|
|
|
09.02.2011 Маленькие нюансы отечественных выборов Полуторамесячная эпопея с референдумом по продлению полномочий счастливо закончилась объявлением досрочных президентских выборов. По большому счету, большая часть выборных кампаний в стране были досрочными, либо сопровождались массой забавных нюансов. Немного истории. Верховный совет 12-го созыва, избранный весной 1990 года на пять лет, в декабре 1993 года объявил о самороспуске. Выборы Верховного совета 13-го созыва, состоявшиеся в марте 1994 года, через год были признаны незаконными и он прекратил свое существование. В августе 1995 года новая конституция ввела двухпалатный парламент. Верхняя палата - Сенат - благополучно избиралась и переизбиралась в соответствие с конституционным графиком. Правда был небольшой нюанс. Депутаты маслихатов (т.е. выборщиков сенаторов) избирались в марте 1994 года по 5-летний срок, однако поправками в выборное законодательство в ноябре 1998 года их полномочия были продлены «до избрания нового состава депутатов маслихатов». Но очередные выборы состоялись не в марте, а в октябре 1999 года, причем прежний состав успел в сентябре провести выборы в Сенат. Мажилисы 1-го и 2-го созывов проработали свои конституционные сроки, а вот 3-й летом 2007 года направил обращение к президенту: «Мы считаем, что нынешний Мажилис не должен выступать в роли тормоза реформ, то есть ждать истечения срока своих полномочий в 2009 году. Поэтому настал момент, когда следует досрочно прекратить полномочия Мажилиса…» В июне 2007 года президент распустил нижнюю палату. В ходе досрочных выборов был избран 4-й Мажилис, работающий поныне. Получается, что почти половина созывов отечественного парламента не доработала до конца своего срока. Та же история получается и с президентскими выборами. 24 апреля 1990 года Верховный совет учредил пост президента Казахской ССР, который «избирается гражданами Казахской ССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет», оговорив, что «одно и то же лицо не может быть Президентом Казахской ССР более двух сроков подряд». Также было установлено, что «первый Президент Казахской ССР избирается Верховным Советом Казахской ССР сроком на шесть лет». В тот же день Нурсултан Назарбаев был избран президентом. В октябре 1991 года, с учетом политической обстановке в стране, Верховный совет назначил всенародные выборы президента на декабрь. 1 декабря выборы состоялись. При явке в 88,23% за Назарбаева проголосовали 98,78%. Выборы были безальтернативными: предлагавшийся депутатами Олжас Сулейменов взял самоотвод, а Хасен Кожа-Ахмет не смог собрать необходимого числа подписей. Конституция 1993 года закрепила действовавшую норму о 5-летнем сроке и ограничении на два срока. Таким образом, очередные выборы должны были состояться 1 декабря 1996 года. Но, в связи с конституционным кризисом (нелегитимность Верховного совета) по инициативе Ассамблеи народов Казахстана 29 апреля был проведен референдум по продлению полномочий Президента до 1 декабря 2000 г. В нем приняли участие 91,21% избирателей, из которых 95,46% проголосовало «за». Осенью 1998 года президент выступил с программой политических реформ, парламент дружно ее поддержал и после небольшой пикировки на тему «как сделать лучше» 7 октябре были приняты поправки в Основной закон. Срок полномочий президента был увеличен с 5 лет до 7. Снято ограничение на минимальную явку избирателей на выборах (50%). Отменен институт внеочередных выборов: если раньше в случае смены власти и.о. президента (спикер Сената или премьер) должны были провести в двухмесячный срок досрочные выборы, но теперь кто-то из спикера Сената, Мажилиса или премьера должен быть президентом до конца полномочий ушедшего президента. Нижний порог возраста кандидата в президенты увеличен с 35 до 40 лет, а верхний (65 лет) отменен. Была предусмотрена возможность сокращения срока полномочий Президента с его согласия и решением парламента: «В таком случае Мажилис в течение одного месяца назначает выборы Президента. Президент, избранный по итогам этих выборов, приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента, избранного на очередных президентских выборов, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря». Президент попросил сократить свои полномочия, Мажилис назначил выборы на январь - досрочные, но как бы очередные. 10 января 1999 года указанные выборы состоялись (явка - 87,05%, за Назарбаева проголосовали 79,78% избирателей, за Серикболсына Абдильдина - 11,7%, за Гани Касымова - 4,61%, за Энгельса Габбасова - 0,76%). Через год приключилась операция «Преемник» в России, в стране начался новый виток информационных войн, а парламент принял закон «О Первом Президенте». Буквально сразу же началась дискуссия на самую популярную в отечественной политологии тему: «кто будет вторым президентом?». Повод для разговоров дало и то, что президент как бы избирался уже дважды - в 1991 и в 1999 годах (не считая выборов 1990 года и референдума 1995 года). 20 июня 2000 года Конституционный совет своим решением прикрыл дискуссию, решив, что норму Конституции Республики Казахстан «следует понимать так, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики Казахстан более двух раз подряд на основе действующей Конституции и соответствующих ей законов Республики Казахстан. Данное конституционное положение не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия Президента Казахской ССР и Республики Казахстан до избрания его на эту должность 10 января 1999 года в соответствии с Конституцией Республики 1995 года». Иными словами, первый срок должен исчисляться не с 1991 года, а с 1999 года. На какое-то время народ успокоился, точнее - в силу бурных событий в политической жизни - отвлекся на другие темы. Но осенью 2004 года дискуссия пошла уже по другому вопросу. В частности, известный юрист Виталий Воронов на основе анализа противоречий в конституционных нормах пришел к выводу, что «заложенные в Конституции нормы не позволяют провести очередные президентские выборы в любой другой день, кроме первого воскресенья декабря, то есть 3-го числа, но 2006 года!». В течение следующих несколько месяцев, при том, что все активно готовились к выборам в декабре 2005 года, политическая и юридическая элита страны втянулась в дискуссию в каком году проводить выборы. За декабрь 2006 года высказались, в частности, председатель Центральной избирательной комиссии Загипа Балиева и сменивший ее на этому посту Оналсын Жумабеков, а президент в мае публично обмолвился, что у него «нет причин не доверять позиции Центризбиркома». 19 августа 2005 года Конституционный совет принял постановление, в котором отметил, что при проведении выборов в декабре 2006 года, «срок, в течение которого действующий Президент будет осуществлять полномочия, будет равен 7 годам и более 11 месяцам, что в контексте требований статьи 41 Конституции можно будет расценивать как несоблюдение семилетнего конституционного срока президентских полномочий». КС постановил: «Из смысла пункта 1 статьи 94 и пунктов 1 и 3 статьи 41 Конституции Республики Казахстан следует, что очередные выборы Президента Республики Казахстан должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года». 7 сентября Мажилис назначил президентские выборы на 4 декабря, которые в кои-то веки состоялись в срок. Явка - 76,78%. Ерасыл Абылкасымов получил 0,34%, Алихан Байменов - 1,61%, Мэлс Елеусизов - 0,28%, Нурсултан Назарбаев - 91,15%, Жармахан Туякбай - 6,61%. В мае 2007 года в рамках очередной политической реформы был принят большой пакет поправок в Основной закон, которые, помимо прочего, сократили срок президентских полномочий с 7 до 5 лет, но оговорив, что эти изменения будут «применяется к лицу, которое будет избрано Президентом Республики по итогам президентских выборов, проведенных в связи с истечением семилетнего срока полномочий Президента Республики, избранного на выборах 4 декабря 2005 года». Заодно было норму «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд» дополнили словами «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента». Кроме того, в формуле, гласящей что президентом может быть избран гражданин РК по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет, слова «не менее пятнадцати лет» заменили на «последние пятнадцать». За рамками выборов, таким образом, оказалась многочисленная «эмиграция» из числа беглых премьеров и олигархов. Очередные выборы всеми ожидались в декабре 2012 года, но вмешалась «общественность», инициировавшая в минувшем декабре проведение референдума «по вопросу о продлении срока президентских полномочий Первого Президента Казахстана - Елбасы (Лидера Нации) Нурсултана Абишевича Назарбаева до 6 декабря 2020 года». Пока инициативная группа собирала подписи, парламент направил к главе государства обращение: «Парламент… обращается к Вам, Первому Президенту Республики Казахстан и Лидеру Нации, основателю и созидателю независимого государства, внесшему неоценимый вклад в дело строительства и укрепления Казахстана, уверенно ведущему нашу Родину по пути прогресса и процветания, с инициативой назначить республиканский референдум с вынесением на него следующего вопроса: «Принимаете ли Вы Закон «О внесении изменения в Конституцию Республики Казахстан», предусматривающий возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева?». Иными словами, предложил инициировать еще один референдум (по логике, видимо, который должен быть предшествовать референдуму, за который собирались подписи). В тот же день своим указом отклонил эту инициативу. Пока парламент собирался преодолевать вето, инициативная группа сдала в ЦИК более 5 млн. подписей, а «Нур Отан» инициировал создание «Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2020». 14 января парламент принял закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию, где формулировка «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента» была заменена на «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, срок президентских полномочий которого может быть продлен на республиканском референдуме». Конституционный совет, которому в очередной раз пришлось толковать смысл принятых парламентом законов, констатировать: «Не ясно, на какой срок могут быть продлены президентские полномочия Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы. Не определено, будет ли такое продление носить разовый или неоднократный характер, либо предполагается полный отказ от выборов Главы государства. Нечеткость изложения данной конституционной нормы может повлечь дисбаланс государственных и общественных институтов, предусмотренных Конституцией». И признал поправки не соответствующими Конституции, хотя и оговорил, что против референдума ничего против не имеет. В тот же день президент положил конец дискуссии, заявив, что «принял решение не проводить референдум. Вместо разделяющего нас выбора «или референдум или выборы», предлагаю объединяющую нас всех формулу, которая учитывает волю нашего народа и верность демократическим принципам. Я вношу предложение о проведении досрочных выборов президента, несмотря на то, что этим почти на два года сокращается срок моих полномочий». 2 февраля парламент принял, а президент подписал очередной закон, которым в Конституцию был внесена формулировка «Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом». На следующий же день были приняты поправки в конституционные законы о выборах и о президенте. В первый закон была внесена норма о том, что «внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения», оговорив, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом для очередных выборов Президента». При этом те, кто занимался подготовкой этого закона, наверное, забыли, что в указанных правилах (статья 55 закона «О выборах») четко сказано что «выдвижение кандидатов в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается за два месяца до выборов». В постановлении Центризбиркома от 4 февраля сказано, что «выдвижение кандидатов в Президенты… заканчивается 20 февраля 2011 года», хотя с учетом даты объявления выборов (4 февраля) и даты проведения выборов (3 апреля) согласно законодательству кандидаты должны были быть выдвинуты самое позднее 3 февраля… Возникают определенные сомнения в легитимности будущих выборов, если КС, конечно, не примет разъяснения, что внесенная норма «Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией» (ст. 66-1) более конституционна чем статья 55 закона. С другой стороны, если выборы будут признаны неконституционными, то, видимо, восстанавливается существовавший срок полномочий президента до декабря 2012 года… Не менее интересная коллизия возникает и при внимательном рассмотрении поправок в конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан». Основная поправка звучит так: «Полномочия Президента Республики, избранного на внеочередных выборах, осуществляются до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных выборах, которые должны быть проведены через пять лет после внеочередных выборов в первое воскресенье декабря». То есть, президент избирается 3 апреля 2011 года на 5 лет, т.е. до апреля 2016 года, а очередные выборы должны пройти 4 декабря 2016 года. Депутат Мажилиса Мухтар Тиникеев, комментируя новые поправки, сообщил прессе, что «после проведения внеочередных выборов, допустим, в мае текущего года, через 5 лет - в 2016 году, в период с мая по декабрь полномочия главы государства будет исполнять президент, избранный на внеочередных выборах 2011 года». Если перевести это на русский язык, то парламент, добавив президенту лишние 10 месяцев срока (с апреля до декабрь 2016 года), вновь создал на будущее правовую дилемму, которую уже вроде бы решил КС в августе 2005 года. В принципе, на данный момент президент избирался 5 раз (считая референдум) в общей сложности на 29 лет (не считая предстоящих 5 лет), а проработал пока только 21. Конституционный совет вполне мог бы, опираясь на указанные итоги народных волеизъявлений, просто восстановить историческую справедливость и добавить эти 8 лет разницы в конец очередного срока… Зачем нужно принимать законы, причем конституционные, с таким количеством ляпов и возможностей неоднозначного толкования - просто непонятно. Речь идет либо о правовой безграмотности и невнимательности их разработчиков, экспертов и депутатского корпуса, либо о целенаправленном создании своеобразных «политических кризисов» для последующего бурного их решения и взаимных поздравлений за проявленную мудрость и демократичность.
Данияр АШИМБАЕВ «MK в Казахстане»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |