02.06.2011
Московские правозащитники умиротворяют Дагестан
В Махачкале проходит выездное заседание совета по правам человека при президенте РФ
В Махачкале вчера началось двухдневное выездное заседание совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Пока московские правозащитники за закрытыми дверями обсуждали с руководителями республики, как им наладить диалог между властью и обществом, на улице собрались сотни людей, жаждущих сообщить столичным гостям о нарушениях своих прав. Когда вход в Национальную библиотеку, где проходило мероприятие, перекрыли полицейские, митингующие с криками «Аллаху акбар!»ушли в сторону соседней мечети.
Председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов сообщил, что главная цель мероприятия — способствовать достижению гражданского мира и внутриконфессионального согласия в республике. «Мы постараемся наладить диалог между сторонниками традиционного ислама и представителями так называемой ассоциации алимов «Ахлю-Сунна валь-Джамаа» (общество салафитов — радикальное крыло ислама.— «Ъ»)»,— заявил господин Федотов, добавив, что инициатива проведения выездного заседания в Дагестане принадлежит известным общественным деятелям, хорошо владеющим ситуацией на Северном Кавказе,— уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, экс-главе совета Элле Панфиловой, главе Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой и члену Общественной палаты Николаю Сванидзе. Следующее такое заседание планируется 5 июля уже с участием президента Дмитрия Медведева в одной из северокавказских республик. «Давайте у нас»,— тут же предложил руководитель Дагестана Магомедсалам Магомедов. А госпожа Алексеева сразу призвала дагестанских чиновников не покидать заседание вслед за президентом, который первым взял слово.
Господин Магомедов заявил, что «в республике все благополучно со свободой слова и неплохо с гражданским обществом, хотя есть некоторые упущения в работе милиции, присутствуют такие явления, как терроризм и экстремизм». Но главное, сделал вывод глава республики, в обществе растет осознание необходимости гражданского согласия.
После выступлений госчиновников слово дали представителям официального муфтията, и в последнюю очередь слово получил неформал — член ассоциации «Ахлю-Сунна валь-Джамаа» Абас Кебедов. Его выступление разрушило благостную картину, которую нарисовали предыдущие ораторы. «15 минут назад забрали двух наших братьев, у них бороды оказались неоправданно длинными, хотя, уверяю вас, не длиннее чем у патриарха всея Руси»,— заявил он, напомнив, что на третьем съезде народов Дагестана глава республики провозгласил курс на консолидацию. «Дальше слов дело не пошло. Идет тотальный беспредел правоохранительных органов»,— жаловался господин Кебедов.
В подтверждение своих слов господин Кебедов сослался на недавние примеры нарушения прав верующих. В селении Советское из мечети в милицию забрали полсотни человек, избили, побрили бороды, в школах угрожали девочкам в хиджабах, и никто, по его словам, за это не привлечен к ответственности. В Нечаевке «потеряли» молодого человека, алима, которого потом нашли убитым. В Чонтауле проводили спецоперацию, забрали целую семью, ранив четырехлетнего мальчика. «Или власть беспомощна, или власти это нужно, и она пропускает это по умолчанию, а потом будет результаты лечить, или власть делает это своим стратегическим планом»,— сделал вывод господин Кебедов. По его мнению, есть три варианта развития событий: война и развал России («и мы видим наращивание сил, военной техники в Дагестане»), путь Чечни («но я не считаю, что эта территория живет по российским законам») и мирный путь. По словам докладчика, вооруженное подполье готово к диалогу, помощь в стабилизации ситуации готовы оказать и зарубежные алимы, но Духовное управление мусульман Дагестана продолжает пропаганду вражды и религиозной нетерпимости. «Есть подозрение, что есть сращивание людей в погонах и официального духовенства»,— резюмировал оратор.
Это выступление стало кульминацией заседания. Как ни старались следующие ораторы усыпить присутствующих, разговор все равно возвращался к заданной господином Кебедовым теме. «Я бывал в селении Советское,— сообщил член общественной палаты Дагестана Алюсет Азизханов.— Там запрещена музыка на свадьбах. Дети из школы в лес уходят».
Президент Дагестана, прощаясь с правозащитниками, признался, что не все сказанное ему понравилось. «Я хочу смягчить формулировки: нет подготовки к войне и нет тотального беспредела правоохранительных органов»,— заявил он и пообещал дать поручение разобраться с ситуацией в Чонтауле.
Тем временем на улице собралась толпа молодых людей. По их словам, они приехали из разных концов Дагестана, в том числе из селения Советское и из Кизилюртовского района, где три дня назад был похищен предприниматель из селения Султанянгиюрт. Полицейские перекрыли собравшимся подступы к зданию Национальной библиотеки, где проходило мероприятие. А вышедший из библиотеки Абас Кебедов попросил их не провоцировать беспорядки и идти в мечеть. «Мы к вам придем позднее»,— заявили молодые люди и с криками «Аллаху акбар!»(«Аллах велик!") покинули сквер перед библиотекой. Вскоре был объявлен перерыв, но никто из правозащитников то ли из соображений безопасности, то ли чтоб не нарушать распорядок дня, в мечеть, чтобы побеседовать с митингующими, не пошли.
Юлия Рыбина, Махачкала