| ||||||||||||||||||||
|
|
|
17.08.2011 «Народное» IPO в Казахстане
Детальные предложения по структуре, процессу и графику проведения IPO только разрабатываются, не определен и окончательный список компаний. В частности, предполагается, что в этом году 5% своих акций на торги выставит АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ), основным акционером (59,38% акций) которого является АО НК «Казмунайгаз». Завершить разработку программы «народного» IPO планируется в июле текущего года. В настоящее время рассматриваются три варианта продажи акций населению: через «Казпочту», нацкомпании и профучастников рынка ценных бумаг, с привлечением БВУ. Необходимо отметить, что на национальном фондовом рынке IPO уже проводились: одновременное IPO в Лондоне и Казахстане компании «Разведка Добыча КазМунайГаз» и «народное» IPO небольшого пакета принадлежащих государству акций АО «Казахтелеком». Остальные крупные IPO казахстанских компаний (ТОО «Казахмыс», АО «НК «Казмунайгаз», АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Жаикмунай») осуществлялись на Лондонской фондовой бирже. Негативный опыт «народного» IPO в России Практика российских «народных IPO» (начатая летом 2006 года с размещения государственной компании «Роснефть») свидетельствует о том, что, следуя призыву руководства страны, инвесторами становятся люди, не понимающие ни рисков, связанных с инвестициями в акции, ни принципов управления такими рисками. Никто из потенциальных владельцев не застрахован от падения цены акций после размещения. В частности, в России после размещения «народных» IPO произошло обрушение цены акций в 3-7 раз. Так, цена акций Внешторгбанка (второго по величине основных показателей банка России) упала с 13,6 копейки - цены размещения - до 1,9 копейки, а бумаги «Роснефти» обесценивались более чем на 11% от цены размещения. В итоге широко разрекламированные народные IPO оставили не самое приятное впечатление у россиян: тысячи людей, купившие акции в рамках «народного» IPO, не только не смогли получить прибыль, но и потерпели убытки. Многие аналитики вообще не советуют приобретать акции во время IPO. Причина в том, что компании предпочитают проводить IPO по верхней ценовой границе. Поэтому, как советуют российские аналитики, акции выгоднее приобретать позднее - на бирже, «когда ажиотаж спадет и произойдет стабилизация цены, что сделает инвестиции более прогнозируемыми и менее рискованными». Как показала российская практика «народного» IPO для его успешного проведения необходима большая подготовительная работа. Выступая на V Всероссийском IPO Конгрессе в апреле 2009 года, президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко перечислил условия, которые могли бы обеспечить успех российскому народному IPO, если бы были соблюдены, а именно: · Повышение финансовой грамотности населения; · Отказ крупных чиновников от настойчивой рекламы «народных» IPO; · Рыночные механизмы проведения таких размещений без привлечения к процессу олигархических структур; · Наличие в компаниях-эмитентах высоких стандартов корпоративного управления; · Размещение акций ниже рыночной цены; · Прозрачность дивидендной и информационной политики эмитентов; · Отказ от возможного обратного выкупа акций по цене ниже цены размещения, иначе это будет расценено как стремление компаний провести спекулятивную сделку; · Привлечение независимых национальных рейтинговых агентств. При подготовке «народного» IPO целесообразно предусмотреть не менее 3-6 месяцев активной работы с широким охватом всех регионов страны. Информация должна быть адресной, с понятным населению лексиконом, открытым напоминанием о рисках приобретения акций и не должна «растворяться» в общем рекламном потоке. При этом важно донести до населения, что покупка акций - это не депозит (который к тому же еще и застрахован) и нет гарантии, что завтра стоимость бумаги обязательно вырастет в цене. Более того, эксперты предлагают IPO, ориентированное на неопытных инвесторов, обеспечить гарантиями, например, обязательством компании выкупать свои акции не ниже цены размещения. Но, главное, перед выводом компаний на IPO провести серьезную работу по повышению финансовой грамотности населения. Неподготовленность населения как основной риск для Казахстана В настоящее время в Казахстане пока не выполнено ни одно из вышеуказанных условий. Население имеет слабые представления о том, что такое ценная бумага, какие активы и доходы имеют выводимые на IPO компании, как можно получить прибыль, инвестируя деньги в их акции. По мнению отечественных брокеров, в республике число потенциальных эмитентов, соответствующих листинговым требованиям, не превышает 15-20% от всех средних и крупных компаний. Крупной проблемой при проведении «народного» IPO является вопрос о цене акций и гарантиях. Так, стоимость одной акции компании «РД КМГ» составит около 20 тыс. тенге. Учитывая, что среднемесячная номинальная заработная плата в Казахстане составляет около 87,5 тыс. тенге (а у работников сельского хозяйства - 33,8 тыс. тенге) для многих эта цена окажется довольно высокой. Социологический опрос «Отношение казахстанцев к народному IPO», проведенный Институтом политических решений, показал, что почти 70% населения не намерены участвовать в размещении и лишь около 8% готовы покупать акции. Таким образом, в Казахстане «народное» IPO вряд ли станет действительно «народным». Конечно, можно купить две-три акции, но о серьезных доходах тогда не следует даже мечтать. Например, Совет директоров РД КМГ рекомендовал собранию акционеров размер дивиденда на одну акцию, выплачиваемого по итогам 2010 года в размере 800 тенге (включая налоги, удерживаемые в соответствии с законодательством). Дивиденды «Казахмыса», по итогам 2010 года, составили 22 цента на акцию при ее стоимости около 3 тыс. тенге. Таким образом, с активами в пределах 100 тыс. тенге лучше воспользоваться услугами паевых инвестиционных фондов и депозитами БВУ. IPO может быть интересно тем розничным инвесторам, которые: · готовы инвестировать на длительный период; · готовы диверсифицировать вложения между значительным количеством различных эмитентов. Однако в намечаемом «народном» IPO большинство граждан вряд ли сможет поучаствовать, во-первых, потому что живут в отдаленных местах (где нет соответствующей инфраструктуры, чтобы обратиться к специалистам) и, во-вторых, экономически эти акции мало кому будут доступны (доходов рядового казахстанца едва хватает для обеспечения прожиточного минимума). Безусловно, внутреннее IPO способствует развитию локального фондового рынка, повышает финансово-экономические показатели и рост уровня корпоративного управления компаний, но опыт российских, да и ряда «народных» IPO на Западе, не подтверждают факта «прибыльности» приобретения акций таким способом для простых граждан.
Источник: Клуба Института политических решений (https://www.ipr.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |