|
|
|
Сущность и содержание безопасности личности
Движущей силой исторического развития свободы автономной личности, исходя из универсальных законов материалистической диалектики, выступает фундаментальное противоречие индивидуального и коллективного. Борьба и единство этих двух противоположностей на всех этапах развития общества проявлялась в соотношении свободы личности и публичных интересов, обуславливая, в свою очередь, эволюцию уголовного права и воплощаясь в иерархии ценностей, защищаемых уголовным законом. Доктор юридических наук В. Роот - о необходимости постоянных усилий в деле защиты прав и свобод человека.
История становления и развития уголовно-правовых начал безопасности личности отражает прогресс идей свободы, равенства и справедливости через механизм права. Этот прогресс, происходивший тысячелетиями, отразил тенденцию развития взаимоотношений индивида и общества в направлении ограничения всевластия государства и общества над человеком, признания личности, ее прав и свобод высшими ценностями. Каждая ступень развития общества является шагом на пути обретения и расширения свободы автономной личности. История учит, что необходимы постоянные усилия для защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием этой великой ценности. Степень защищенности личности от преступных посягательств определяется уровнем развития права в обществе. В этом контексте Казахстан еще только становится на путь развития уголовно правовых начал безопасности личности. Переосмысление системы ценностей, защищаемых уголовным законом, в соответствии с общей тенденцией исторического развития неизбежно произошло в Казахстане в 1990-1995 годах и нашло свое окончательное закрепление в Конституции Республики Казахстан, провозгласившей в статье 1 высшими ценностями государства человека, его жизнь, права и свободы. Соответственно этому Уголовный кодекс Республики Казахстан посредством определения наказуемости деяний, посягающих на конституционные права и свободы личности, закрепляет гарантию и устанавливает защиту права на жизнь (ст. 15 Конституции), личную свободу (ст. 16), неприкосновенность достоинства (ст. 17), неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 18). Подход к человеческой жизни, неотъемлемым правам и свободам личности как высшей социальной ценности пронизывает все уголовное законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни, здоровья, неприкосновенности, чести и достоинства; о необходимой обороне и многие другие. Сама защита прав и свобод человека от преступных посягательств признана одной из основных задач уголовного закона (ст. 2 УК). Для осуществления этой задачи Уголовным кодексом определяется, какие опасные для личности деяния являются преступлениями, устанавливаются наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение. Идейная основа безопасности личности при этом проявляется в государственной уголовной политике. Известно, что государственная власть органически связана с правом, только посредством которого, через правовые предписания она может выполнять свои функции. В этом контексте право является инструментом государственной власти, что и составляет суть государственной политики, в том числе в сфере уголовно-правового обеспечения безопасности личности. Любая деятельность государства, как правотворческая, так и правоприменительная, правоохранительная, играет большую роль в выполнении функции государства по профилактике, предупреждению и борьбе с преступлениями, посягающими на личность, ее права и свободы. Государственная власть призвана обеспечивать реализацию уголовно-правовой политики в сфере безопасности личности. Эта правовая политика необходима для формирования полноценной, целостной и эффективной правовой системы общества. В уголовной политике государства прежде всего различают две ее необходимо обусловленные стороны: сущностную и содержательную. Сущность уголовной политики в сфере безопасности личности проявляется в основных направлениях борьбы с преступлениями против жизни и здоровья, личной свободы, неприкосновенности, чести и достоинства, а содержание - в основных средствах и методах этой борьбы. Сущность государственной уголовной политики состоит также в развитии науки уголовного права и криминологии, формировании теории уголовной политики, законодательства по борьбе с преступностью и правоприменительной практики. В частности, государственная политика в сфере безопасности личности определяет направления научных исследований, не только уголовное, но и социальное, медицинское и гражданское законодательство, практику органов, осуществляющих охрану жизни и здоровья граждан и борьбу с посягательствами на жизнь. Содержание государственной политики безопасности личности основано на общем понятии правовой политики как научно обоснованной, последовательной и системной деятельности государственных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования для достижения наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка, формировании высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Цель государственной политики безопасности личности определяется ее содержанием и базируется на приоритете прав личности, что достигается путем создания и практического применения эффективного механизма защиты права человека на жизнь, охрану здоровья, личной свободы, неприкосновенности, чести и достоинства. Учитывая уровень преступлений против личности в последние годы, следует констатировать, что в современных условиях основное социальное и биологическое право человека - его право на жизнь - остается без надлежащей уголовно-правовой охраны. Естественно, что уголовная статистика не может отразить реальную тенденцию в преступности, поскольку преступлениям против личности также присуща высокая степень латентности, как, например, преступлениям против собственности. Учитывая это, важной составляющей уголовной политики государства, от которой во многом зависит ее эффективность, следует признать выявление и учет общественного мнения, потребностей общества в борьбе с преступностью, объективный и желательно независимый криминологический анализ экономических и социальных факторов, влияющих на состояние, структуру и динамику преступлений против личности. Эти данные позволяют правильно оценить действительное состояние преступности, скорректировать основные направления и методы борьбы с преступлениями против жизни, здоровья и других неотъемлемых его прав и свобод. Исходя из этого, следует сформулировать важный тезис о том, что уголовно-правовой аспект государственной политики в сфере обеспечения безопасности личности состоит в ориентации деятельности государства на защиту жизни, здоровья, личной свободы, неприкосновенности, чести и достоинства граждан специфическими уголовно-правовыми средствами. Это положение составляет концептуальную основу безопасности личности в уголовном праве. Содержание этой концептуальной основы должны составлять: а) принципы уголовно-правового воздействия на преступления против личности, отражающие фундаментальные принципы уголовного права; б) криминологически адекватное определение перечня общественно-опасных деяний, признаваемых преступлениями против личности, ее жизни, здоровья, личной свободы, неприкосновенности, чести и достоинства (криминализация), что также подразумевает декриминализацию отдельных деяний, не представляющих повышенной общественной опасности; в) криминологически обоснованное определение круга обстоятельств, как смягчающих, так и увеличивающих степень общественной опасности преступлений против личности, что должно найти отражение в перечне привилегированных и квалифицированных составов; г) определение вида и размера наказания в соответствии со степенью опасности того или иного посягательства на личность, ее неотъемлемые права и свободы, что должно найти отражение в стройной и непротиворечивой системе санкций, дифференциации наказаний, определении возможности альтернативных видов наказания с учетом принципов гуманизации и дифференциации уголовно-правовой политики. Думается, что научно обоснованная концепция построения уголовно-правовых основ безопасности личности, криминологически адекватное и обоснованное конструирование уголовно-правовых норм об охране и защите жизни, здоровья, личной свободы, неприкосновенности, чести и достоинства должна базироваться как с учетом объективного криминологического анализа преступлений против личности, так и с учетом международных стандартов в области охраны и защиты прав человека. Методологической основой такой концептуальной модели норм о безопасности личности в уголовном праве должна служить эффективная, научно обоснованная национальная уголовная политика. Комплексная разработка концептуальной основы безопасности личности обеспечит не только реализацию уголовного законодательства в соответствии с основными ценностями современного общества, но и будет соответствовать приоритетам и общим принципам политики государства, выраженной в «Стратегии-2030», и стандартам международного права в сфере охраны и защиты прав человека. Стремление человека к личной безопасности обеспечивается в процессе деятельности общественных и государственных институтов по упрочению демократии, формированию социально-правового государства и гражданского общества, укреплению законности и поддержанию правопорядка. Состояние защищенности личных, семейных, общественных, легитимных корпоративных и государственных интересов, сложившегося образа жизни формирует обоснованную уверенность человека в безопасности его жизни и деятельности. В сознании личности безопасность - это свобода от страха и тревоги, понимание того, что отсутствуют внешние угрозы ее существованию и благополучию. У личности существует острая потребность в надежности и гарантированности собственной жизни, проявляющаяся на фоне воздействия на ее сознание противоречий, неопределенности и несправедливости окружающей социальной действительности. Оттого безопасность личности нередко рассматривается как результат успешного разрешения проблем ее жизнеобеспечения. Безопасность - категория, противоположная опасности. Последняя является свойством, объективно присущим ряду деяний человека и явлений природного и техногенного характера, способных произвести негативные изменения в социальной действительности, семье, упорядоченной системе охраняемых законом отношений и причинить вред личности, корпорации, обществу или государству, т.е. ценностям и образу жизни, подлежащим социальной защите. Субъективно восприятие опасности зачастую проявляется в виде сильных эмоциональных переживаний, отрицательных, психических состояний, вызванных осознанием того обстоятельства, что враждебные, безответственные или некомпетентные действия людей, авария или катастрофа способны причинить человеку, его близким физический, материальный или психологический ущерб. Если деятельность по обеспечению безопасности фокусируется вокруг одного лица, то речь идет не столько об общественной безопасности, сколько о другом, схожем и еще более важном социально-правовом феномене - безопасности личности. В результате осуществления специальных целевых мероприятий по защите конкретного человека и его близких от возможного физического, психического, морального насилия со стороны частных и должностных лиц, либо охране его имущества от уничтожения или повреждения, реализации гарантий его гражданских прав и свобод, социальной защищенности обеспечивается безопасность личности. Это уже индивидуализированная, адресная деятельность, что ее принципиально отличает от обеспечения общественной безопасности. Безопасность личности является ключевой категорией в обеспечении безопасности других субъектов и других видов. В идеале, в частности, в правовом государстве, она должна рассматриваться в качестве важнейшего объекта социальной охраны и защиты. Если удается обеспечить безопасность личности от разнообразных угроз, значит, реально сформированы и более объемные уровни безопасности - общества и государства. К числу наиболее опасных угроз, существующих в сфере общественной безопасности, а также непосредственно направленных против личности следует отнести криминальные угрозы, формирующиеся в силу многочисленных и многообразных общественно опасных действий (бездействия) человека. Эти угрозы существенно возросли в результате криминализации многих сегментов экономики и политической деятельности, экспансии преступной эрзац-культуры в общество, формирования системы организованной преступности и уголовного терроризма, а также резкого увеличения числа лиц, совершающих преступления индивидуально либо в составе групп с невысокий степенью сплоченности и развития, широкого распространения преступного отношения к экологии и обращению с техникой. Сказалось и очевидное ослабление управленческих функций государства, включая его возможности осуществлять сдерживающее воздействие на состояние и динамику разросшейся, ставшей гигантской в современной России многообразной социальной патологии. Деятельность государственных и социальных институтов, правопослушных граждан по устранению причин и условий возникновения, отражению (парированию) криминальных угроз, по минимизации вероятности совершения первичных и рецидивных преступлений, включая виктимологическую профилактику, представляет собой обеспечение криминальной безопасности. Криминальная безопасность - это реальное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, общества и государства от преступных посягательств, достигаемое в результате упорядочения общественных отношений, воздействия на причины и условия преступности, а также предупреждения, предотвращения и пресечения конкретных первичных и рецидивных общественно опасных деяний. Криминальная безопасность укрепляется также в результате быстрого и полного раскрытия и расследования совершаемых преступлений, обеспечения неотвратимости ответственности и справедливости наказания, исправления осужденных, осуществления разнообразных мер виктимологической защиты и государственной поддержки потерпевших. Реальность состояния безопасности отражается в общественном сознании, снижая уровень тревожности, укрепляя ощущение комфортности жизни и устойчивости, обеспечивающих ее социальных институтов, позитивно влияя на формирование готовности граждан содействовать государству в осуществлении мероприятий по ограничению преступности. Криминальная безопасность представляет собой важнейшую социальную ценность, формально юридически гарантированную Конституцией.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |