|
|
|
Проблемы расторжения брака
Соискатель кафедры частноправовых дисциплин Каспийского общественного университета Ж. Кумысбекова считает, что, отсылая супругов расторгать брак в суд, законодатель затягивает и усложняет процедуру развода и выносит предложение.
В нашей стране, из соображений защиты человеческой личности и в соответствии с принципами семейного законодательства РК, граждане имеют право свободно и добровольно не только вступать в брак, но и прекращать брачные отношения. Принцип свободы развода под контролем государства означает, что расторжение брака - личное право каждого из супругов, поскольку расторжение брака существенно затрагивает общественные интересы: прекращается семья, государство устанавливает порядок и способы расторжения брака. Вместе с тем брак является основой семьи, главное предназначение которой - воспитание детей и забота об их будущем, что не может не затрагивать интересы общества. Поэтому расторжение брака поставлено под контроль государства и может осуществляться только соответствующими государственными органами - загсом или судом. В Казахстане история развития семейного законодательства, регламентирующая расторжение брака органами ЗАГСа, начинается с Декрета о брачном праве киргизов от 17 января 1921 года. Основанием для развода могло служить обоюдное согласие супругов либо желание одного из них прекратить брачные отношения. Тогда же была установлена полная свобода развода /1, с. 95/. Брак расторгался в органах ЗАГСа без вызова другого супруга, ему только сообщалось о факте развода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года была ужесточена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения /2, с. 78/. Кодексом «О браке и семье» КазССР 1969 года устанавливались основания для расторжения брака в упрощенном (административном) порядке органами ЗАГСа. Эти основания аналогичны основаниям, предусмотренным настоящим семейным законодательством, - взаимное согласие на развод супругов, не имеющих совместных несовершеннолетних детей, и отсутствие имущественного спора. Разрешалось расторгать брак в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов (в случаях, если другой супруг в судебном порядке признан безвестно отсутствующим, недееспособным, осужденным на срок не менее трех лет). Современное брачно-семейное законодательство РК предлагает два порядка развода: судебный и административный, осуществляемый органами ЗАГСа. Прекращение брака по желанию обоих или по волеизъявлению одного из супругов путём его расторжения является абсолютным правом, которое подтверждает принцип свободы брака и равенства супругов. Коль скоро вступление в брак осуществляется свободно и добровольно, то никто и не может быть принуждён к сохранению супружеских отношений, если основа утрачена /3, с. 339/. В соответствии со статьей 16 Закона РК «О браке и семье» (ЗоБС РК) расторжение брака в органах ЗАГСа производится при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу /4/. К общим несовершеннолетним детям, при наличии которых брак расторгается в суде, относят как родных, так и усыновленных ими совместно, при этом не имеет значения, записаны ли супруги-усыновители в качестве родителей этих детей. В.А. Рясенцев отмечает: «Взаимное согласие супругов и отсутствие у них общих несовершеннолетних детей лишь в совокупности создают возможность для расторжения брака в ЗАГСе» /5, с. 127/. Взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие детей до восемнадцатилетнего возраста подтверждается в заявлении о расторжении брака и подписями супругов в записи акта о расторжении брака (п. 101 Правил регистрации актов гражданского состояния). Роль органов ЗАГСа сводится к простой регистрации расторжения брака и выдаче свидетельства о расторжении брака каждому из бывших супругов, проверка достоверности отсутствия несовершеннолетних детей или выяснения мотивов развода не входит в обязанность органов ЗАГСа. Настоящее семейное законодательство Казахстана предусматривает, что в случае наличия спора о разделе имущества, являющегося общей собственностью супругов, а также о выплате содержания нетрудоспособному нуждающемуся супругу, вопрос о расторжении брака супругов при обоюдном согласии рассматривается в суде (п. 102 Правил о регистрации актов гражданского состояния). Мы считаем, что, отсылая супругов расторгать брак в суд, законодатель затягивает и усложняет процедуру развода, предпочтительно было бы споры о разделе общего имущества супругов и выплате средств на содержание нетрудоспособного супруга рассматривать в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах ЗАГСа. На раздел совместного имущества супругов распространяется срок исковой давности - три года, в течение которых могут быть решены все имущественные споры бывших супругов. Если у разводящейся пары нет общих детей, нет имущественных споров, и они согласны на развод, то достаточно обоим подать совместное заявление о расторжении брака в орган ЗАГСа по месту жительства обоих супругов или одного из них. Но в том случае, если один из супругов не против развода, но отказывается идти в орган ЗАГСа подавать заявление на регистрацию расторжения брака, то брак расторгается в суде. Как указано в пункте 6 постановления о расторжении брака, суды должны требовать от заявителя представления справки, подтверждающей обращение с заявлением о расторжении брака в органах загса и уклонение второго супруга от явки /6/. В ЗоБС РК не указано, возможна ли подача заявления о расторжении брака двумя раздельными заявлениями, если по уважительной причине один из супругов не может явиться в орган ЗАГСа. По смыслу нынешнего брачно-семейного законодательства РК супруги инициировать процесс расторжения брака в органах ЗАГСа не вправе, если один из супругов отсутствует (длительные командировки, проживание в другом городе). На наш взгляд, такая норма бракоразводный процесс затягивает, поэтому следует сделать послабление в плане предоставления возможности одному из супругов подавать заявление на расторжение брака, если один из супругов вследствие каких-либо уважительных причин не может явиться в орган ЗАГСа (конечно же, подлинность подписи должна быть нотариально удостоверена). Предоставляя такое право, мы облегчаем процедуру развода между супругами, которых ничто уже не связывает, нет общих детей, общего имущества (вернее, спора по разделу этого имущества), и оба желают расторжения брака. Орган ЗАГСа, получив заявление о расторжении брака, проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, полноту и правильность приложенных к заявлению документов и регистрирует это заявление (п. 128 Правил о регистрации актов гражданского состояния). Во время подачи заявления на регистрацию расторжения брака супруги могут скрыть факт наличия совместных детей с целью быстрого расторжения брака в органах ЗАГСа. В дальнейшем, если будут обнаружены эти нарушения, в судебном порядке акт регистрации расторжения брака в органе ЗАГСа между этими супругами будет аннулирован, и с того времени, как это решение суда вступит в законную силу, брак снова приобретёт юридическую силу. Раньше было проще установить факт наличия детей, т.к. в советский паспорт вписывались все данные детей. Орган ЗАГСа при принятии заявления о расторжении брака выполняет такую же регистрирующую функцию, как и при регистрации любого другого акта гражданского состояния, например, регистрацию факта рождения. Поэтому расторжение брака в органах ЗАГСа является облегченной формой, чем расторжение брака через суд. Этот порядок упрощает процедуру развода, поскольку применяется в тех случаях, когда для каждого супруга становится очевидной невозможность продолжения семейной жизни, не связанной к тому же общими несовершеннолетними детьми. При таком порядке расторжения брака органы ЗАГСа не вправе выяснять причины распада семьи. Для предотвращения необоснованных разводов, на которые, как правило, идут супруги под влиянием временной ссоры, законом установлено, что «регистрация расторжения брака при взаимном согласии супругов, и выдача супругам свидетельства о расторжении брака производится по истечении одного месяца со дня подачи ими заявления» (п. 2 ст. 187 ЗоБС РК). Этот срок даёт возможность каждому из супругов серьезно обдумать свое решение, законодательством срок примирения не может быть сокращён или продлён, как это допускается при принятии заявления о регистрации брака. Если супруги не могут явиться в орган ЗАГСа для регистрации расторжения брака в установленный им день, они могут повторно обратиться с заявлением о расторжении брака в орган ЗАГСа, который снова назначает месячный срок для регистрации расторжения брака (п. 106 Правил о регистрации актов гражданского состояния). По нашему мнению, такой подход по установлению срока для расторжения брака не обоснован. Следует предоставить право пролонгации этого срока, если лица, расторгающие брак, докажут уважительность причины, по которой ими был пропущен срок. Не имеет смысла каждый раз откладывать на месяц регистрацию расторжения брака между супругами, которые согласны на развод и у которых не имеется детей. Резюмируя, мы предлагаем, во-первых, для того чтобы ускорить и упростить процедуру расторжения брака в органах ЗАГСа, в законодательном порядке дать возможность супругам расторгать брак в органах ЗАГСа, а споры имущественного характера в отношении совместного имущества и алиментного содержания второму супругу рассматривать в судебном порядке. Во-вторых, при наличии согласия супругов на развод и отсутствие совместных несовершеннолетних детей имеет смысл предоставить право на подачу заявления о расторжении брака одному из супругов, если другой супруг вследствие каких-либо уважительных причин не может явиться в орган ЗАГСа. При этом подлинность подписи должна быть нотариально удостоверена. В-третьих, следует предоставить право пролонгации срока для регистрации расторжения брака, если разводящиеся докажут уважительность причины, по которой ими был пропущен срок.
Resume Dissolution of marriage at the registry office, between those who agree to divorce and who have no adult children and property disputes, requires a more simple procedure, which should contribute to family law.
Түйін
Некені бұзуға келісімі бар, араларында кәмелетке толмаған балалары және мүлік дауы жоқ тараптардың некесін АХАЖ органдарында бұзу неке заңдары қамтамасыз ететін өте қарапайым процедураны талап етеді.
1. Жакипова А.Ж. Развитие семейно-брачных отношений в Казахстане. Алма-Ата: Казахстан, 1971. 179 с. 2. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М.: Юристъ, 1996. 366 с. 3. Гражданское право. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. Ч. 3. 592 с. 4. Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17 декабря 1998 № 321-I. Справочная поисковая система ПравоведПроф. 5. Рясенцев В.А. Семейное право. М.: Юрид. лит., 1967. 224 с. 6. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан. О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака от 28.04.2000 г., № 5. Бюллетень Верховного Суда РК. 2000.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |