|
|
|
Размышления о науке
Абдрахманов С. З. к. ю.н., доцент, полковник проректор по научной работе Карагандинской юридической академии «Фемида»
В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века Караганда была без преувеличении крупным научным центром. Только на угольную промышленность работала сеть научно-исследовательских институтов; КНИУИ, Гипроуглегормаш, институт «Гипрошахтстрой»,филиал КазВНИМИ (научно-исследовательский маркшейдерский институт).Одна только лаборатория предупреждения и тушения подземных пожаров КНИУИ провела колоссальную профилактическую работу,предотвратив ряд возможных взрывов метана и самовозгорании угольных пластов. Сегодняшняя попытка некоторых руководителей ВУЗов создать научно-исследовательские центры в своих учреждениях или даже перепрофилировать весь ВУЗ как научно-исследовательский институт невыполнима в силу ряда объективных обстоятельств. Во-первых,как говорится, кадры решают всё. Однако, где эти научные кадры, где ЭЛИТА- в хорошем смысле этого слова, которая сможет подобрать, отсортировать, воспитать, заинтересовать действующих и потенциальных научных сотрудников. Необходимо поднять статус научного сотрудника и законодательно закрепить. Министр образования и науки Бахытжан Жумагулов на коллегии МОН РК 19 января 2011 года отметил, что в год 20-летия Республики Казахстан мы вступаем с новой Государственной программой развития образования на 2011-2020г.г., а также новым законодательством в сфере науки, и в этом законодательстве должен быть особо выделен статус научного сотрудника. Научный сотрудник должен зреть уже в стенах Высшей школы. Только в самих ВУЗах можно отбирать и готовить научные кадры. Для этого необходима финансовая поддержка государства и собственная предпринимательская деятельность университета или института. Процесс трансформации высших учебных заведении может длиться от 5 до 10 лет. Всё зависит от правильно составленной программы и чётко составленных ожидаемых результатов на конкретном этапе трансформационного процесса. Сейчас можно говорить о « прорывных научных проектах».Можно представить в грамотно составленном формате. Эти проекты, могут, наверно, получить грант или ссуду в банках, но где 100% гарантия реализации этих проектов. Как потом отчитаться за грант или вернуть многомиллионные ссуды в банк? Отсюда и возникла, вероятно, формула предпринимательского университета. Во-вторых, у нас слабо развита система популяризации науки. На сегодняшний день можно говорить о нулевой информированности населения (в том числе и молодёжи) о реальных научных исследованиях, проводимых в стране. Представляется целесообразным создать специализированный телеканал по примеру «Discovery Science». Но это не реально для нашей страны, где не выделят ни средств, ни нужных специалистов и т.д. Подготовка и переаттестация научных кадров находится на переломном моменте. Об этом говорит положение из послания Президента РК о том, что «..с этого года прекращается деятельность 200 научных (диссертационных) советов, теперь будет вестись подготовка магистров и докторов PhD». Но эта подготовка будет являться образовательной базой для будущего работника и даст шанс для поступления на работу или остаться на своей должности. Разумеется, что и в магистратуре, и в докторантуре соискатели будут заниматься собственным исследованием, но значительный период обучения уйдет на получение академического образования. И это при том, что эти собственные исследования после академической степени магистра или доктора PhD благополучно канут в Лета. По крайне мере, в большинстве своём. Будут у нас на научном небосклоне такие МЕГАЗВЁЗДЫ, как Ч. Валиханов, А. Маргулан, К.И. Сатпаев и много других, имена которых тесно связаны с выдающимися достижениями в области науки и техники, культуры и исскуства.? И сколько Звёзд могут погаснуть, так и не проявив своих потенциальных возможностей. И сколько лжеучёных до поры, до времени будут праздновать свой бал, обводя вокруг пальца весь учёный мир. И вновь о реформах в области науки. Введение в нашей стране института магистратуры и докторантуры PhD придаёт этим реформам необратимый процесс. И на этом магистральном пути, главное, не сбиться с дороги. Для этого при разработке методики оценки научных исследовании необходимо будет, по нашему мнению, придерживаться следующих основных принципов; 1. Принцип перспективности, т.е. вычислить все возможные и ожидаемые результаты; 2. Принцип практического применения данного научного исследования; 3.Принцип т.н. «возрастного долголетия данного научного эксперимента. Ведь не секрет, что в век ускорения научно-технического прогресса моральное устарение какого -либо научного открытия неизбежно. Во избежание этого процесса учёный обязан постоянно работать над совершенствованием своего научного открытия или эксперимента. 4. Принцип программного обеспечения научных исследовании и полного финансирования по реализации этих программ со стороны государства
Оксфорд, Кембридж и другие образовательные и вместе с тем научно-исследовательские центры являются для нас образцом и недосягаемым научным Олимпом. И это понятно, если учесть их многовековой опыт и многомиллионные финансовые инъекции. Умело запущенный и налаженный механизм требует только определенной крректировки в связи с требованиями времени. Стремительно развивающийся научно-технический процесс и является направляющим вектором этой корректировки. Ну, а нам надо ещё создавать этот механизм, основными составляющими которого являются научно-материальная база и научные кадры. Это объективная сторона процесса, а субъектами являются государство и высшая школа, каждый из которых должен чётко знать и выполнять свои функции.
.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |