Об этнокультуральных особенностях фабулы бреда преследования у больных параноидной шизофренией
М.А. Асимов, П.В. Шеин, В.Н. Кравченко КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
Изучение фабулы бреда преследования у больных параноидной шизофренией, по мнению ряда авторов, является важным звеном в создании психотерапевтического подхода к таким больным. Речь идёт о психотерапии в период, когда острое состояние больного уже купировано, и мы имеем дело с явлениями резидуального бреда. Как формируется содержание бредовых идей? Очевидно, что оно связано с социумом, в котором находится больной, с его культуральными особенностями и этикой. Существует ряд работ, посвящённых этническим и культуральным особенностям больных с шизофренией. Клиническая практика в России свидетельствует о влиянии этнических, религиозных, семейных ценностях и иных культурных факторов на уровень психического здоровья населения (Положий Б.С., Чуркин А.А., 2001). Этнокультуральный подход базируется на двух принципах: оценка любых психических расстройств с учётом особенностей общества и культуры, в которых они встречаются, и оценка психических расстройств в рамках одной и той же культуры с учётом конкретного исторического отрезка времени её существования (Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий, 2003). В качестве примера изучения психического здоровья в подобном ключе может служить исследование Репиной Л.Л. (2004), показавшее, что удмурты чаще демонстрируют «религиозность» в картине психического заболевания и меньше, чем русские придают значение своему здоровью. По данным Уварова И.А. (2004), картина психических расстройств у удмуртов напрямую зависит от черт их национальной психологии - робости, ранимости, неуверенности. Важным моментом является частота обращаемости к врачу представителей различных этнических групп. Например, по данным Евдокимовой Т.Е. (2004), распространённость психических расстройств среди бачатских телеутов довольно высока, но в большинстве случаев расценивается как «усталость, сложный жизненный этап, неуверенность». Существует мнение о характерном для отдельно взятых этнических групп адаптивном значении шизофренического состояния (Гильбурд О.А.; 1998): у многих народов севера наблюдаются состояния апатии бездеятельности, странной отгороженности, наступающие в условиях сильных холодов, и сами же внезапно проходящие. Последний факт имеет косвенное отношение к рассматриваемой теме, т.к. доказывает различное значение шизофрении, в целом, для каждой отдельно взятой этнической группы. Среди наших соотечественников этнокультуральные особенности шизофрении изучались в работах Кудьяровой Г.М. (1996), Нуркатова Е.М. (2003). Отличительной чертой указанных работ является рассмотрение этнокультуральных свойств фабулы бреда преследования в эпидемиологическом аспекте. При этом, в найденных материалах указываются особенности формирования фабул бреда, вне рассмотрения возможности проведения психотерапии. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|