|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
03.02.2012 Социальное партнерство выступает эффективным инструментом усиления конкурентоспособности экономик
Одним из главных приоритетов в развитии страны в послании народу Казахстана была названа занятость населения. Как отметил глава государства Нурсултан Назарбаев, для этого была принята новая программа «Занятость-2020». Она нацелена не просто на борьбу с безработицей, а прежде всего - с ее причинами: нерациональным распределением трудовых ресурсов в стране, невостребованностью в экономике специалистов. В этом механизме присутствует еще один инструмент - прагматичное партнерство между государством, бизнесом и наемными работниками, который, среди прочего, способствует улучшению труда и росту производительности. Как следствие, социальное партнерство повышает мотивацию труда и усиливает конкурентоспособность экономики. Протекающие процессы трансформации общественных отношений являются постоянными спутниками любого государства, имеющего потенциал дальнейшего развития. Казахстан в этом плане не стал исключением. А активный диалог между тремя «основными» участниками данных процессов - государством, работодателями и работниками, в ходе которого стороны обмениваются мнениями, решают актуальные вопросы и назревшие проблемы, способствует поступательному развитию общества. На сегодня Казахстан является самодостаточной страной, глубоко интегрированной в международное сообщество, с мнением которого считаются не только авторитетные международные организации, но и лидеры ведущих стран мира. Вместе с тем для поступательного развития молодой республике необходима динамика, которая должна стать неотъемлемой частью внутренней жизни страны. В этом отношении стратегическое видение президента страны Нурсултана Назарбаева, чьи инициативы были направлены на развитие социального партнерства, стали одной из действенных форм на пути к занятию Казахстаном своего места среди стран, являющихся мировыми лидерами. Стоит отметить, что уже ставший привычным для нашей республики трипартизм, подразумевающий активно действующую «связку» - взаимоотношения между государством, работодателями и работниками, благодаря постоянному участию главы нашего государства в процессе его становления и развития стал реально действующим механизмом. Изначально под социальным партнерством, которое с французского «le partenaire» переводится как партнер, компаньон, подразумевался один из типов социального взаимодействия, который характеризуется, прежде всего, способом регулирования общественных, и в первую очередь трудовых, отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством. И сегодня социальное партнерство уже перестало быть инструментом формирования социальной политики, привнесенным к нам извне. Развитое профсоюзное движение, а также рост доверия к нему со стороны трудящихся способствовали выработке единой позиции по актуальным вопросам, связанным с трудовыми буднями рабочих и служащих нашей страны. А ставший уже привычным диалог с третьей стороной процесса - государством - позволяет консолидировать общие усилия вокруг вопросов, направленных на улучшение условий труда и соблюдение интересов трудящихся согласно действующей Конституции страны и нормативно-правовым актам. Как отметил в своем выступлении Нурсултан Назарбаев, «Конституция формулирует сущность и содержание конституционных прав, свобод и обязанностей граждан в соответствии с принципами современной рыночной экономики, которые ставят возможности удовлетворения многообразных интересов личности в зависимость от ее конкретного вклада (результата) в процессе своей трудовой деятельности». В этом отношении социальное партнерство является важной составляющей демократических преобразований, протекающих в стране, признанной лидером в построении гражданского общества в Центральной Азии и на постсоветском пространстве. Нужно отметить, что социальное партнерство предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте темпов производства, производительности труда во имя обеспечения условий, необходимых для роста прибыли работодателей и валового продукта общества, повышения уровня и качества жизни самих трудящихся. Дополняет эту палитру открытие новых предприятий с соответствующими условиями труда и, как следствие, создание новых рабочих мест. Так, ежегодно по стране открываются перспективные компании, куда требуются и привлекаются «рабочие руки». Только за 10 месяцев 2011 года в целом по стране было создано 241,4 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности - 114,6 тыс. При этом, по сообщению Министерства труда и социальной защиты населения, 26 тыс. рабочих мест создано в промышленности, 27,2 тыс. - в торговле, 28,1 тыс. - в строительстве и коммунальном хозяйстве, 20,1 тыс. - в сельском хозяйстве. Из общего количества созданных рабочих мест 168,4 тыс. - постоянные рабочие места, 67 тыс. приходится на сферу малого бизнеса. Однако технический прогресс, равно как и трудовые взаимоотношения, не стоит на месте. На сегодня ситуация изменилась, и современная политика социального партнерства уже позволяет решать спорные вопросы не митингами и забастовками, а за столом переговоров, путем взаимного нахождения общих точек соприкосновения, поиска баланса интересов разных социальных групп, которые, в конечном счете, приводят к консенсусу с последующей выработкой единой позиции. В этом плане социальное партнерство ориентирует участников на достижение разумного компромисса вместо усугубления ситуации, имеющей тенденцию обострения. Современная идеология и политика социального партнерства в индустриально развитых странах играет стабилизирующую роль, способствуя экономической и политической устойчивости социальных отношений. При этом известны различные модели социального партнерства (шведская, немецкая), выражающие национальную специфику различных стран, принявших идеологию партнерства и регулярно применяющих ее во взаимоотношениях между тремя основными группами. Казахстанская модель, являясь действующим механизмом социального партнерства, вобрала в себя опыт западных стран и привнесла свои, специфические черты, основанные на акцентировании внимания всех участников процесса на углублении партнерства за счет создания диалоговых площадок, которые способствуют эффективному разрешению трудовых споров и оперативному реагированию на возникающие актуальные вопросы, связанные с трудовым процессом. А это, с учетом увеличения в третьем квартале 2011 года численности занятого населения Казахстана на 272,1 тыс. человек, является немаловажным фактором. Общеизвестно, что диалог, дискуссии и принятие разными сторонами решений предполагает взаимный учет интересов и достижение соглашений в условиях взаимоуважения и взаимопонимания. Трехстороннее сотрудничество является идеологической нитью, проходящей через всю деятельность нашего государства, которое взяло за основу модель работы Международной организации труда (МОТ). Налаживая «мосты» В настоящее время в нашей стране отмечается усиление роли неправительственных организаций, задействованных в решении социально значимых вопросов казахстанского общества. В свою очередь развитие институтов гражданского общества стало способствовать созданию прочных долговременных связей с государством и работодателями, что, в конечном счете, положительным образом отразилось на всем трудовом процессе. Как известно, социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. Вот и сейчас одним из результатов подобного сотрудничества стала активная работа неправительственных организаций с населением. В результате в органы занятости республики на 1 ноября 2011 года обратилось 284,8 тыс. человек. Из них 190,5 тыс. (66,9 процента) были трудоустроены. При этом численность безработных уменьшилась на 9,3 тыс. и составила 472,3 тыс. человек, уровень безработицы - 5,3 процента. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов социально-экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса. И уже для всех стало очевидно, что власть нуждается в надежных партнерах, способных эффективно содействовать решению существующих проблем. Их отсутствие, как известно, исключает всякое прогрессивное развитие общества. И это осознали многие развитые страны мира, которые заинтересованы в поддержании внутренней общественно-политической стабильности и определении перспектив своего дальнейшего развития. Именно поэтому деятельность органов власти направлена на организацию системы совместной работы с «третьим сектором». Безусловно, это сопровождалось поиском новых путей и механизмов установления эффективной модели социального партнерства, которая обуславливает не только системные действия, но и транспарентность в действиях и взаимопонимание. А это, как показывает практика, на сегодня является одним из основных «правил игры», притом, что в республике отмечается рост экономически активного населения, а значит, и рост трудовых взаимоотношений. Принимая во внимание то, что только в третьем квартале прошлого года доля экономически активного населения нашей страны увеличилась на 3 процента, или на 272,8 тыс. человек, что в целом составило 8,9 млн человек, внедрение модели социального партнерства является своевременным шагом. Наша страна одна из первых стала работать над приданием легитимности процессу социального партнерства. Так, президент страны Нурсултан Назарбаев 19 декабря 1994 года подписал постановление «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений». Это послужило началом формирования эффективной системы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, системы переговоров и соглашений власти, профсоюзов, работодателей. Стоит отметить, что в отечественной системе социального обеспечения, состоящей из механизма социальной защиты и социального партнерства, заложены превентивные меры, способные локализовать основные причины появления социальных конфликтов, что в условиях мирового финансового кризиса является своевременной мерой. Социальный эффект Именно благодаря социальному партнерству государство стало проводить свою политику в отношении различных слоев общества. В этом случае нужно отметить, что социальное партнерство активно способствует демократизации отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию казахстанского общества. Установившаяся цепочка, где основными звеньями социального партнерства являются работодатели, государство и профсоюзы, контактирует между собой на регулярной основе. И в этом состоит весь смысл действия трипартизма, который, ежедневно обмениваясь между собой информацией, мнениями и предложениями, решает накопившиеся проблемы в социально-трудовых отношениях. Еще в 2000 году Лидер Нации в своем послании народу Казахстана отметил: «Нам срочно необходима целостная концепция социальной политики, а не импульсивные рывки частного характера. И профсоюзам и работодателям надо здесь тоже работать, засучив рукава, а не только требовать». По установившейся во всем цивилизованном мире традиции основная задача профсоюзов сосредоточена на защите прав и отстаивании интересов работников в области занятости, условий и оплаты труда, а также решении социальных проблем. Успешность выполнения задачи является оценкой эффективности деятельности профсоюзов, так как в настоящее время профсоюзы являются фактически единственной массовой организацией, представляющей социально-экономические, социально-трудовые отношения работников. Напомним, что принятый в декабре 2000 года парламентом страны закон «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» стал очередным шагом на пути дальнейшего развития социального партнерства в нашей стране. В принятом нормативно-правовом документе были заложены основы обеспечения эффективного механизма регулирования социальных и трудовых отношений, а также гарантирования трудовых прав работников и их социальной защиты. Принятый закон придал новый импульс развитию системы отношений и механизмов, направленных на обеспечение согласований интересов представителями органов исполнительной власти, представителями работодателей и работников. Его принятие приблизило создание эффективного механизма по взаимодействию институтов власти, профсоюзов и работодателей. Поступательное движение Вместе с тем партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями складываются не всегда просто. И это нормальная, распространенная во всем мире ситуация, так как невозможно разным группам находиться в состоянии успокоения и полного удовлетворения существующими на настоящее время условиями. Если принять во внимание динамично изменяющуюся ситуацию, неизбежно появление нюансов, которые могут повлиять на трудовой процесс, а также на взаимоотношения между работниками и работодателями. И в этом случае участие государства в качестве арбитра трудовых отношений играет определяющую роль. Принимая во внимание значимость подобного рода сотрудничества, государство стало заключать с профсоюзами меморандумы о сотрудничестве. Так, в рамках программы социального партнерства, инициированной президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, в Караганде в 2009 году был подписан меморандум о сотрудничестве между областным акиматом, объединением профсоюзов, ассоциацией предпринимателей и крупными работодателями. Соглашение рассчитано три года. Главной целью заключения соглашения является социальная защита трудящихся, в первую очередь это обеспечение занятости населения в условиях глобального экономического кризиса. Ряд подобных меморандумов был заключен и в других регионах страны. В этом случае привлекает к себе внимание деятельность отечественной Федерации профсоюзов, которая совместно с Министерством труда и социальной защиты населения дает позитивные результаты. Одним из последних совместных мероприятий стала республиканская акция «Заключите коллективный договор!», в ходе которой по состоянию на январь 2011 года по стране было заключено 52 835 коллективных договоров, или 28,6 процента от общего количества хозяйствующих субъектов. На сегодня сложившаяся в стране ситуация характеризуется плодотворным сотрудничеством между трудящимися, работодателями и государством. Действующая в стране Республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных трудовых отношений стала одной из самых эффективных диалоговых площадок. В результате совместной работы госорганов и неправительственного сектора постепенно стали укрепляться связи между ними. Таким образом, предложенный президентом страны Нурсултаном Назарбаевым механизм взаимодействия, представляющий собой один из типов общественных отношений, в основе которого лежит так называемый баланс интересов государства и институтов гражданского общества, стал реально способствовать укреплению социальной стабильности в стране. Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |