09.09.2011
На границе люди ходят хмуро
На мосту перед пограничным переходом «Кордай» тесно. Везде сумки. Женщина, пытаясь встать поудобнее, двинула меня по голове. Прошу быть осторожнее. В ответ получаю вымученную полуулыбку занятого человека: ты просто турист и мешаешь работать - переносить тюк ширпотреба через киргизско-казахстанскую границу.
Теснота, давка, ругань
Пограничный переход забит людьми. Очередь казахстанские пограничники почему-то расположили на мосту через реку Шу: здесь за забором, отгороженным от проезжей части, всегда стоят не менее 70-100 человек. Еще столько же находятся на нейтральной полосе. Это те, кто уже прошел киргизскую границу и ждет товарищей. Они сидят на своих баулах и сумках, оставив для прохода узкий коридорчик.
В очереди тоже спокойно не постоишь. Самые активные носильщики пытаются пролезть вперед, протискиваясь сквозь толпу с баулами, создавая давку. На замечания они реагируют уже более жестко: «Мы работаем. Не мешайте».
Миновав первые ворота, оказываешься перед вторыми. Тут уже не так тесно, даже оборудован навес от солнца и дождя, но все равно находиться в таком «загоне» - удовольствие неприятное. Да и за порядком следит пара вооруженных автоматами и дубинками хмурых спецназовцев в масках.
Наконец нас пропустили к зданию таможни. Но и тут таможенники и пограничники не оставят вас в покое. Они выискивают людей с пакетами, хватают их за руки, уводят в сторону… По словам носильщиков, так вылавливают тех, кто не заплатил таможне за проход через границу.
«Всё, пошли. Собираемся на нейтральной полосе»
В Киргизию въезд, наоборот, свободен: пограничники подчеркнуто вежливы. Таможенников вообще не видно. Переход туда занимает от силы десять минут. Там вы сразу наталкиваетесь на площадку, где обосновались торговцы и их носильщики. Десятки такси с бишкекскими номерами заполнены грузом, уже упакованным в тюки. На каждом крупно написано имя владельца. Все это будет переправлено в Казахстан.
Неупакованный груз «перерабатывается» тут же: крупные пакеты с носками раскладываются по баулам, коробки от обуви выбрасываются - картон занимает много места. Поэтому, если вы увидите, например, на каком-нибудь алматинском базаре пару обуви без упаковки, можете быть уверены - она попала в город через Бишкек.
Один из коммерсантов по имени Максат согласился поговорить с журналистом, но фамилию назвать отказался: «Зачем лишние проблемы?». Он возит товар с «Дордоя» - самого большого базара под Бишкеком. Сам Максат - из Шымкента, товар везет домой на продажу. Это в основном трикотаж из Китая. Нынешний порядок пересечения границы, конечно, его напрягает: «Но мы привыкли. Два года уже так работаем».
Ставка - 500 тенге или 150 сомов за переноску 50 килограммов груза. Это в любом случае выгоднее, чем платить официальную таможенную пошлину. Так, пошлина на обувь составляет 10 процентов от стоимости, но не менее 1-1,8 евро за пару, на одежду - те же 10 процентов, но не менее 4-5 евро за килограмм. Ковры облагаются налогом в 20 процентов, но не менее 1 евро за квадратный метр.
Показывая, что больше говорить не о чем, Максат приказывает своей «бригаде» начинать переноску товара. Его груз - с десяток плотно упакованных тюков с крупной надписью «Али» - уже выгружен из машины. Люди стоят в готовности начать переход.
«Всё, пошли. Время. Соберемся на нейтральной полосе. А то сейчас киргизы начнут доставать», - командует он.
Попросив у Максата разрешение сфотографировать тюки, настраиваю фотоаппарат… и вся его «бригада» разбегается по сторонам. Никто не хочет попасть в кадр.
Рыночная зависимость
Киргизия последние 20 лет развивается как страна реэкспорта - здесь были наименьшие налоги на ввоз готовой продукции и открытые границы со всеми соседями. В результате самой прибыльной отраслью в этой республике оказалась международная торговля. Причем торговля развивалась через рынки - такие как «Дордой» под Бишкеком и «Карасу» в Ошской области. При этом 80 процентов всех товаров шло на экспорт.
О размерах бизнеса говорят такие суммы. Если годовой оборот алматинской барахолки составляет около 1,74 миллиарда долларов, то «Дордой» в год оборачивал товара на 2,84 миллиарда. Его площадь сегодня - 20 гектаров. Торговля - это едва ли не единственная отрасль экономики страны, которая стабильно питает ее бюджет. Поэтому и такое теплое отношение киргизских пограничников к торговцам.
После создания Таможенного союза были резко ужесточены правила перехода границы. Теперь каждый человек может беспрепятственно пронести в Казахстан не более 50 килограммов багажа. Поэтому услуги носильщиков в цене.
Сейчас правительство Республики Кыргызстан усиленно ищет возможности для того, чтобы помочь тому же «Дордою» выжить. У Бишкека пока нет другого выхода, кроме как поддерживать свои рынки. Исходя из этого, мелким торговцам, работающим через оптовые рынки страны, будут созданы благоприятные условия для работы. Это означает, что проблема загруженности пограничных переходов останется и в будущем.
В то же время руководство таможни и пограничных войск Казахстана ищет варианты для ликвидации заторов на КПП. Один из них предусматривает ограничение перехода границы до одного раза в день. Возможно, это и уберет пробки, однако создаст дополнительные проблемы для населения приграничных территорий обеих стран.
Заторы были, есть и будут?
По информации казахстанской таможни, КПП «Кордай» ежедневно пересекают более 100 пассажирских автобусов, 6-7 тысяч легковых автомобилей и 50 тысяч человек. Контрольно-пропускной пункт работает в круглосуточном режиме. Но все равно постоянно образуются заторы. Чтобы не создавались пробки, необходимо создать специальные «карманы» на обеих сторонах границы. Здесь могли бы ожидать досмотра автомобили. Желательно бы увеличить и количество подобных переходов на других участках границы, чтобы разгрузить «Кордай».
Два года назад миссия Всемирного банка подготовила доклад «Клубок шелка: безграничные базары и приграничная торговля в Центральной Азии». Тогда эксперты рекомендовали активнее использовать опыт КПП «Коргас» на других больших переходах. Но после крупного коррупционного скандала вокруг руководства «Коргаса» таможня, видимо, уже боится экспериментировать. Поэтому заторы так и останутся атрибутом границы.
Кордай - Алматы
Адиль УРМАНОВ