|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
08.01.2011 Защиты нет
Непредсказуемая ситуация в аэропортах Казахстана в любой момент может привести к трагедии. Например, тысячи птиц, расселившихся возле взлетно-посадочных полос, подвергают смертельному риску жизни пассажиров самолетов, выводят из строя дорогостоящую технику. Одна надежда - на счастливый случай?В Казахстане в аэропортах только трех городов - Астаны, Алматы и Атырау - применяется биоакустическое оборудование для отпугивания птиц от взлетно-посадочных полос. По данным департамента безопасности авиакомпании «Эйр Астана», только ее самолеты в 2008 году «встретились» с птицами 13 раз, в 2009-м - 37 раз, в 2010-м - 28 раз. Не так давно при разбеге авиалайнера по взлетно-посадочной полосе Алматинского аэропорта экипаж в конце «взлетки» неожиданно обнаружил огромную стаю взлетевших птиц. Благодаря мастерству пилотов удалось предотвратить опасное столкновение, которое могло закончиться трагедией. Встреча самолета с пернатыми во время взлета и посадки угрожает полным выходом из строя машины и безопасности пассажиров на борту. Достаточно вспомнить аварийную посадку самолета на реку Гудзон в 2009 году, тогда вылетевший из Нью-Йорка аэробус на взлете столкнулся со стаей гусей. Из строя сразу вышли два двигателя! Как рассказали нам авиаторы, столкновения с птицами влекут за собой повреждение разных частей самолета - носовых обтекателей, двигателей и так далее. В 2010-м при вылете из аэропорта Алматы на высоте 300 метров «Боинг-767» столкнулся с птицами. Самолет получил серьезные повреждения и вынужден был вернуться обратно, в аэропорт вылета. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Между тем ремонт поврежденной птицей только одной маленькой детали - лопатки двигателя «Боинга-757» - стоит 50 тысяч долларов! Птиц отпугивают дедовским методом Во всем мире меры борьбы с пернатыми в зоне взлета и посадки самолетов - целый комплекс мероприятий, начиная от работы биоакустических систем и заканчивая детальным обследованием прилегающей к аэропорту территории на наличие на ней объектов (свалок мусора, зерновых угодий и так далее), привлекающих птиц. В Казахстане только аэропорт Астаны может похвастаться комплексным подходом в решении проблем орнитологического обеспечения полетов. Дополнительно имеется своя орнитологическая служба, которая проводит обработку прилегающих территорий от насекомых - пищи птиц. В большинстве же других казахстанских аэропортов птиц отпугивают дедовскими методами - хлопушками, стартовыми пистолетами. Эффект таких методов невелик. Еще одна давняя проблема - свалки вблизи территории аэропортов. Так, проехав под занавес 2010 года вдоль Кульджинской трассы параллельно взлетно-посадочной полосе аэропорта Алматы, мы убедились: пищи для птиц в придорожных канавах тут больше чем достаточно! А свалка, что всего в 300 метрах от ВПП, превратилась в «ресторан» для птиц: сюда торговцы овощами привозят сгнившие картофель, капусту. Экономия на… безопасности Специалисты департамента безопасности полетов авиакомпании неоднократно поднимали этот проблемный вопрос перед руководством казахстанских аэропортов. Однако часто сталкивались с недопониманием, особенно в вопросе определения зоны ответственности аэропортов за орнитологическое обеспечение полетов. По международным авиационным документам, основная ответственность за появление птиц на взлетно-посадочных полосах лежит на аэропортах! К столкновению с птицами в аэропортах относятся все случаи, которые имели место на высоте от нуля до 150 метров при взлете и от нуля до 60 метров при посадке (учитывая особенности траектории захода самолета на посадку, это расстояние составляет километр от торца взлетно-посадочной полосы). Другая проблема - нехватка специалистов-орнитологов, точнее - их отсутствие в большинстве казахстанских аэропортов. В последнее время из-за экономии средств практикуется совмещение должностных обязанностей аэродромной и орнитологической служб, а ведь раньше это были самостоятельные службы, со своим штатом сотрудников. Специалисты по безопасности полетов уверены, что нельзя совмещать разные по сути обязанности - это приводит к снижению эффективности и качества работы. Понятно, что такая экономия в любой момент может выйти боком! А защитить пассажиров от опасной встречи с птицами реально никто не может!
Елена КОЭМЕЦ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |