|
|
|
З а к о н
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2010 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике правонарушений.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) социальная адаптация - комплекс мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на формирование личности, способной принимать и соблюдать нормы и правила поведения в обществе; 2) социальная реабилитация - комплекс мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на оказание правовой, социальной, психологической, педагогической помощи лицу с противоправным поведением, а также процесс преодоления психологической и (или) моральной травмы; 3) законопослушное поведение - сознательное поведение лица, соответствующее установленным законами Республики Казахстан нормам поведения, не нарушающее права, свободы человека и гражданина, интересы общества и государства; 4) профилактика правонарушений - комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на сохранение и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 5) субъекты профилактики правонарушений - государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане Республики Казахстан, осуществляющие профилактику правонарушений; 6) правовое воспитание - комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на формирование законопослушного поведения, правосознания и правовой культуры граждан.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений 1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона 1. Целью настоящего Закона является установление единой государственной политики в области профилактики правонарушений. 2. Задачами настоящего Закона являются: 1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от противоправных посягательств; 2) снижение уровня правонарушений; 3) совершенствование системы профилактики правонарушений, а также выявление, изучение, устранение способствующих им причин и условий; 4) социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; 5) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений; 6) повышение уровня правовой культуры граждан; 7) обеспечение участия граждан и организаций в профилактике правонарушений.
Статья 4. Принципы профилактики правонарушений Профилактика правонарушений основывается на принципах: 1) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 4) единства прав и обязанностей; 7) неприкосновенности частной жизни; 8) приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными; 9) комплексности и системности.
Глава 2. Субъекты профилактики правонарушений
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области профилактики правонарушений Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области профилактики правонарушений; 2) утверждает программные документы в области профилактики правонарушений; 3) образует и упраздняет республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений; 4) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и координацию их деятельности; 5) обеспечивает принятие своевременных мер по недопущению кризисных демографических процессов, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений; 6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Статья 6. Компетенция местных представительных и исполнительных органов 1. Местные представительные органы: 1) утверждают региональные программные документы в области профилактики правонарушений и рассматривают отчеты об их исполнении; 2) утверждают по представлению акима персональный состав местных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений; 3) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений; 4) содействуют исполнению гражданами и организациями норм настоящего Закона; 5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 2. Местные исполнительные органы: 1) разрабатывают и реализуют региональные программные документы в области профилактики правонарушений; 2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений на местном уровне; 3) ведут учет граждан и организаций, участвующих в профилактике правонарушений, определяют виды и порядок их поощрений; 4) содействуют занятости населения; 5) представляют для утверждения в соответствующие местные представительные органы персональный состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и обеспечивают их функционирование; 6) обеспечивают создание и функционирование организаций системы профилактики правонарушений; 7) организуют предоставление специальных социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; 8) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 9) обеспечивают организацию правового воспитания граждан; 10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция органов внутренних дел Органы внутренних дел: 1) разрабатывают и реализуют совместно с иными государственными органами программные документы в области профилактики правонарушений; 2) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области профилактики правонарушений; 3) принимают участие в правовом воспитании граждан, изучают общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений; 4) осуществляют меры по профилактике правонарушений; 5) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль; 6) взаимодействуют с гражданами и организациями, участвующими в охране общественного порядка и профилактике правонарушений; 7) осуществляют взаимодействие с субъектами охранной деятельности; 8) информируют иные правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов; 9) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях; 10) обеспечивают организацию специальных учебных курсов по вопросам профилактики правонарушений для сотрудников органов внутренних дел; 11) осуществляют криминологическое прогнозирование в сфере общеуголовной преступности и планирование профилактических мероприятий по профилактике правонарушений; 12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция органов финансовой полиции Органы финансовой полиции: 1) участвуют в разработке и реализации программных документов по профилактике правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией и другими должностными правонарушениями, а также предупреждению незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность; 2) осуществляют правовое воспитание и правовую пропаганду среди граждан; 3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция органов юстиции Органы юстиции: 1) координируют деятельность государственных органов по правовой пропаганде; 2) проводят юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов в целях предупреждения принятия норм, способствующих совершению правонарушений; 3) во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечивают проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения совершения правонарушений осужденными, а также лицами, содержащимися в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы; 4) проводят воспитательную работу с осужденными в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан; 5) ведут профилактический учет и профилактический контроль лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой отбывания наказания; 6) информируют правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов; 7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция органов прокуратуры Органы прокуратуры: 1) осуществляют высший надзор за точным и единообразным применением законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений; 2) обеспечивают координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью; 3) формируют государственную правовую статистику и ведут специальные учеты; 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования: 1) взаимодействует с государственными органами и организациями по вопросам правового воспитания обучающихся и воспитанников организаций образования; 2) разрабатывает и внедряет в практику работы организаций образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся и воспитанников организаций образования; 3) совместно с иными государственными органами проводит мероприятия по профилактике правонарушений среди обучающихся и воспитанников организаций образования; 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения Уполномоченный орган в области здравоохранения: 1) организует проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; 2) разрабатывает методики раннего выявления и профилактики систематического употребления алкогольных напитков, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ; 3) совместно с иными государственными органами разрабатывает программные документы по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании; 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Компетенция организаций здравоохранения Организации здравоохранения: 1) ведут пропаганду здорового образа жизни; 2) оказывают наркологическую, психологическую, психиатрическую, лечебно-профилактическую помощь и проводят медицинскую реабилитацию лиц, нуждающихся в ней; 3) осуществляют выявление, учет и наблюдение за лицами, больными алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, страдающими психическими расстройствами; 4) реализуют программные документы по предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании; 5) извещают органы внутренних дел о фактах обращения лиц, пострадавших от правонарушений, и оказания им медицинской помощи; 6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения Уполномоченный орган в области социальной защиты населения: 1) участвует в формировании государственной политики, направленной на содействие занятости населения и снижения бедности; 2) разрабатывает и реализует совместно с иными заинтересованными государственными органами программные документы по регулированию миграции населения; 3) разрабатывает методические рекомендации по применению активных форм содействия занятости населения; 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 15. Компетенция уполномоченного органа в области физической культуры и спорта Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта: 1) принимает участие в реализации программных документов, направленных на формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; 2) совместно с иными государственными органами содействует вовлечению лиц, склонных к совершению правонарушений, к занятиям физической культурой и спортом; 3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Компетенция уполномоченного органа в области средств массовой информации Уполномоченный орган в области средств массовой информации: 1) обеспечивает проведение правовой пропаганды в средствах массовой информации; 2) способствует освещению в средствах массовой информации деятельности субъектов профилактики правонарушений; 3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Участие граждан и организаций в профилактике правонарушений 1. Участие граждан и организаций в профилактике правонарушений осуществляется путем добровольного оказания содействия другим субъектам профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. 2. Граждане и организации, участвующие в профилактике правонарушений, осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. 3. Граждане и организации, участвующие в профилактике правонарушений, осуществляют свою деятельность путем: 1) участия в организации правовой пропаганды; 2) участия в работе консультативно-совещательных и экспертных органов; 3) содействия другим субъектам профилактики правонарушений.
Статья 18. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений 1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется в целях повышения эффективности профилактической работы путем разработки и осуществления ими согласованных действий по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. 2. Координацию деятельности субъектов профилактики правонарушений в Республике Казахстан осуществляют межведомственные комиссии по профилактике правонарушений. Межведомственные комиссии по профилактике правонарушений образуются при Правительстве Республики Казахстан, а также при местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения, столицы и районов, городов областного значения. 3. Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений является консультативно-совещательным органом. Основными задачами деятельности межведомственных комиссий являются: 1) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений; 2) оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений; 3) выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений; 4) рассмотрение хода реализации программных документов в области профилактики правонарушений; 5) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и районов, городов областного значения предложений по совершенствованию мер профилактики правонарушений; 6) принятие мер по защите и восстановлению прав и законных интересов человека и гражданина, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 7) подготовка и направление информационных материалов по вопросам профилактики правонарушений Правительству Республики Казахстан, соответствующим местным представительным и исполнительным органам; 8) заслушивание отчетов руководителей и должностных лиц субъектов профилактики правонарушений о проводимой ими работе и выработка предложений по совершенствованию их деятельности; 9) внесение в государственные органы и организации предложений о привлечении должностных лиц к дисциплинарной и иной ответственности за непринятие мер по профилактике правонарушений. 4. Состав, полномочия и порядок деятельности межведомственных комиссий определяются положениями, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы и районов, городов областного значения.
Статья 19. Формы координационной деятельности 1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в следующих основных формах: 1) выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов профилактики правонарушений; 2) обмен информацией; 3) изучение и распространение положительного опыта; 4) проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий; 5) проведение заседаний и совещаний; 6) выпуск бюллетеней (сборников) и других информационных изданий. 2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны незамедлительно информировать государственные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов.
Глава 3. Меры профилактики правонарушений
Статья 20. Система мер профилактики правонарушений Профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер.
Статья 21. Общие меры профилактики правонарушений Общие меры профилактики правонарушений реализуются путем применения: 1) мер по защите социально уязвимых слоев населения; 2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений; 3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру; 4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений.
Статья 22. Специальные меры профилактики правонарушений Специальные меры профилактики правонарушений включают разработку и реализацию республиканских и региональных программных документов, направленных на: 1) профилактику отдельных видов правонарушений; 2) выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию противоправного поведения среди определенных социальных групп населения.
Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений 1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению. 2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются: 3) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 4) принудительные меры медицинского характера; 5) установление особых требований к поведению правонарушителя; 6) профилактический учет и контроль; 7) административное взыскание; 8) лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю; 9) меры, принимаемые по приговору суда; 10) установление административного надзора; 11) превентивное ограничение свободы передвижения. 3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений. 4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 5. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 6. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, совершивших бытовое насилие, применяются с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан о профилактике бытового насилия. 7. Применение мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. 8. Учет мер индивидуальной профилактики правонарушений осуществляется в порядке, определяемом центральными исполнительными органами в пределах их компетенции.
Статья 24. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений 1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений является одно из следующих обстоятельств: 1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации; 2) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения либо попытки совершения правонарушения; 3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления. 2. Заявления и сообщения о совершении правонарушения или об угрозе его совершения рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Профилактическая беседа 1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий противоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения. 2. Профилактическая беседа проводится субъектом профилактики правонарушений, к компетенции которого относится применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, с лицом, совершившим правонарушение, или в отношении которого имеется основание для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений. 3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях субъектов профилактики правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушения и не может продолжаться более одного часа. 4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий. 5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или других законных представителей.
Статья 26. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений 1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, государственные органы направляют представление об их устранении руководителю или должностному лицу соответствующей организации. 2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в месячный срок со дня получения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в государственный орган.
Статья 27. Установление особых требований к поведению правонарушителя 1. Судом могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений. 2. Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности. 3. Установление особых требований к поведению правонарушителя влечет за собой ограничение определенных прав и возложение определенных обязанностей на лицо, совершившее административное правонарушение. 4. Порядок установления особых требований к поведению правонарушителя, сроки его действия, права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях определяются Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. 5. Лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.
Статья 28. Профилактический учет и контроль 1. На профилактический учет ставится лицо, в отношении которого: 1) вынесено защитное предписание; 2) установлены особые требования к поведению; 3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; 4) установлен административный надзор; 5) назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой отбывания наказания. Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные основания для постановки лиц на профилактический учет. 2. Профилактический учет ведется органами внутренних дел или уголовно-исполнительной инспекцией. 3. Профилактический контроль заключается в систематическом наблюдении за соблюдением установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей лицом, состоящим на профилактическом учете. Права и обязанности этих лиц, а также порядок осуществления за ними профилактического контроля определяются законами Республики Казахстан. 4. Постановка на профилактический учет может быть обжалована заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 5. Лицо уведомляется в письменной форме о постановке на профилактический учет органами внутренних дел или уголовно-исполнительной инспекцией в день вынесения защитного предписания либо в течение десяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда. 6. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. По истечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицо снимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме в течение трех суток. 7. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительно в пределах решения задач по профилактике правонарушений. 8. Ведение профилактического учета осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Казахстан в пределах их компетенции.
Статья 29. Превентивное ограничение свободы передвижения 1. Превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в его действиях признаков административных правонарушений и преступлений, и невозможности установления его личности иными способами. 2. Превентивное ограничение свободы передвижения применяется органами внутренних дел с санкции суда и состоит из временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних дел на срок до тридцати суток. 3. Порядок и условия применения превентивного ограничения свободы передвижения, а также основания освобождения из специального учреждения органов внутренних дел определяются законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений Нарушение законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 29 апреля 2010 года № 271-IV ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |