|
|
|
15.12.2010 «Свобода» без затрат»
Строительство на границе Казахстана с Китаем Межгосударственного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» вызывает у читателей много вопросов. Начиная с простого: «Зачем это нужно?» и заканчивая: «Не будут ли выделенные на это государственные деньги потрачены впустую или попросту разворованы?» О сегодняшнем положении дел в этом масштабном проекте Казправде рассказал президент АО «МЦПС «Хоргос» Габдул Хаким ЖАШИБЕКОВ. - Габдул Хаким Болташевич, почему и у кого возникла эта идея - построить на границе центр делового сотрудничества двух государств? - То, что Китай для Казахстана является одним из ключевых торгово-экономических партнеров, я думаю, никому объяснять не надо. Но при всей динамике роста торгового товарооборота между нашими странами эти объемы все же не отражают пока еще скрытых реальных возможностей наших взаимоотношений в торговой сфере. Одним из главных тормозящих факторов являются отсутствие современной инфраструктуры пограничных переходов, определенные издержки, связанные с пересечением государственной границы, особенности инвестиционного климата приграничных регионов, отсутствие доступного и качественного сервиса. И как результат - в полной мере не раскрыт потенциал нашей республики в системе международных грузопотоков, а из-за геополитического положения государства он очень высок. Понимание этого и послужило толчком к подписанию в 2005 году межправительственного соглашения о создании и деятельности Межгосударственного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». В декабре 2006 года в ходе визита Главы государства в КНР был подписан протокол, согласно которому площадь центра с казахстанской стороны была увеличена с 120 до 185 гектаров. С китайской стороны выделено 343 гектара. Идея всего проекта в том, что на территории МЦПС «Хоргос» будет действовать особый правовой режим для ведения приграничной торговли, причем не только с КНР, но и с другими странами. Например, здесь будет предусмотрено безвизовое пребывание в течение 30 суток, планируется создание специальной экономической зоны. Создание центра, по своей сути, это один из этапов практической реализации еще более масштабного проекта трансконтинентального коридора Западная Европа - Западный Китай. И у Казахстана есть все шансы сыграть в нем ключевую роль. Согласитесь, что упускать такой шанс было бы недальновидно. - А каких финансовых вложений потребует реализация проекта? - Могу сказать, что с 2005 года его стоимость уже несколько раз корректировалась. Что в общем-то нормально с учетом масштабности проекта и жизненных реалий, например, таких как мировой финансовый кризис. Последний подсчет потребности строительства в бюджетных инвестициях показал, что потребуется порядка 73,7 миллиарда тенге. Плюс планируется привлечь 309,2 миллиарда тенге частных инвестиций. Суммы, конечно, большие. Но надо учитывать, что они не идут ни в какое сравнение с дивидендами, которые может получить Казахстан, построив на своей территории ворота трансконтинентального коридора из Китая в Европу. Помимо очевидного роста экспорта казахстанских товаров и значительного увеличения бюджетных поступлений за счет роста объемов грузопотоков через нашу республику, осуществление проекта станет толчком к созданию специальных технопарковых зон на всем протяжении этого транспортного коридора, развитию индустриально-инновационной инфраструктуры приграничных территорий Казахстана. Большая часть бюджетных денег пойдет на проектирование и строительство объектов инфраструктуры центра. - И когда же центр начнет полноценно работать? - Согласно протоколу, подписанному Министерством индустрии и новых технологий РК с народным правительством СУАР КНР, совместное открытие центра назначено на 1 июля 2011 года. К этому сроку мы планируем полностью завершить три инвестиционных объекта - два терминала и испытательный центр с лабораториями. Всего же производственной программой предусмотрено строительство 106 объектов, причем из них 20 уже построены и приняты рабочей комиссией, а еще 26 находятся в стадии строительства. Среди завершенных немало объектов инфраструктуры - мосты и путепроводы, высоковольтные линии, коммуникации связи, водоснабжения, теплоснабжения и канализации, укрепления селезащиты, дороги. В перспективе на базе МЦПС «Хоргос» будет создан транспортно-логистический комплекс, состоящий из так называемого сухого порта, где будут терминалы, логистический центр, санитарно-карантинный пункт, автоматизированные склады. В административно-деловом центре - офисы, банки, гостиницы. Особое внимание мы уделяем оснащению всех объектов современным высокотехнологическим оборудованием. В первую очередь это коснется транспортно-логистического терминала. Началом полномасштабного функционирования МЦПС «Хоргос» мы вместе с китайской стороной определили 2018 год. Так что сейчас строительство развернуто и идет полным ходом. - Не могу не спросить про ту скандальную историю, из-за которой ваш предшественник оказался под следствием… - Да, я понимаю. Об этом мне тоже очень неприятно говорить, но нельзя не признать, что при запуске проекта прежним руководством АО «МЦПС «Хоргос» были допущены некоторые негативные моменты. Но после того как в нынешнем году проект был передан МИНТ и управлять АО пришла новая команда, вопросы эффективности использования выделяемых денежных средств находятся на постоянном контроле. Одним из ключевых направлений в нашей деятельности стало бережное и целевое использование бюджетных средств. Но действительно, в отношении прежних руководителей проекта за незаконное использование бюджетных средств в период 2008-2009 годов возбуждено несколько уголовных дел. Этого не могу не признать. Но мы работаем по-другому. - И все же какой будет выгода простых казахстанцев после того, как откроется центр? - Главное, что даст межгосударственный центр приграничного сотрудничества, -это возможность свободного перемещения в пределах его границ граждан Казахстана, Китая и третьих стран. Здесь будут созданы все условия, чтобы проводить деловые встречи, переговоры, знакомиться с продукцией, производимой нашими странами, заключать сделки. И все это без лишних затрат на переезды внутри страны и визы. Мы считаем, что с момента ввода центра в эксплуатацию, ориентировочно в 2012 году, количество его посетителей составит порядка 9-10 тысяч человек. Максимальная пропускная способность центра к моменту полного завершения строительства будет около 30 тысяч человек в сутки. А предполагаемая численность обслуживающего персонала - около 6 тысяч человек. Во-первых, все это рабочие места для казахстанцев и мощный толчок к развитию всего приграничного региона. Во-вторых, любой казахстанец, посетив центр, сможет беспошлинно совершить покупки на сумму в тысячу долларов. Для бюджета скромно живущего человека это даст большую экономию, даже с учетом, что ему придется ехать до Хоргоса. К тому же нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что, по сути, для него это будет полноценная поездка за границу, причем без оформления визы - ведь больше трехсот гектаров китайской территории - это очень немало. Думаю, что все казахстанцы это оценят. Степан ЛЕМЕШЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |