|
|
|
Договор перевозки магистральным трубопроводным транспортом
Директор Академии юриспруденции «Әділет» Каспийского общественного университета, кандидат юридических наук Э. Омурчиева считает, что договор перевозки магистральным трубопроводным транспортом, несмотря на его специфику, можно признать видом договора перевозки.
Перевозки грузов, пассажиров и багажа - одна из актуальных тем исследования в рамках науки гражданского права, а потому требует своего тщательного изучения, тем более что отношения в сфере транспорта достаточно многообразны. Важность этого подчеркивается тем, что в Казахстане принята Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года, утвержденная Указом Президента РК от 11 апреля 2006 года № 86, главной задачей которой является совершенствование системы государственного регулирования транспортной сферы, и в качестве основного направления выделяется совершенствование законодательства в сфере транспорта. И прежде всего это касается гражданского законодательства РК. Глава 34 Гражданского кодекса РК регулирует отношения по перевозке. Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки. Анализ норм ГК РК позволяет сделать вывод, что отношения по перевозке оформляются договором перевозки грузов, договором перевозки пассажиров, договором фрахтования (чартера), договорами об организации перевозок, договорами между транспортными организациями, договором перевозки транспортом общего пользования. При этом очевидно, что нормы, регламентирующие данные договоры, достаточно лаконичны. И если таким образом законодатель определяет систему договоров, регулирующих перевозки, то эта система, безусловно, требует научного исследования. Каждый из этих договоров имеет свою специфику, но общим является то, что они касаются перевозок. Перевозка осуществляется определенными видами транспорта, так Законом РК от 21 сентября 1994 года № 156 «О транспорте в Республике Казахстан» предусмотрено, что транспорт РК - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории РК магистральный трубопроводный транспорт. Следует отметить, что правовое регулирование перевозок различными видами транспорта в Казахстане имеет свои специфические черты, но, по нашему мнению, они не всегда позитивны. Так, эти правоотношения регулируются многочисленными нормативными актами: Законом РК от 21 сентября 1994 года № 156 «О транспорте в Республике Казахстан», Законом РК от 8 декабря 2001 года № 266 «О железнодорожном транспорте», Законом РК от 17 января 2002 года № 284 «О торговом мореплавании», Законом РК от 4 июля 2003 года № 476 «Об автомобильном транспорте», Правилами перевозок пассажиров и багажа морским транспортом РК, утвержденными приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 6 июля 2004 года № 265-I «Об утверждении нормативных правовых актов в области перевозок пассажиров, багажа и грузов морским транспортом РК». Согласно ст. 689 ГК РК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законодательными актами о транспорте. По своим признакам договор перевозки груза является возмездным, взаимным, реальным. Как правило, договоры перевозки являются публичными. Так, например, ст. 697 ГК РК гласит, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательными актами о транспорте. На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 9 Закона о транспорте), обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью. По отдельным видам транспортных услуг - как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта - могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством РК. Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и клиент, причем в качестве клиента могут выступать получатель, грузоотправитель. Договор перевозки заключается в письменной форме. Причем форма договора зависит от того, каким видом транспорта производится перевозка. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира и (или) багаж в пункт назначения в срок, определенный законодательными актами о транспорте и установленными в соответствии с ними правилами перевозки. Если срок доставки груза, пассажира или багажа не установлен, и стороны не предусмотрели этот срок в договоре, доставка должна быть произведена в разумный срок. В соответствии со ст. 690 ГК РК по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Договор перевозки пассажира и багажа оформляется, соответственно, проездным билетом и багажной квитанцией. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавливается в порядке, предусмотренном законодательными актами о транспорте. Статьей 691 ГК РК предусмотрено, что по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Перевозчик и грузоотправитель при необходимости осуществления систематических перевозок могут заключать длительные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки, не предусмотренные законодательными актами. Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие). Порядок заключения таких договоров определяется законодательными актами о транспорте. Согласно ст. 694 ГК РК взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законодательными актами о прямых смешанных перевозках. В соответствии со ст. 695 ГК РК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательных актов, иных нормативных правовых актов или выданной этой организации лицензии (патента) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. При этом законодатель четко определил, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Закон о транспорте выделяет магистральный трубопроводный транспорт, перевозки данным видом транспорта представляют особый интерес, поскольку в науке существует много споров, каким договором оформлять эти перевозки - договором поставки или перевозки. Также в действующем законодательстве РК существуют также смешанные железнодорожно-трубопроводные перевозки, которые представляют собой перевозку нефти трубопроводным и железнодорожным транспортом на основании месячного графика поставок нефти казахстанских производителей по системе нефтепроводов и железной дороге, утвержденного Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК. Эти отношения урегулированы Правилами перевозки нефти в смешанном железнодорожно-трубопроводном сообщении, утвержденными совместным приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 31 октября 2003 года № 309-I и министра энергетики и минеральных ресурсов РК от 31 октября 2003 года № 215. Следует отметить, что данное обязательство сложное и состоит из нескольких обязательств. Во-первых, перевозка железнодорожным транспортом и транспортировка нефти. Сторонами такого договора являются грузоотправитель, грузополучатель, а также в качестве стороны могут выступать экспедиторские организации. Оплата услуг по транспортировке нефти трубопроводным транспортом производится по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным в соответствии с законодательством РК. Пункт 4 данных правил предусматривает, что транспортировка нефти трубопроводным транспортом и ее оформление осуществляются в соответствии с договорами об оказании услуг по транспортировке нефти, заключенными между перевозчиком (по трубопроводу) и грузоотправителем. То есть эти правоотношения оформляются накладной и договором об оказании услуг по транспортировке нефти. В правилах говорится, что накладная - договор перевозки груза железнодорожным транспортом, который состоит из пяти листов (оригинал накладной, дорожная ведомость, дубликат накладной, лист выдачи груза и лист уведомления о прибытии груза). Возникает вопрос, насколько правильно признавать накладную договором перевозки? Несомненно, накладная подтверждает наличие обязательств между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, но в таком случае как будут регулироваться отношения при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств сторонами этого договора. Сам договор об оказании услуг по транспортировке нефти можно признать возмездным, двухсторонне-обязывающим и консенсуальным. Причем правилами предусмотрено, что договор об оказании услуг по транспортировке нефти должен соответствовать типовому договору по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам. Это дает основание полагать, что этот договор является договором присоединения. Услуги по перевозке нефти по железнодорожным путям РК и транспортировке нефти трубопроводным транспортом оплачиваются грузоотправителем, экспедиторской организацией, имеющими договор с перевозчиком. Оплата услуг по перевозке железнодорожным транспортом технологической нефти, предназначенной для заполнения вновь построенных трубопроводов и не предназначенной для перемещения за пределы РК (экспорт), производится по тарифам (ценам, ставкам сборов) в межобластном сообщении, утвержденным в соответствии с законодательством РК. В данном случае Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК, в свою очередь, уведомляет перевозчика (по железной дороге) об объеме технологической нефти, необходимой для заполнения вновь построенных трубопроводов, и письменно подтверждает, что данный объем нефти в дальнейшем не будет перевозиться за пределы РК (экспорт). По мнению И.У. Жанайдарова, транспортировку нефти нельзя рассматривать как перевозку груза, она также и не предполагает регулирования нормами ГК РК о поставке, ее следует оформлять договором об оказании услуг по транспортировке нефти /1/. Г.И. Тулеугалиев считал, что специфика транспортировки по газо- и нефтепроводам не дает основания относить эту транспортировку к перевозкам. Правовая природа обязательств, возникающих при перемещении газа и нефти (и некоторых других продуктов) по трубопроводу, имеет иной характер, чем перевозка, а именно: здесь совмещаются обязательства по передаче имущества и по оказанию услуг (транспортировка, хранение) /2/. Эти точки зрения, на наш взгляд, весьма спорные. Здесь стоит обратить внимание на то, что нельзя смешивать два обязательства, а именно: по поставке и транспортировке. Таким образом, в данной ситуации возникают отдельные обязательства по поставке и обязательства по транспортировке, которые авторы часто относят к оказанию услуг. То есть вопрос о месте договора перевозки магистральным трубопроводным транспортом связан с более сложным вопросом - определения договора перевозки в системе гражданско-правовых договоров. В сфере транспорта возникает большое количество договоров, связанных с перевозкой, и потому возникает много вопросов с систематизацией этих договоров. Например, М.К. Сулейменов предлагает развернутую систему транспортных договоров: 1) навигационные, годовые и другие договоры на организацию перевозки грузов; 2) обязательства по подаче транспортных средств и предъявлении груза к перевозке; 3) договоры перевозки грузов; 4) буксировки; 5) транспортной экспедиции; 6) на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей; 7) на подачу и уборку вагонов; 8) аренды транспортных средств; 9) оказания услуг авиацией; 10) обязательства при участии трубопроводного транспорта /3/. Безусловно, договор транспортировки является договором об оказании услуг, но и договор перевозки также является договором об оказании услуг, поэтому нельзя сказать, что правовая природа этих договоров различается. В.В. Витрянский считает, что важнейшую юридическую особенность отношений по перевозке пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Основанием их возникновения являются: при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон - договор об организации перевозок, в иных случаях - договоры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя. Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам /4/. По мнению автора, попытки выделения категории «транспортных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу /5/. В литературе также встречается и иное мнение, так, к примеру, Т.Е. Абова пишет, что перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (груза, багажа) и людей-пассажиров, но процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя - по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения /6/. Таким образом, эта точка зрения представляется наиболее правильной, поскольку рассматривать перевозки только с момента подачи транспортного средства под погрузку достаточно узко. Если рассмотреть обязательства по транспортировке газа, который доставляется также посредством системы трубопроводов, то можно сказать, что речь идет также об обязательствах по перевозке. Г.Л. Нуртаева пишет, что зачастую транспортировка выступает предметом отдельного договора, относящегося по родовым признакам к возмездному оказанию услуг. Внесение транспортировщика стороной в договор газоснабжения либо опосредование таких отношений отдельным договором не сможет изменить квалификацию договора газоснабжения, поскольку транспортировка газа, осуществляемая другим специально занимающимся такой деятельностью юридическим лицом, - это всего лишь способ исполнения договора газоснабжения, а именно доставки газа до потребителя, альтернативы которому нет. Такая конструкция допускает, но не предусматривает обязательного участия транспортировщика в договоре газоснабжения в качестве стороны, т.к. обязательство между поставщиком и транспортировщиком будет являться предпринимательским договором, заключенным для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Учитывая, что газоснабжение - это непрерывный процесс, то подобные правоотношения, естественно, будут отличаться от обычного договора поставки, предметом в котором выступают обычные вещи. В данном случае именно факт передачи товаров через присоединенную (трубопроводную) сеть является определяющим в правовой природе указанных договоров. Однако это не исключает отдельного правового регулирования каждого из этих договоров, что представляется вполне обоснованным, поскольку это связано с технологическими, экономическими и юридическими особенностями каждого из перечисленных видов деятельности, в целом относящихся к энергоснабжению /7/. В российской литературе встречается мнение, что договор транспортировки газа по магистральным трубопроводам является самостоятельным видом договоров. Такого мнения придерживается М.А. Зайцева, по ее мнению, договор транспортировки следует рассматривать как особый вид договора, пребывая в системе магистральных газопроводов, газ от различных отправителей смешивается, его свойства претерпевают изменения, и в итоге выявить конкретного отправителя не представляется возможным. Отнесение процесса перемещения газа по магистральным газопроводам необоснованно, поскольку организации, осуществляющие транспортировку газа, не являются ни поставщиками, ни получателями продукции /8/. Автор видит отличие этого договора от договора перевозки в том, что газопровод является неподвижным транспортным средством, в отличие от транспортных средств, принадлежащих перевозчикам других видов транспорта /9/. На наш взгляд, даже если трубопровод и представляет собой неподвижный вид транспорта, то это еще не означает, что договор перевозки магистральным трубопроводным транспортом имеет особый характер только в силу того, что этот вид транспорта существенно отличается от других. По нашему мнению, специфика состоит именно в предмете перевозки: газ, нефть и прочее - их перевозка является достаточно сложной и трудоемкой, и когда речь идет о транспортировке крупных объемов нефти и газа, то иной вид используемого транспорта, кроме трубопроводного, трудно представить. И если обратиться к понятию самого договора перевозки, предусмотренного ст. 689 ГК РК, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату согласно договору или тарифу, то из этого следует вывод, что договор перевозки магистральным трубопроводным транспортом можно признать видом договора перевозки.
1. Комментарий к Гражданскому кодексу (Особенная часть). Под ред. Ю.Г. Басина, М.К. Сулейменова. Алматы, 2007. 2. Тулеугалиев Г.И. Избранные труды по транспортному праву. Сост. М.К. Сулейменов. Алматы: НИИ частного права КазГЮУ, 2003. С. 223. 3. Покровский Б.В., Сулейменов М.К., Наменгенов К.Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1985. С. 101. 4. Российское гражданское право. Учебник. В 2-х т. Т. II. Обязательственное право. Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 674. 5. Российское гражданское право. Учебник. В 2-х т. Т. II. Обязательственное право. Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 675. 6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2-х т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ. Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. Ин-т государства и права РАН. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. С. 642. 7. Нуртаева Г.Л. Правовые проблемы газоснабжения в Республике Казахстан. Алматы: Жеті жарғы, 2009. С. 35-36. 8. Зайцева М.А. Договор транспортировки газа по магистральным трубопроводам (правовая природа). Труды института государства и права Российской академии наук. № 4. 2008. С. 116. 9. Зайцева М.А. Указ. соч. С. 117.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |