|
|
|
Закон РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года:
А.Накипов, Партнер Юридической фирмы «SIGNUM»
IX международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 22 апреля 2011 г.)
24 июня 2010 года был принят новый Закон РК «О недрах и недропользовании». В связи с чем, утратили свою силу ранее действовавшие Закон РК «О нефти» от 28 июня 1995 года и Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года. Новый Закон вводит целый ряд положительных новшеств: - конкретизируются термины и определения; - отрегулированы вопросы в отношении разрешительных процедур, утверждения проектной документации, перечня требуемых документов, сроков рассмотрения и т.д.). - унифицируется имеющаяся практика, он вобрал в себя положения многих других нормативных правовых актов, существовавших в виде отдельных подзаконных актов. - урегулирован весь технологический процесс недропользования, включая поэтапные проектные документы, требования к ним, процедуры их рассмотрения и т.п. Вместе с тем, нельзя не отметить ухудшение положения недропользователя как объекта контроля со стороны контролирующих государственных органов, так и стороны контракта на недропользование. При этом можно выделить следующие основные тенденции: - усиление позиций государства как стороны контракта; - усиление контрольно-властных полномочий государства; - упразднение большинства гарантий стабильности; - возложение дополнительных обязательств на недропользователя и т.д. В данном докладе будут раскрыты основные нововведения Закона, которые коснутся недропользователей.
Терминология
Законом уточнен, дополнен и расширен целый ряд используемых терминов и определений. Так, например, расширен термин «добыча», который теперь включает в себя первичную переработку минерального сырья. Законом даны определения многим понятиям, которые ранее применялись только на практике и не имели законодательного закрепления. К таким можно отнести термины: «технологическая схема разработки месторождения», «приоритетное право государства» и т.д. Даны определения многим новым терминам, ранее не использовавшимся в законах. К таким можно отнести термины «основное полезное ископаемое», «месторождения, имеющие сложное геологическое строение» и др. В Закон включены многие понятия, ранее использовавшиеся в подзаконных актах. Так, например, в Закон включен термин «технологически неизбежное сжигание газа», ранее использовавшийся в инструкции Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
Ограничения по контрактам на недропользование
Ограничивается возможность заключения контрактов на совмещенную разведку и добычу. Теперь такие контракты могут заключаться по решению Правительства РК только в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение и (или) сложное геологическое строение. Сужаются основания для продления контрактов Продление контракта на разведку возможно только в случае обнаружения месторождения на период, необходимый для его оценки. При этом продолжительность периода не оговаривается. Обязательные условия контрактов на недропользование Закон определяет подробный перечень дополнительных обязательных условий, которые должны быть включены в контракт на недропользование и отсутствие которых может повлечь признание контракта недействительным. Это: - размеры неустойки (штрафов, пени) за неисполнение, ненадлежащее исполнение недропользователем принятых им обязательств по контракту. - обязательства недропользователя по передаче имущества, обеспечивающего непрерывность технологического процесса и промышленную безопасность в случаях досрочного прекращения действия контракта компетентным органом; - в случае заключения контракта на участок недр, по которому ранее был прекращен контракт, контракт с новым недропользователем должен содержать обязательства по возмещению ранее произведенных бывшим недропользователем и доверительным управляющим затрат, включая стоимость переданного имущества, а также обязательство по выплате вознаграждения доверительному управляющему; - обеспечение равных условий оплаты труда для казахстанского и иностранного персонала, включая персонал подрядчиков; - контракт на добычу углеводородного сырья должен содержать обязательства недропользователя по переработке (утилизации) попутного газа; - вопросы казахстанского содержания; - размер и условия расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры; - размер расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и др. Риск потерять исключительное право на заключение контракта на добычу Несмотря на то, что в Законе декларируется исключительное право лица, проводившего разведку, на заключение контракта на добычу, порядок его заключения допускает риск потерять такое исключительное право. Так, в случае если стороны не придут к соглашению по вопросам казахстанского содержания и расходам на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в течение 3-х месяцев с даты начала прямых переговоров компетентный орган выносит решение об отказе в предоставлении права на проведение операций по добыче. В случае, если по вине недропользователя контракт не будет заключен в течение 24 месяцев с даты подписания протокола прямых переговоров, заявитель теряет исключительное право на заключение контракта на добычу.
Реквизиция полезных ископаемых Исключено положение, согласно которому реквизиция производится у всех недропользователей в одинаковой пропорции от уровня фактической добычи нефти. Также, компенсация за реквизированные полезные ископаемые будет осуществляться не по ценам мирового рынка, а по ценам, не превышающим цены, применяемые недропользователем при совершении сделок с соответствующими полезными ископаемыми на дату реквизиции, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию. Дополнительные основания для досрочного прекращения контракта по инициативе компетентного органа
Согласно Закону прекращение контракта по инициативе компетентного органа возможно по следующим основаниям: - при неустранении недропользователем в указанный в уведомлении компетентного органа срок более двух нарушений обязательств, установленных контрактом на недропользование либо проектными документами. Нарушение условий контракта, полностью устраненное недропользователем в срок, установленный в уведомлении компетентного органа, не является основанием для досрочного прекращения действия контракта в одностороннем порядке; - передача права недропользования без разрешения компетентного органа; - по решению Правительства РК в случае, если действия недропользователя при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение, приводят к изменению экономических интересов Республики Казахстан, создающему угрозу национальной безопасности с предварительным уведомлением недропользователя за 2 месяца.
Досрочное прекращение контракта по инициативе недропользователя
Законом также предусматриваются следующие права недропользователя, на: - досрочное расторжение контракта в судебном порядке; - отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке. При этом реализация таких прав недропользователем возможна только по основаниям, установленным в контракте.
Попутный и (или) природный газ
Законом устанавливается, что попутный газ является собственностью государства, если иное не установлено контрактом. Законом предусматривается наложение на недропользователей, заключивших контракты до введения в действие Закона, обязательства по переработке попутного газа, которые должны оформляться отдельным соглашением между недропользователем и компетентным органом и являются приложением к контракту. На отдельных месторождениях, где переработка попутного газа нецелесообразна, допускается по решению и согласованию уполномоченных органов, его утилизация без переработки.
Программа развития переработки попутного газа Законом предусматривается обязанность недропользователя иметь программу развития переработки попутного газа, утвержденную уполномоченным органом в области нефти и газа и согласованную с уполномоченными органами по изучению и использованию недр, в области охраны окружающей среды. Данная программа должна обновляться каждые три года. В целях достижения рационального использования попутного газа как важного стратегического ресурса государства недропользователи, осуществляющие добычу углеводородного сырья, и уполномоченный орган в области нефти и газа могут осуществлять совместную реализацию проектов по использованию попутного газа. Сжигание попутного и (или) природного газа В Законе расширен перечень случаев, когда допускается сжигание газа. Так, сжигание газа согласно Закону возможно теперь не только в случае аварийных ситуаций, но и угрозы аварийной ситуации. Законом также теперь предусматривается технологически неизбежное сжигание газа при: - пусконаладке технологического оборудования; - эксплуатации технологического оборудования; - техническом обслуживании и ремонтных работах технологического оборудования. Стабильность, применимое право, разрешение споров
Сужена сфера стабильности контракта от изменений и дополнений законодательства. Так, гарантии стабильности контракта также не распространяются на изменения и дополнения законодательства Республики Казахстан в области налогообложения и таможенного регулирования в дополнение к ранее действовавшим исключениям (национальная безопасность, обороноспособность, в сферах экологической безопасности и здравоохранения). Изменение контракта вследствие изменения экономических интересов Теперь компетентный орган вправе потребовать изменения и (или) дополнения условий контракта при любом изменении экономических интересов, создающем угрозу национальной безопасности, а не только при существенном изменении, как было ранее. Возмещение ущерба недропользователем Ранее возмещение ущерба недропользователем, причинившим вред, требовалось только в случаях нарушения требований в области охраны недр. Теперь согласно Закону возмещение причиненного вреда требуется в случаях нарушения требований законодательства РК о недрах и недропользовании. Иными словами, теперь с недропользователя могут потребовать возмещения ущерба в отношении любого нарушения какого-либо из положений законодательства РК о недрах и недропользовании. Также Законом оговаривается, что недропользователь, осуществляющий нефтяные операции на море, не будет нести ответственности за вред, причиненный окружающей среде и физическим или юридическим лицам в случае загрязнения моря, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Приоритетное право государства в отношении отчуждаемого права недропользования Межведомственная комиссия по вопросам осуществления приоритетного права государства дает компетентному органу лишь свои рекомендации, а решение о приобретении отчуждаемого права недропользования или объекта, связанного с правом недропользования, принимается компетентным органом от имени Правительства Республики Казахстан. При этом, приобретение права недропользования или связанного с ним объекта осуществляется национальным управляющим холдингом (АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына») или национальной компанией (АО «Национальная Компания «КазМунайГаз»), либо государственным органом, определенным Правительством Республики Казахстан и уполномоченным на приобретение. Случаи, к которым приоритетное право государства не применимо Новым Законом о недрах также как и в отношении случаев необходимости получения разрешения компетентного органа на совершение сделки по отчуждению права недропользования или связанного с ним объекта, предусмотрены исключения, когда не требуется обращаться с заявлением о рассмотрении государством вопроса реализации своего приоритетного права по приобретению отчуждаемого права недропользования или связанного с ним объекта. Таким исключениями являются те же случаи, что и для обращений за получением разрешения на совершение сделки. В отношении таких «исключений», хочется отметить полезность только одного - реализацию акций через открытые рынки. Все остальные, где должно сохраняться 99% в руках одного и того же акционера (участника), или продажа 0,1% - не будут рассматриваться инвесторами как предпочтительные сделки. Хочется верить, что при условиях прозрачности совершения сделок по отчуждению права недропользования или связанных с ним объектов, перечень исключений в будущем будет расширен. Итак, получение отказа государства от приоритетного права не требуется в отношении следующих сделок: (i) сделки по отчуждению акций или иных ценных бумаг, подтверждающих право собственности на акции, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг юридического лица, обладающего правом недропользования, юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в РК; (ii) передачи всего или части права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования: - в пользу дочерней организации, в которой не менее 99% доли участия (пакета акций) прямо или косвенно принадлежит недропользователю, при условии, что такая дочерняя организация не зарегистрирована в государстве с льготным налогообложением; - между юридическими лицами, в каждом из которых не менее 99%в доли участия (пакетов акций) прямо или косвенно принадлежат одному и тому же лицу, при условии, что приобретатель всего или части права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, не зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением; (iii) передачи акций (долей участия) в юридическом лице, являющемся недропользователем, если в результате такой передачи лицо приобретает право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться менее чем 0,1% доли участия (пакета акций) в уставном капитале юридического лица - недропользователя, и (или) юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность в РК связана с недропользованием.
Приоритетное право по безвозмездным основаниям
Ранее в соответствии со старым Законом о недрах, государство имело приоритетное право перед другими лицами на приобретение отчуждаемого права недропользования или связанного с ним объектов на условиях не хуже, чем предложенные другими покупателями. В связи с чем, многими юристами ставился вопрос о возмездных сделках, по которым осуществлялось отчуждение, т.е. одним из критериев необходимости обращения в компетентный орган за получением отказа государства от реализации своего преимущественного права на приобретение отчуждаемого права недропользования было получение возмещения. При этом, в случае отчуждения права недропользования по безвозмездным сделкам вопрос о необходимости получения отказа государства от реализации своего преимущественного права не стоял. Теперь,предусматривается приоритетное право государства в случае передачи права недропользования по безвозмездным основаниям (в том числе при передаче в уставный капитал). В данном случае, стоимость определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Сроки завершения приобретения государством Ни для кого не секрет, что процесс заключения сделок по отчуждению права недропользования или связанного с ним объектов мог растянуться на долгое время. Реакцией компетентного органа на такие затяжные сделки было установление сроков, в течение которых должна быть совершена сделка. Ранее такие сроки устанавливались компетентным органом по собственному усмотрению. Новым Законом о недрах установлено, что срок приобретения права недропользования или связанного с ним объекта не должен превышать шесть месяцев со дня принятия решения о приобретении права недропользования или связанного с ним объекта. При этом законодателем не определено, является ли это срок для ведения переговоров и приобретения отчуждаемого права недропользования или связанного с ним объекта государством, в лице национального управляющего холдинга, национальной компании или уполномоченного государственного органа, или же данный срок распространяется на все сделки по приобретению права недропользования и связанных с ним объектов. В случае решения государством воспользоваться своим приоритетным правом, устанавливается 6-месячный срок для завершения приобретения отчуждаемого права недропользования. Однако закон умалчивает о каких-либо последствиях в случае, если государство пропустит установленный срок и не воспользуется своим приоритетным правом. Законом установлены процедура реализации приоритетного права государства.
Разрешение на передачу права недропользования
Случаи, когда требуется получение разрешения Новым законом расширен перечень случаев, когда требуется получение разрешения компетентного органа на передачу права недропользования: отчуждение права недропользования в пользу другого лица; передача права недропользования в уставный капитал другого юридического лица; отчуждение права недропользования в процессе приватизации имущественных комплексов государственных предприятий; отчуждение права недропользования в процессе конкурсного производства при банкротстве; обращение взыскания на право недропользования, в том числе при залоге; возникновение права на долю: в юридическом лице, обладающем правом недропользования; в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения; и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в РК, в результате увеличения уставного капитала путем внесения одним или несколькими участниками дополнительных вкладов, а также путем принятия нового участника в состав участников юридического лица; первичный выпуск в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций юридического лица, являющегося недропользователем, юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в РК, включая дополнительные эмиссии; · передача в залог права недропользования; · переход права недропользования в порядке правопреемства в случае реорганизации юридического лица. Обращаем Ваше внимание, что исключения, применяемые для приоритетного права государства, также являются случаями, когда не требуется разрешение компетентного органа на передачу права недропользования. Законом устанавливается процедура получения разрешения компетентного органа с указанием требований к подаваемым документам и сроков для рассмотрения обращений. Устанавливается также срок действия разрешения компетентного органа, которое выдается сроком на 6 месяцев с правом продления на срок не более 6 месяцев. Уведомление компетентного органа после сделки Введено обязательство для лица, осуществившего приобретение отчуждаемого права недропользования по информированию компетентного органа о совершенной сделке в срок не позднее пяти рабочих дней с даты совершения сделки. Неуведомление компетентного органа о совершенной сделке в течение пяти рабочих дней после ее совершения является основанием для признания сделки недействительной.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |