|
|
|
З А К О Н
Данная редакция действовала до внесения изменений от 6 января 2011 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере производства и оборота биотоплива.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) сырье биологического происхождения - продукты биологического происхождения, в том числе распадающиеся на биохимические компоненты и используемые для производства биотоплива; 2) биотопливо - топливо, произведенное из сырья биологического происхождения; 3) оборот биотоплива - процессы (стадии) реализации (продажи или поставки) биотоплива, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) биотоплива, а также связанные с ними процессы разлива, маркировки, хранения и транспортировки; 4) уполномоченный орган в области оборота биотоплива - государственный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования оборота биотоплива; 5) утилизация биотоплива - технологическая обработка биотоплива, непригодного для использования по целевому назначению, и побочных продуктов производства биотоплива в биотопливо заданного качества или другую продукцию; 6) завод по производству биотоплива - специализированное сооружение, предназначенное для переработки сырья в биотопливо; 7) производство биотоплива - комплекс работ по переработке сырья, обеспечивающих получение биотоплива; 8) производитель биотоплива - юридическое лицо, осуществляющее производство и оборот биотоплива в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 9) уполномоченный орган в области производства биотоплива - государственный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования производства биотоплива; 10) биоэтанол - дегидратированный этиловый спирт, произведенный из сырья биологического происхождения, предназначенный для обязательного смешивания с нефтепродуктами или использования с целью производства другого вида биотоплива; 11) дегидратированный этиловый спирт - этиловый спирт, подвергшийся процессу обезвоживания, доля воды которого составляет не более одного процента; 12) денатурированный биоэтанол - дегидратированный этиловый спирт, подвергшийся процессу смешивания с химическими веществами в целях придания свойств, не позволяющих использование в качестве пищевого продукта или добавок в пищевой продукт; 13) паспорт производства - документ установленной формы, отражающий показатели производственных мощностей завода по производству биотоплива, его основные характеристики, регламентирующий использование имеющегося оборудования для соблюдения технологического процесса производства биотоплива; 14) пищевое сырье - вид сырья биологического происхождения, пригодного для производства пищевой продукции и биотоплива; 15) сопроводительная накладная - унифицированный документ, предназначенный для осуществления контроля за движением биотоплива на всем пути следования от отправителя до получателя, необходимый для оформления операций по отпуску и приему биотоплива.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива 1. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование и поддержка производства и оборота биотоплива
Статья 3. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива 1. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива осуществляется Правительством Республики Казахстан и уполномоченными органами в области производства и в области оборота биотоплива. Иные государственные органы вправе в пределах компетенции, установленной иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, регулировать отдельные вопросы производства и (или) оборота биотоплива, предусмотренные настоящим Законом. 2. Основными задачами государственного регулирования производства и оборота биотоплива являются: 1) снижение уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; 2) развитие производства и оборота биотоплива; 3) обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива. 3. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива включает в себя: 1) определение предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива; 2) осуществление государственного контроля в области производства и оборота биотоплива; 3) в случае угрозы продовольственной безопасности установление квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо.
Статья 4. Государственная поддержка производства и оборота биотоплива В целях обеспечения развития биотопливного рынка государство осуществляет поддержку производства и оборота биотоплива путем финансирования исследований по изучению приоритетных направлений развития рынка биотоплива.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области государственного регулирования и поддержки производства и оборота биотоплива; 2) утверждает правила выдачи разрешений на строительство заводов по производству биотоплива; 3) определяет предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива; 4) утверждает формы и порядок представления производителями биотоплива отчетов в уполномоченный орган в области производства биотоплива, необходимых для осуществления мониторинга производства биотоплива; 5) утверждает форму, порядок и сроки представления деклараций по обороту биотоплива; 6) утверждает порядок оформления сопроводительных накладных; 7) в случае угрозы продовольственной безопасности устанавливает квоты на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо, и утверждает порядок их установления; 8) утверждает технические регламенты в области производства и оборота биотоплива; 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в области производства биотоплива Уполномоченный орган в области производства биотоплива: 1) реализует государственную политику в области государственного регулирования производства биотоплива в пределах своей компетенции; 2) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования производства биотоплива; 3) осуществляет государственный контроль в области производства биотоплива; 4) разрабатывает и утверждает перечень необходимых сведений для утверждения паспорта производства; 5) вносит предложения по разработке наукоемких технологий в области производства биотоплива; 6) разрабатывает технические регламенты; 7) выдает разрешения на строительство заводов по производству биотоплива в пределах объемов производственных мощностей по производству биотоплива, определенных Правительством Республики Казахстан; 8) проводит отраслевую экспертизу технико-экономического обоснования на строительство завода по производству биотоплива; 9) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по определению предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива; 10) ведет мониторинг производства биотоплива; 11) разрабатывает и утверждает правила применения контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу информации об объемах производства биотоплива; 12) разрабатывает порядок установления квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо, в случае угрозы продовольственной безопасности; 13) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»; 14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области оборота биотоплива Уполномоченный орган в области оборота биотоплива: 1) реализует государственную политику в области государственного регулирования оборота биотоплива в пределах своей компетенции; 2) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования оборота биотоплива; 3) осуществляет камеральный контроль оборота биотоплива; 4) разрабатывает форму, порядок и сроки представления деклараций по обороту биотоплива; 5) разрабатывает и утверждает форму уведомлений; 6) осуществляет государственный контроль в области оборота биотоплива; 7) разрабатывает порядок оформления сопроводительных накладных; 8) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»; 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 8. Организация производства биотоплива 1. Юридические лица в целях организации производства биотоплива обращаются в уполномоченный орган в области производства биотоплива с предложением о строительстве заводов по производству биотоплива с приложением следующих документов: 1) технико-экономическое обоснование; 2) положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведенной уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местным исполнительным органом. 2. Технико-экономическое обоснование должно содержать: 1) указание предполагаемого месторасположения завода по производству биотоплива и обоснование его выбора; 2) анализ структуры посевных площадей, объемов производства и переработки конкретного вида (или видов) пищевого сырья, планируемого к использованию для производства биотоплива; 3) анализ сбалансированности финансовых, трудовых, технических, сырьевых ресурсов юридического лица, желающего построить завод по производству биотоплива, и источников их обеспечения. 3. Уполномоченный орган в области производства биотоплива проводит отраслевую экспертизу технико-экономического обоснования на строительство завода в течение тридцати рабочих дней с даты его представления, предусматривающую рассмотрение следующих основных вопросов: 1) анализ ситуации в биотопливной отрасли в случаях реализации или нереализации проекта строительства завода по производству биотоплива, а также предполагаемого производства биотоплива; 2) оценка технологических и технических решений; 3) оценка альтернативных вариантов достижения целей технико-экономического обоснования. 4. Отказ в выдаче разрешения на строительство завода по производству биотоплива осуществляется в случаях: 1) обращения о выдаче разрешения ненадлежащего лица; 2) непредставления документов или представления неполного пакета документов, требуемых в соответствии с настоящим Законом; 3) отрицательного заключения государственной экологической экспертизы; 4) отрицательного заключения отраслевой экспертизы технико-экономического обоснования; 5) если производственная мощность планируемого к строительству завода по производству биотоплива в совокупности с производственными мощностями действующих заводов по производству биотоплива превышает предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива, определенные Правительством Республики Казахстан.
Статья 9. Условия производства и оборота биотоплива 1. Производство биотоплива осуществляется: 1) при наличии паспорта производства и контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу информации об объемах производства биотоплива уполномоченному органу в области производства биотоплива; 2) на заводе по производству биотоплива, принадлежащем производителю биотоплива на праве собственности или ином вещном праве. 2. Реализация биотоплива должна осуществляться с оформлением сопроводительных накладных: 1) лицам, осуществляющим производство биотоплива и (или) имеющим лицензию на компаундирование нефтепродуктов; 2) на экспорт при наличии соответствующих документов. 3. Транспортировка биотоплива допускается при наличии сопроводительных накладных на всем пути его следования. 4. Хранение биотоплива осуществляется в помещениях, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве производителям биотоплива и производителям нефтепродуктов с содержанием биотоплива.
Статья 10. Права и обязанности производителя биотоплива и производителя нефтепродуктов с содержанием биотоплива 1. Производитель биотоплива и производитель нефтепродуктов с содержанием биотоплива вправе: 1) самостоятельно реализовывать производимую продукцию, в том числе на экспорт; 2) получать государственную поддержку, направленную на развитие биотопливного рынка; 3) иметь иные права в соответствии с законами Республики Казахстан. 2. Производитель биотоплива обязан: 1) представлять в уполномоченный орган в области производства биотоплива отчеты, необходимые для осуществления мониторинга производства биотоплива; 2) обеспечивать подтверждение соответствия каждой партии произведенного биотоплива требованиям, установленным техническими регламентами; 3) произвести утилизацию (уничтожение) биотоплива в случае его несоответствия составу, установленному техническими регламентами; 4) представлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива декларации по обороту биотоплива в соответствии с формой, порядком и со сроками, установленными уполномоченным органом в области оборота биотоплива; 5) оформлять и представлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива сопроводительные накладные при транспортировке биотоплива в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 6) соблюдать общие требования безопасности к биотопливу и процессам его жизненного цикла, установленные главой 3 настоящего Закона; 7) разработать и утвердить паспорт производства в порядке, установленном уполномоченным органом в области производства биотоплива; 8) проводить ремонтные и восстановительные работы в соответствии со сроками, указанными в паспорте производства; 9) устанавливать контрольные приборы учета, обеспечивающие автоматизированную передачу информации об объемах производства биотоплива уполномоченному органу в области оборота биотоплива. 3. Производитель нефтепродуктов с содержанием биотоплива в порядке, по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом в области оборота биотоплива, обязан: 1) представлять декларации по обороту биотоплива; 2) оформлять и представлять сопроводительные накладные при транспортировке биотоплива.
Статья 11. Ограничения в области производства и оборота биотоплива 1. При производстве и обороте биотоплива запрещается: 1) использовать пищевое сырье для последующей переработки в биотопливо в объеме, превышающем квоту, установленную Правительством Республики Казахстан; 2) использовать в качестве пищевого сырья пшеницу 1 и 2 классов; 3) осуществлять реализацию биотоплива, состав которого не соответствует составу, установленному техническими регламентами; 4) производить оборот неденатурированного биоэтанола, за исключением случаев его поставки на завод по производству биотоплива или нефтеперерабатывающий завод для переработки в другие виды биотоплива; 5) производить и осуществлять оборот алкогольной продукции; 6) принимать на переработку сырье, являющееся генетически модифицированным источником (объектом) или содержащее генетически модифицированные источники (объекты), без научно обоснованного подтверждения их безопасности и проведения их государственной регистрации; 7) осуществлять производство биотоплива двумя и более производителями биотоплива на одном и том же заводе по производству биотоплива; 8) осуществлять производство биотоплива без паспорта производства, контрольных приборов учета объемов производства биотоплива либо во время их неисправности; 9) реализация биотоплива лицам, не осуществляющим производство биотоплива и (или) не имеющим лицензию на компаундирование нефтепродуктов, за исключением экспорта биотоплива при наличии соответствующих документов; 10) отпускать произведенное биотопливо для его хранения лицам, не являющимся участниками биотопливного рынка, за исключением экспорта биотоплива при наличии соответствующих документов; 11) реализация биотоплива без оформления сопроводительных накладных. 2. Запрещается хранение биотоплива лицами, не осуществляющими производство биотоплива и (или) не имеющими лицензии на компаундирование нефтепродуктов, за исключением экспорта биотоплива при наличии соответствующих документов.
Глава 3. Общие требования безопасности к биотопливу и процессам его жизненного цикла
Статья 12. Объекты технического регулирования Объектами технического регулирования являются биотопливо и процессы его жизненного цикла.
Статья 13. Подтверждение соответствия биотоплива Подтверждение соответствия биотоплива требованиям, определенным техническими регламентами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Требования к информации о безопасности и качестве биотоплива В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества биотоплива, производители биотоплива предоставляют покупателям и потребителям в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, полную и достоверную информацию о показателях безопасности и качества биотоплива.
Статья 15. Требования безопасности к биотопливу и процессам его жизненного цикла Биотопливо и процессы его жизненного цикла должны быть в соответствии с требованиями технических регламентов безопасными для жизни и здоровья человека и охраны окружающей среды.
Статья 16. Требования безопасности при хранении биотоплива 1. Хранение биотоплива осуществляется в специально предназначенных складских помещениях, отвечающих требованиям безопасности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Требования безопасности при хранении биотоплива в зависимости от рисков устанавливаются техническими регламентами.
Статья 17. Требования безопасности при транспортировке биотоплива 1. Транспортировка биотоплива допускается посредством специально оборудованного и допущенного к перевозке транспорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перевозкам опасных грузов, и правилами технической эксплуатации. 2. Документы, связанные с транспортировкой биотоплива, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан для перевозки опасных грузов, для каждого вида транспорта. 3. Транспортировка биотоплива должна обеспечивать безопасность, качество и сохранность биотоплива.
Статья 18. Требования безопасности при утилизации и уничтожении биотоплива Биотопливо, признанное по результатам лабораторного исследования непригодным для использования по назначению, подлежит экспертизе на предмет его дальнейшего использования или уничтожения (утилизации) в порядке, установленном техническими регламентами.
Глава 4. Государственный контроль в области производства и оборота биотоплива
Статья 19. Государственный контроль в области производства и оборота биотоплива 1. Государственный контроль в области производства и оборота биотоплива осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом. 2. В области производства и оборота биотоплива также осуществляется камеральный контроль.
Статья 20. Камеральный контроль в области производства биотоплива Камеральный контроль в области производства биотоплива осуществляется уполномоченным органом в области производства биотоплива на основе изучения и анализа ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, показаний контрольных приборов, представляемых производителями биотоплива.
Статья 21. Камеральный контроль в области оборота биотоплива Камеральный контроль в области оборота биотоплива осуществляется уполномоченным органом в области оборота биотоплива на основе изучения и анализа деклараций по обороту биотоплива, сопроводительных накладных, представляемых участниками биотопливного рынка.
Статья 22. Порядок проведения камерального контроля в области производства и оборота биотоплива 1. В случаях выявления нарушений (непредставления участниками биотопливного рынка документов, указанных в статьях 20 и 21 настоящего Закона, либо выявления нарушений при их изучении и анализе) уполномоченный орган в области оборота биотоплива в течение пяти рабочих дней с момента выявления такого нарушения вручает участнику биотопливного рынка уведомление. В уведомлении указываются полное наименование участника биотопливного рынка, регистрационный номер налогоплательщика, дата вручения уведомления, требование об исполнении обязательства, основание для направления уведомления, порядок обжалования. 2. Уведомление, направленное по почте заказным письмом с уведомлением либо в электронном виде посредством электронных каналов связи, обеспечивающих гарантированную доставку сообщений, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организацией связи либо по истечении пяти рабочих дней со дня направления уведомления в электронном виде. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня его вручения (получения).
Глава 5. Заключительные положения
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 15 ноября 2010 года № 351-IV ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |