|
|
|
Досье ITS на проект Конституционного закона Республики Казахстан
1. Проект Конституционного Закона РК 3. Прогноз возможных последствий принятия Конституционного закона РК 4. Сравнительная таблица по проекту Конституционного закона РК 5. Новости, обсуждения по проекту 6. Конституционный закон РК от 16 февраля 2012 года № 559-IV
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 2 ноября 2011 года № 1272
Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст. 410; 2006 г., № 23, ст. 136; 2008 г., № 20, ст. 77; 2010 г., № 24, ст. 147) следующие изменения и дополнения: 1) статья 6 изложить в следующей редакции: «Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов 1. Районные и приравненные к ним суды (далее - районные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов. 2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. 3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается Председателем Верховного Суда на основании представления уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее - уполномоченный орган) согласованного с Высшим Судебным Советом.»; 2) в пункте 1 статьи 9: подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) решает вопросы организации судопроизводства в суде;»; подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) ведет личный прием граждан;»; 3) статью 10 изложить в следующей редакции: «Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов 1. Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. 2. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого областного суда устанавливается Председателем Верховного Суда на основании представления уполномоченного органа, согласованного с Высшим Судебным Советом.»; 4) пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции: «3. Органами областного суда являются: 1) пленарное заседание; 2) апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам; 3) апелляционная судебная коллегия по уголовным делам; 4) кассационная судебная коллегия. Апелляционную судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. Кассационную судебную коллегию возглавляет председатель областного суда, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.»; 5) статьи 14, 15 изложить в следующей редакции: «Статья 14. Председатель областного суда 1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) решает вопросы организации судопроизводства в суде; 2) председательствует на заседаниях кассационной судебной коллегии; 3) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них; 4) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики; 5) на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи; 6) утверждает план работы областного суда; 7) организует изучение судебной практики; 8) издает распоряжения; 9) осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы; 10) ведет личный прием граждан; 11) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается Председателем Верховного Суда на одного из председателей судебных коллегий областного суда. При этом председательствование на заседаниях кассационной коллегии возлагается на судью кассационной коллегии областного суда. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью кассационной коллегии областного суда. 3. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей судебных коллегий областного суда. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью кассационной коллегии областного суда. Статья 15. Председатель судебной коллегии областного суда 1. Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии; 2) председательствует на заседаниях судебной коллегии; 3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики; 4) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии; 5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. 2. Председатель апелляционной судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в апелляционных судебных коллегиях. 3. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии областного суда, временное исполнение его обязанностей возлагается на судью соответствующей коллегии областного суда.»; 6) в пункте 1 статьи 16: абзац первый изложить в следующей редакции: «1. Областной суд по мере необходимости проводит пленарные заседания, на которых:»; подпункт 9-1) изложить в следующей редакции: «9-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»; 7) в статье 17: в пункте 2: подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) принимает нормативные постановления, разъясняющие вопросы судебной практики;»; дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания: «3-1) формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее - кадровый резерв);»; дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом утверждается Председателем Верховного Суда.»; 8) в статье 20: в пункте 1: подпункт 4) изложить в следующей редакции: «4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда, разъясняющих вопросы судебной практики, и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;»; дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания: «8-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда;»; в пункте 2: подпункты 3) и 3-1) изложить в следующей редакции: «3) на основании решения пленарных заседаний местных и других судов представляет на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет; 3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет на альтернативной основе кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;»; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности распоряжением Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей судебных коллегий. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей Председателя возлагается на одного из судей Верховного Суда.»; 9) в пункте 1 статьи 21: подпункт 1-1) изложить в следующей редакции: «1-1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии;»; дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: «4-1) ведет личный прием граждан;»; пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.»; 10) в пункте 1 статьи 22: подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) принимает нормативные постановления, разъясняющие вопросы судебной практики, и вносит предложения по совершенствованию законодательства;»; подпункт 7-1) изложить в следующей редакции: «7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»; 11) часть вторую пункта 1 статьи 23 изложить в следующей редакции: «Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющемся носителем судебной власти.»; 12) пункт 2 статьи 24 изложить в следующей редакции: «2. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан.»; 13) в статье 29: в пункте 1: абзац четвертый изложить в следующей редакции: «сдавший квалификационный экзамен. Лица, закончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения;»; абзац шестой изложить в следующей редакции: «успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.»; пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда. Отрицательное заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда. Заключения пленарных заседаний соответствующего областного суда и Верховного Суда представляются кандидатом в Высший Судебный Совет.»; пункт 4 дополнить частью второй следующего содержания: «Лица, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, в исключительных случаях решением Высшего Судебного Совета могут быть освобождены от прохождения стажировки.»; 14) в статье 30: заголовок изложить в следующей редакции: «Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя суда, председателя коллегии суда»; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда. Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом. Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.»; 15) в статье 31: пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Председатели районных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на три года.»; дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: «5-1. Председатели областных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.»; пункты 7, 8 изложить в следующей редакции: «7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были избраны или назначены на прежнюю или аналогичную должность в другом суде. В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были избраны или назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса. 8. При реорганизации или упразднении суда, изменении числа судей соответствующего суда, судьи этого суда с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.»; 16) в пункте 1 статьи 33: подпункт 3-1) изложить в следующей редакции: «3-1) имеется решение Судебного жюри о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 34 настоящего Конституционного закона;»; подпункт 3-2) исключить; дополнить пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1. При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.»; 17) статьи 34 и 34-1 изложить в следующей редакции: «Статья 34. Освобождение от должности и прекращение полномочий председателя, председателя судебной коллегии и судьи 1. Основания прекращения полномочий председателя, председателя судебной коллегии и судьи: 1) уход судьи в отставку; 2) освобождение от должности судьи по собственному желанию; 3) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением; 4) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 5) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи; 6) прекращение гражданства Республики Казахстан; 7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 8) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу; 9) упразднение суда или реорганизация суда, изменение числа судей соответствующего суда, истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии или судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде; 10) сокращение общего числа судей районных судов; сокращение общего числа судей областных судов, Верховного Суда если судья не дает согласия на занятие вакантной должности в нижестоящем суде; 11) решение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, за совершение им дисциплинарных проступков или о необходимости освобождения от должности судьи за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона; 12) достижение пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи. 2. Полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, за совершение им дисциплинарных проступков или о необходимости освобождения от должности судьи за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона. 3. Полномочия председателя суда либо председателя судебной коллегии могут быть досрочно прекращены по его собственному желанию либо при невыполнении им требований, указанных в статьях 9, 14, 15, 20, 21 и 28 настоящего Конституционного закона. 4. Решение об освобождении от должности судьи принимается: 1) постановлением Сената Парламента Республики Казахстан - в отношении Председателя, судей Верховного Суда по представлению Президента Республики Казахстан; 2) Указом Президента Республики Казахстан - в отношении председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов. 5. Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда. Освобождение от должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда по их собственному желанию либо по истечении срока полномочий не влечет освобождение их от должности судьи этого суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 31 настоящего Конституционного закона. 6. В случае прекращения полномочий в связи с сокращением общего числа судей районных судов, областных судов, Верховного Суда судье производится выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат. 7. Основания прекращения полномочий судей, предусмотренные подпунктом 5) пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, признаются отрицательными мотивами. 8. Освобождение от должности судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10) пункта 1 настоящей статьи, допускается только в случае в случаях, когда сокращение общего числа судей районных судов, областных судов, Верховного Суда невозможно провести за счет имеющихся вакантных единиц, либо если судья не дает согласие на занятие вакантной должности в нижестоящем суде. Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи Пребывание в должности судьи допускается до достижения предельного возраста - 63 лет для женщин и 68 лет для мужчин. Предельным возрастом пребывания в должности судьи является: для женщин - 63 года, для мужчин - 68 лет. При достижении судьей пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, дальнейшее пребывание в должности судьи до достижения им предельного возраста допускается Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета.»; 18) статью 35 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Прекращение отставки осуществляется в том же порядке, что и освобождение от должности судьи в связи с уходом в отставку.»; 19) статью 38 исключить; 20) статью 38-1 изложить в следующей редакции: «Статья 38-1. Судебное жюри 1. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри из одиннадцати судей. 2. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда. Порядок формирования и организация работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов, дисциплинарных дел на Судебном жюри определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.»; 21) статьи 41 и 43 исключить; 22) статью 44 изложить в следующей редакции: «Статья 44. Решения Судебного жюри 1. Судебное жюри по дисциплинарному делу, а также при рассмотрении материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, выносит одно из следующих решений: 1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона; 2) о прекращении дисциплинарного производства; 3) о соответствии судьи занимаемой должности; 4) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и другое); 5) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности. 2. Решение Судебного жюри является основанием для внесения Председателем Верховного Суда в Высший Судебный Совет соответствующего представления об освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности. 3. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации на освобождение председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.»; 23) пункт 2 статьи 45 изложить в следующей редакции: «2. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято Судебным жюри досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей.»; 24) статью 46 исключить; 25) статью 49 изложить в следующей редакции: «Статья 49. Ежегодные отпуска судей 1. Судьям предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов. 2. Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии: 1) от 5 до 10 лет - 5 календарных дней; 2) от 10 до 15 лет - 10 календарных дней; 3) свыше 15 лет - 15 календарных дней.»; 26) статью 55-1 изложить в следующей редакции: «Статья 55-1. Лишение судьи гарантий по материальному и социальному обеспечению Судья при прекращении его полномочий по решению Судебного жюри в связи с совершением им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти, несоблюдением требований судейской этики и невыполнением иных требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона, а также по решению о профессиональной непригодности лишается: 1) права на отставку и гарантии личной неприкосновенности; 2) всех материальных и социальных гарантий, предусмотренных статьями 51, 53, 54 и 55 настоящего Конституционного закона.». Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
судебной системы, обеспечении прозрачности принятия судебных решений и публичного доступа к ним
Указ Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» придал новый импульс дальнейшему развитию правовой системы, в том числе судебных органов. Вместе с тем, на сегодня требуется принятие дополнительных законодательных и организационных мер по оптимизации судопроизводства. На личном приеме 31 мая текущего года Главой государства были одобрены предложения Председателя Верховного Суда по совершенствованию судебной системы, заключающиеся в следующем: С начала 2010 года в Казахстане действует трехзвенная система судебных органов, включающая: I. районные (городские) и специализированные суды, в качестве судов первой инстанции; II. областные и приравненные к ним суды, обеспечивающие рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты, не вступившие в законную силу; III. Верховный Суд - суд надзорной инстанции. Данная схема судоустройства показала свою неэффективность. Из-за несовершенства действующего закона сложилась определенная оторванность областных судов от населения. Граждане, минуя областные суды, стали обращаться с жалобами на судебные акты напрямую в Верховный Суд. Так, согласно статистическим данным за 2010 год, рассмотрено судами первой инстанции с вынесением приговора 30 382 уголовных дела, в Верховный Суд поступило 10 626 обращений о пересмотре судебных актов в порядке надзора, из них судьями Верховного Суда предварительно рассмотрено 5 919 ходатайств, в судебном заседании доложено 342 уголовных дела, в том числе 275 - по ходатайствам участников судопроизводства. При этом кассационными инстанциями областных судов за этот же период рассмотрено лишь 231 уголовное дело, апелляционными инстанциями - 8 633 дела. С вынесением решения в 2010 году рассмотрено 305 040 гражданских дел, обжалованы в апелляционном порядке судебные акты по 23077 делам, в кассационном - 9 999 делам. При этом в Верховный Суд поступило 13 580 ходатайств о пересмотре дел в порядке надзора, из которых предварительно рассмотрено 7 017. В надзорной инстанции Верховного Суда рассмотрено 475 гражданских дел, из них 444 - по ходатайствам сторон. Таким образом, вместо оперативного исправления судебных ошибок в областных судах, ревизия основной массы дел стала проводиться на уровне Верховного Суда. Это привело к тому, что функция осуществления надзора за деятельностью местных судов, возложенная на Верховный Суд Конституцией, практически подменена надзором по судебным делам. Для того, чтобы суды стали максимально ближе к нуждам и запросам сотен тысяч граждан, вовлеченных в судопроизводство, в целях оперативного исправления судебных ошибок на местах, более полного использования потенциала областных судов, предлагается ввести в областных судах две судебные инстанции: - апелляционную по пересмотру решений и приговоров, не вступивших в законную силу; - кассационную по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов. Суды апелляционной инстанции должны обеспечить оперативное исправление судебных ошибок, восполнить пробелы, допущенные районными и приравненными к ним судами. В апелляционной инстанции судебные дела должны рассматриваться единолично судьями коллегии. Наряду с этим, необходимо исключить институт направления дела на новое рассмотрение. При неполноте судебного исследования в первой инстанции, апелляционная судебная инстанция должна отменить принятое решение, принять дело к своему производству и завершить его разрешение по существу в течение месяца. Одновременно следует ввести норму о вступлении в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Состоявшиеся решения районных (городских) судов и апелляционные постановления могут быть обжалованы в кассационную инстанцию областного суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу. Исключение должны составлять приговоры, вынесенные с участием присяжных заседателей, которые пересматриваются непосредственно кассационной коллегией. Достигнутый уровень экономики и бизнеса, все возрастающие сложность и разнообразие гражданско-правовых отношений, темпы развития нормативно-правовой базы, требуют углубления специализации судов и судей. Поэтому видится целесообразным изменить структуру областных и приравненных к ним судов, предусмотрев третью специализированную апелляционную коллегию по финансово-экономическим делам. Аналогичную коллегию предлагается ввести и в надзорной инстанции Верховного Суда. Кассационную судебную коллегию областного суда должен возглавить председатель областного суда. В этой судебной инстанции судебное дело подлежит рассмотрению в коллегиальном составе. Кассационные жалобы рассматриваются непосредственно в судебном заседании, с извещением всех участников процесса. При наличии оснований дело должно быть направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, а в суд первой инстанции - только если не рассматривалось в апелляции. Кассационное разбирательство должно быть определено обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд. Пересмотр дел в порядке надзора должен иметь исключительный характер. Оспаривание судебных актов местных судов допускается в течение года со дня их вступления в законную силу. При этом надзорная инстанция вправе принять к своему производству любое дело, если оно было предметом рассмотрения суда кассационной инстанции. Реализация этих предложений предполагает внесение изменений в процессуальное законодательство, но не требует значительных финансовых затрат. Вопрос о введении апелляционной и надзорной судебной коллегий по финансово-экономическим делам может быть разрешен за счет имеющейся штатной численности судов, в пределах установленных лимитов финансирования. Создание именно такой структуры судоустройства позволит Верховному Суду эффективно использовать свои конституционные полномочия по надзору за деятельностью местных судов. Помимо структурных изменений, требуется изменение подходов к оценке деятельности судов. В настоящее время основным критерием оценки деятельности областных судов является уровень стабильности судебных актов первой инстанции. Это влечет определенного рода направленность на сохранение в силе небезупречных судебных актов, с целью формирования благоприятных статистических показателей. Напротив, деятельность областных и приравненных к ним судов должна оцениваться по эффективности исправления ошибок нижестоящих судов. Такой дифференцированный подход к оценке позволит переориентировать и вывести работу судов апелляционной и кассационной инстанций на качественно новый уровень. Предлагается также оптимизировать деятельность органов судейского сообщества, рассматривающих вопросы профессиональной подготовки и дисциплинарной ответственности судей. Кроме этого, важно пересмотреть подходы к проведению социологического опроса, результаты которого отражают уровень доверия населения к судам. Необходимо отойти от практики проведения анализа опросных листов работниками канцелярий судов, максимально исключив любую заинтересованность в конечном результате. Социологический опрос должен проводиться силами общественных, правозащитных организаций. Требуется изменить подходы к формированию статистической отчетности судов (предложения Верховного Суда по этому вопросу являются предметом отдельного рассмотрения Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительного и процессуального законодательства и анализа практики его применения). В целях повышения доступа к судебной защите, достижения сбалансированности нагрузки между судами, повышения качества отправления правосудия, целесообразно предусмотреть возможность привлечения к осуществлению правосудия судей, находящихся в отставке. Судья в отставке на основании распоряжения Председателя Верховного Суда должен привлекаться к осуществлению правосудия в качестве судьи (кроме исполнения обязанностей судьи Верховного Суда) на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Аналогичный механизм установлен в Российской Федерации. Исходя из мировой практики, в Казахстане необходимо ввести институт пожизненного содержания судей, ушедших в отставку (то есть судей, проработавших в судебной системе длительное время и имеющих незапятнанную репутацию). Европейской хартией «О законе о статусе судей», принятой 10 июля 1998 года в г. Лиссабоне (Португалия) предусмотрено, что судьи, достигшие установленного законом возраста для выхода в отставку с судейской должности, вправе получать выплаты, уровень которых должен быть как можно ближе к уровню их последней заработной платы в качестве судьи. Многие страны приводят свое национальное законодательство в соответствие данному международному стандарту. Так, например, в России и Украине эти выплаты составляют 80%, Армении - 75%, Азербайджане - до 80%. В Казахстане предлагается внести соответствующие законодательные изменения, которые будут предусматривать выплаты судьям в отставке в размере 70% заработной платы по последней должности - для имеющих судейский стаж более 20 лет и в размере 60% - при стаже от 15 до 20 лет. В соответствии со статьей 53 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» предусмотрено медицинское обслуживание судей и членов их семей в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 марта 1997 года № 365 «Об утверждении Положения о порядке и условиях обязательного государственного страхования судей и их имущества, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения» предусмотрено медицинское обслуживание судей и членов их семей на общих основаниях. Предлагается судьям и совместно проживающим с ними членам семьи, судьям в отставке, судьям, вышедшим на пенсию, бывшим судьям, находящимся на государственной административной службе в судебной системе, установить бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных государственных учреждениях здравоохранения, в том числе посредством медицинского страхования. Для сравнения, в Российской Федерации судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, на санаторно-курортное лечение, которое судье, и членам его семьи оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода его в отставку или на пенсию. Наряду с этим требуется установить и другие социальные льготы для действующих судей и судей в отставке. В частности, необходимо судьям предоставить право: - на получение ежегодного дополнительного отпуска с учетом стажа его работы по юридической профессии (как это установлено для работников правоохранительных органов); - на возмещение расходов стоимости проезда судьи и членов его семьи к месту санаторно-курортного лечения и обратно в пределах Республики Казахстан. Осуществление предлагаемого комплекса мер направлено на усиление независимости судебной власти, что является необходимым условием объективного и справедливого правосудия.
Касательно обеспечения прозрачности принятия судебных решений и публичного доступа к ним.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |