольку для целей ее развития и создан Таможенный союз трех государств. По нашему мнению, с целью недопущения нежелательных эксцессов во взаимоотношениях населения сопредельных стран необходимо использовать уже апробированные и широко применяемые идеологические установки, целенаправленно управлять потоками информации, но самое главное - совершенствовать нормативно-правовую базу государств - участников Таможенного союза, которая не должна иметь пробелов, неоднозначного толкования, а также доминирования интересов отдельно взятой державы. Эти факторы должны в целом позитивно отразиться на сотрудничестве и позволят в дальнейшем совершенствовать межгосударственные отношения не только в пределах Таможенного союза, но и взаимосвязях с другими государствами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |