|
|
|
16.04.2012
Концепция разработана в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. В Концепции представлен анализ текущей ситуации в системе кадровых ресурсов отрасли, определены основные направления кадровой политики и ключевые механизмы ее реализации.
1.1. Анализ состояния кадровых ресурсов здравоохранения в мире и Казахстане.
Одной из важных составляющих укрепления систем здравоохранения являются стратегии развития кадровых ресурсов. Во всем мире эффективность систем здравоохранения и качество медицинских услуг зависят от показателей деятельности работников, которые определяются их знаниями, умениями и мотивацией. Международный опыт, в частности опыт Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), свидетельствует о том, что среди организационных изменений, касающихся повышения эффективности систем здравоохранения, наибольшего успеха достигают действия, предпринимаемые в области управления кадрами. Имеется множество данных, свидетельствующих о позитивном влиянии количества, качества подготовки работников здравоохранения, плотности их распределения на результаты различных мероприятий в сфере здравоохранения и в целом на здоровье людей. В соответствии с определением ВОЗ, работниками здравоохранения являются люди, основная деятельность которых направлена на улучшение здоровья. В их число входят специалисты, оказывающие медицинские услуги (врачи, медицинские сестры, фармацевты и лаборанты), а также административные и вспомогательные работники. В мире насчитывается около 60 миллионов работников здравоохранения. Примерно две трети из них оказывают медицинские услуги (провайдеры), а одна треть выполняет административные и вспомогательные функции. Кадровый кризис в здравоохранении признается мировым сообществом. Современные проблемы развития кадров здравоохранения в мире связаны с дефицитом персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, избытком специалистов узкого профиля, дисбалансом численности врачей и сестринского и акушерского персонала, чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах. Доказано, что существует прямая связь между отношением количества работников здравоохранения к численности населения и показателями здоровья. Глобальная нехватка работников усугубляется имеющимся дисбалансом внутри страны. В сельских районах по сравнению с городами наблюдается дефицит компетентного персонала. По оценкам ВОЗ, для восполнения нехватки требуется, как минимум, 2 360 000 медицинских работников и 1 890 000 административных и вспомогательных работников, то есть, в общей сложности, 4 250 000 работников здравоохранения. Для разных стран характерно разнообразие в уровне квалификации, в соотношении численности младшего медицинского персонала к численности врачей. Также существенными остаются диспропорции в спектре основных специальностей и квалификаций. Наиболее проблемными в кадровой сфере здравоохранения являются вопросы правильного планирования кадровых ресурсов, их численности, устранения диспропорций в структуре распределения квалифицированных работников. На протяжении последних 30 лет в большинстве промышленно развитых стран происходило усиление роли административных работников, экономистов в сфере медицинского обслуживания. Например, во многих странах клиниками обычно руководят профессиональные администраторы, не имеющие медицинского образования. Современная политика развития кадров здравоохранения во многих странах строится на совместной ответственности государства и общества, включая профессиональные медицинские ассоциации. Правительство старается регулировать, определять, удовлетворять реальные потребности в кадрах здравоохранения, а также поддерживать, направлять и контролировать мероприятия в области обучения и подготовки кадров и результативного использования их обществом. Созданные ВОЗ региональные обсерватории кадровых ресурсов укрепляют, развивают и поддерживают базу знаний для трудовых ресурсов здравоохранения в разных регионах. Обсерватории предоставляют фактические данные для принятия политических решений с целью усиления систем здравоохранения и улучшения медицинского обслуживания. Они отслеживают практические методики и накопленный опыт и обмениваются ими. Таким образом, кадровая политика развитых стран направлена на внедрение методов управления эффективностью имеющихся ресурсов, усиление роли административных работников, быстрой эволюции сестринской профессии и расширение функций среднего медицинского персонала, подготовку специалистов в сфере общественного здравоохранения, повышением требований к сфере подготовки и переподготовки кадров. Отличительными особенностями кадровых ресурсов здравоохранения Казахстана являются более высокие показатели обеспеченности врачебными кадрами, наряду с меньшими показателями обеспеченности средним персоналом в сравнении с мировыми данными. Средний показатель обеспеченности врачебными кадрами городского населения более чем в 3 раза превышает таковую в сельской местности. Численность медицинских кадров в настоящее время в сфере здравоохранения Казахстана составляет более 207 тыс. специалистов, из которых около 144 тыс. сестринского персонала. 70% от общего числа кадров - это провайдеры медицинских услуг. Более 18% от общего числа врачей и 33% среднего персонала трудятся в сельской местности. Вместе с тем, дополнительная потребность во врачебных кадрах по итогам 2011 года составляет 4,1 тыс., в т.ч. 1,9 в сельских регионах. Для территории Казахстана характерна крайне высокая неравномерность в распределении медицинских кадров: от 20 до 45,7 на 10 тыс. населения. Обеспеченность врачами сельского здравоохранения остается по-прежнему низкой и колеблется в пределах от 11,0 до 18,9 на 10 тыс. населения. Недостаточное число квалифицированных работников здравоохранения в отдаленных и сельских районах затрудняет доступ к услугам здравоохранения значительной доли населения. Наблюдающаяся в последние годы стойкая тенденция к увеличению доли врачей старше 50 лет, свидетельствует о риске возможного нарастания дефицита кадров в ближайшее десятилетие. Одной из важных характеристик восполнения рынка рабочей силы является численность молодых кадров в общей возрастной структуре врачей. Несмотря на то, что в последние годы наметилась положительная тенденция притока молодых специалистов в отрасль, их доля составляет не более 4% от общего числа врачебных кадров. По-прежнему, из-за низкой привлекательности профессии и отсутствия мотивационных механизмов уровень трудоустройства выпускников ВУЗов не превышает 87%. Система управления кадровыми ресурсами, нехватка квалифицированного управленческого потенциала, устаревшие принципы работы кадровых служб, недостаток специалистов в области менеджмента и экономики здравоохранения, социальных работников являются серьезным барьером на пути создания эффективного потенциала. Существующие проблемы, связанные с дефицитом кадров, неравномерным географическим и территориальным распределением, а также структурным кадровым дисбалансом, отягощаются также недостаточной квалификацией имеющихся кадров, зачастую определяющей низкое качество медицинских услуг. Ситуация усугубляется тем, что действующая система прогнозирования и планирования кадров является мало эффективной. Планирование кадровых ресурсов исторически не являлось приоритетом политики в сфере здравоохранения. Сегодня также приходится констатировать, что отсутствие четкой государственной кадровой политики в сфере здравоохранения привело к количественному и качественному кризису трудовых ресурсов. Отсутствие мотивационных стимулов к работе, низкая заработная плата, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения привели к снижению притока молодых кадров в отрасль здравоохранения и «старению» врачебных кадров. Достаточно серьезно дело обстоит с привлечением и сохранением кадров в сельских регионах. Проблемным являются недостаточное техническое оснащение рабочих мест, слабая поддержка со стороны управляющего персонала, устаревшие принципы работы кадровых служб, непривлекательная социальная инфраструктура сельских населенных пунктов. Необходимо отметить положительные тенденции, наметившиеся в отрасли, касающиеся развития сферы медицинского и фармацевтического образования республики. В 2010 завершена реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования - первой стадии преобразований в этой сфере. Внедрена новая модель подготовки медицинских и фармацевтических кадров, новые образовательные стандарты и технологии, основанные на лучшей международной практике. Созданные учебно-клинические центры позволили сделать акцент на клиническую подготовку студентов и интернов. Разработаны и успешно внедряются национальные стандарты институциональной аккредитации медицинских вузов. Достижение качества медицинского и фармацевтического образования, соответствующего наилучшей международной практике и обеспечивающего эффективное развитие отечественного здравоохранения - являются основными приоритетами утвержденной в 2011 году Концепции развития медицинского и фармацевтического образования на 2011-2015 годы. В последние годы началась активная работа по подготовке специалистов общественного здравоохранения, менеджеров здравоохранения, сестринского персонала с высшим образованием. Начата работа по усовершенствованию нормативной правовой базы кадров здравоохранения - разработаны номенклатура специальностей и должностей, а также квалификационные требования и характеристики к ним. Пересмотрены требования к оценке уровня квалификаций медицинских кадров. Для реализации настоящей Концепции имеются благоприятные возможности, к числу которых можно отнести: постоянный рост финансирования в доле от ВВП страны на здравоохранение; признание в качестве одной из стратегических задач Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Қазақстан» на 2011-2015 годы необходимость создания конкурентоспособного кадрового потенциала отрасли; реализация совместного со Всемирным банком проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан»; появление новых эффективных методов управления в области здравоохранения; развитие информационных технологий в секторе здравоохранения и др. Вместе с тем нельзя не учитывать угрозы и риски для успешной реализации Концепции. К их числу можно отнести: повышающийся рост требований к уровню квалификации медицинских кадров; появление новых медицинских технологий, стремительное обновление информации, связанное с развитием медицинской науки и новых технологий; демографические (старение населения) и эпидемиологические тенденции (рост хронических заболеваний), сопровождающиеся изменением потребности в медицинской помощи и переориентацией от оказания «медицинской помощи» к оказанию «медико-социальных услуг»; миграция медицинских кадров и др.
1.2. Цель и задачи Концепции
Одним из направлений государственной политики страны является улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Качество включает предоставление надлежащих и экономически эффективных медицинских услуг и зависит от множества факторов, среди которых важную роль играют уровень профессионализма и мотивация специалистов здравоохранения к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов оплаты медицинской помощи, материально-техническая оснащенность медицинских организаций и другие. Целью настоящей Концепции является - формирование эффективной кадровой политики отрасли, обеспечивающей предоставление качественных услуг здравоохранения. Для реализации названной цели необходимо решение следующих задач: 1. Оптимизация планирования, штатной численности и структуры кадров. 2. Совершенствование подготовки и непрерывного профессионального развития кадров. 3. Эффективное управление человеческими ресурсами здравоохранения.
1.3. Период реализации и ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции рассчитана на период с 2012 года по 2020 год. На первом этапе (2012-2014 годы) будут: - создана действенная нормативно - правовая база в области развития кадровых ресурсов; - разработаны и внедрены эффективных методы и инструментов для реализации кадровой политики; - создана национальная Обсерватория кадровых ресурсов здравоохранения, как координирующий центр по вопросам кадровой политики и исследованиям в этой сфере; - внедрена модульно-накопительная система непрерывного профессионального образования кадров здравоохранения; - внедрен институт профессиональных менеджеров здравоохранения; - внедрен институт независимой оценки уровня квалификации медицинских кадров; - активно вовлечены профессиональные ассоциации в решение проблем КРЗ; На втором этапе (2015-2017 годы) будут продолжены мероприятия первого этапа, будут проведены мониторинг и оценка эффективности реализованных на первом этапе мер, а также: - модернизированы кадровые службы органов и организаций здравоохранения; - частично переданы функции по развитию КРЗ профессиональным объединениям. На третьем этапе (2018 - 2020 годы) будут: - создана при поддержке ВОЗ региональная Обсерватория кадровых ресурсов здравоохранения; - разработаны и внедрены эффективные методы и инструменты для реализации кадровой политики ресурсов в соответствие с лучшей международной практикой; - реализованы совместные мероприятия с международными организациями, в том числе с ВОЗ, а также организациями донорами по проведению исследований в области кадровых ресурсов здравоохранения, вопросам развития кадровых ресурсов здравоохранения.
Раздел 2. Основные принципы и общие подходы развития кадровых ресурсов здравоохранения
Кадровая политика будет основана на следующих принципах: Системность - обеспечение единства целей, принципов, форм и методов и технологий работы с кадрами. Легитимности и открытость. Профессионализм и компетентность - наличие знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного развития отрасли. Непрерывность профессионального развития. Социальное равенство, запрещающее любые формы ограничения прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой, половой или религиозной принадлежности. Социальная защищенность.
2.1. Совершенствование нормативной правовой базы, методов и инструментов кадровой политики
Укрепление и повышение потенциала страны по управлению кадровыми ресурсами здравоохранения (КРЗ) предполагает совершенствование регулятивной базы на основе наилучшей международной практики. Реализация данного направления будет включать анализ действующих нормативных документов, регламентирующих процедуры подготовки, распределения, управления, стимулирования КРЗ. Для эффективного управления будут созданы надежные и достоверные базы данных, что позволит проводить анализ и планирование кадровых ресурсов. В целях создания эффективной системы обеспечения кадровыми ресурсами отрасли будут учитываться современные подходы к планированию и прогнозированию кадров. Совершенствование планирования будет осуществляться на основе разработки и использования нормативов численности персонала. Анализ адекватности действующих штатных нормативов будет проведен на основе методик и инструментов, разработанных и рекомендованных ВОЗ. Нормативы станут инструментом выравнивания региональных, социальных (город-село, центр-периферия) и структурных (по видам помощи, типам организаций и специальностям) диспропорций в распределении кадрового потенциала, а также обеспечат пропорциональность развития первичной, специализированной, высокоспециализированной видов медицинской помощи. Руководствуясь приоритетом развития социально ориентированной первичной медико-санитарной помощи, будет повышена значимость среднего медперсонала, социальных работников и психологов в оказании медицинской и медико-социальной помощи. Это потребует принятия мер по развитию новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению, правовому регулированию сестринской деятельности, а также развитию служб социальной и психологической помощи населению. Будет начата разработка профессиональных стандартов специалистов здравоохранения, которые позволят сформировать единые подходы к установлению нормативов по различным разделам медицинской, социальной, психологической видов помощи и будут способствовать рациональному использованию кадровых ресурсов здравоохранения. Будут пересматриваться и совершенствоваться нормативные правовые акты по номенклатуре специальностей и должностей работников здравоохранения, а также квалификационным требованиям к должностям и характеристикам специальностей. Будет проведена работа по совершенствованию учетно-отчетной документации по КРЗ, а также инструкций с четким описанием служебных обязанностей, с определением задач и критериев оценки качества работы, системы мониторинга для отчетностей и компенсаций, а также эффективные системы мотивации.
2.2. Создание национальной (региональной) Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения
Международный опыт показывает эффективность создания национальных и региональных Обсерваторий кадровых ресурсов, призванных обеспечить координацию работ по эффективной кадровой политики. На первоначальном этапе предполагается создание национальной, а в последующем, при поддержке ВОЗ, региональной (для Центральной Азии) Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения. Планируется, что она может быть создана как координирующий для 16 регионов страны центр по сбору данных, анализу, планированию, прогнозированию потребности в КРЗ. В Обсерватории будет надежная и достоверная база данных на основе данных системы управления ресурсами (СУР) единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ), гармонизированная с международными требованиями. Обсерватория будет осуществлять исследования по ключевым аспектам КРЗ и их влияния на результаты мероприятий по охране здоровья, что даст возможность принимать обоснованные управленческие решения.
2.3. Модернизация кадровых служб системы здравоохранения
Новые условия функционирования здравоохранения предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровой службы, функции и ответственность которой должны быть значительно расширены. Важная роль будет уделена внедрению системы управления эффективностью - ориентированность на результативность, установление измеримых задач, мотивацию сотрудников на результат на основе ключевых показателей эффективности деятельности организации здравоохранения. В стране будет продолжена стратегия децентрализации исполнительных функций органов управления здравоохранением с поэтапной передачей их части государственным, негосударственным и общественным организациям, с повышением автономии государственных поставщиков медицинских услуг. Продолжится внедрение института профессиональных менеджеров и транспарентных форм управления организациями здравоохранения, включая современные управленческие технологии. Выполнение функциональных обязанностей и решение новых обязанностей потребует от руководителей и специалистов кадровой службы владения новыми компетенциями, многопрофильными профессиональными знаниями (юридическими, экономическими, педагогическими, психологическими и др.), а также умениями и навыками в области современных кадровых технологий. Проблемами управления персоналом будут заниматься профессионалы, умеющие хорошо ориентироваться на рынке труда, выполнять аналитическую работу, владеющие современными технологиями найма и диагностики персонала. Они будут участвовать в расстановке кадров с учётом требований рабочего места и потенциала работника, удержании, оценке деятельности, мотивации, стимулировании труда, обеспечении профессионального роста сотрудников. Особо важным направлением в системе управления кадровыми ресурсами отрасли является поддержание высокого профессионального уровня руководящего состава. Правильный подбор руководителя во многом определяет успех дела. Будет сформирован действенный резерв руководящих работников. В целях широкой практической подготовки резерва будет реализован метод текущей ротации кадров руководителей на центральном и региональном уровнях.
2.4. Повышение имиджа, престижа, совершенствование системы мотивации и стимулирования труда работников здравоохранения
Внедрение оптимальных механизмов развития кадровых ресурсов, направленных на подготовку, поддержание, сохранение и эффективное использование имеющихся ресурсов - является одним из важных направлений кадровой политики государства. К сожалению, уровень оплаты труда медицинских работников остается невысоким. Будет продолжена работа по совершенствованию дифференцированной оплаты труда, основанной на конечных результатах деятельности. Серьезное внимание будет уделено стимулированию и мотивации медицинских работников к качественному выполнению своих обязанностей, выработке мер социальной поддержки. Планируется стимулирование эффективных форм хозяйствования и создание условий для гибкого регулирования оплаты труда путем изменения статуса лечебных организаций. Будут созданы оптимальные экономические условия для инвестирования работодателями средств в развитие кадровых ресурсов здравоохранения, укрепления мер социальной поддержки медицинских работников, эффективных мотивационных механизмов удержания кадров. Приоритетом остается привлечение и сохранение медицинских кадров в сельской местности. В этой связи будут созданы условия по доступности регулярного повышения их профессионального уровня путем максимального приближения образовательных услуг к месту жительства, в том числе за счет дистанционных форм обучения, телелекций и телеконсультаций. Необходимо создание безопасных и благоприятных условий труда, обеспечение социально-ориентированной поддержки и мер по общественному признанию труда работников здравоохранения. Необходим пересмотр действующих нормативных документов по охране труда, приведение их в соответствие с современными требованиями безопасности. Будет усилен административный контроль за состоянием условий труда на рабочем месте. Решение важных задач, стоящих перед отраслью, требует повышения внимания к социальным проблемам медицинских кадров, связанным с обеспечением достойного уровня жизни, повышением авторитета, имиджа работников отрасли, сохранением их здоровья. Повышению престижа медицинской профессии будут способствовать регулярные конкурсы «Лучший по профессии».
2.5. Совершенствование профессионального образования
Улучшение качества профессиональной подготовки кадров отрасли является важной составляющей кадровой политики. В настоящее время реализуется «Концепция развития медицинского и фармацевтического образования на 2011-2015гг.», целью которой определено достижение качества медицинского и фармацевтического образования, соответствующего наилучшей международной практике. Выполнение поставленной цели потребует серьезной системной работы, затрагивающий комплекс задач. Будут обновлены образовательные стандарты с учетом международного опыта, основанные на компетентностном подходе и потребностях системы здравоохранения Будет внедрена системы повышения потенциала преподавателей с учетом современных тенденций активного обучения, развития критического мышления, навыков анализа и акцента на самостоятельную работу, обучения с использованием симуляций и тренажеров, развития доказательной медицины и др. Получит дальнейшее развитие система аккредитации образовательных программ с учетом рекомендаций экспертов Всемирной федерации медицинского образования. Будет пересмотрена политика приема в медицинские организации образования. Планируется переход от количественного подхода к приему студентов в медицинские вузы к качественному обучению. Поэтапно будет уменьшаться государственный заказ (количество грантов) на подготовку врачей с одновременным повышением стоимости обучения. Будет совершенствоваться система отбора и приема граждан в медицинские организации образования на основе психологического тестирования, объективного стандартизированного интервьюирования. Одним из ключевых направлений достижения качества подготовки кадров, станет внедрение системы независимой оценки уровня квалификации специалистов отрасли, в том числе, выпускников медицинских вузов и колледжей.
2.6.Внедрение института независимой оценки уровня квалификации медицинских кадров.
В стране существует практика оценки качества и эффективности подготовки кадров самими образовательными организациями. Медицинские организации образования не являются исключением. Особенно актуальна эта проблема для медиков, от профессионализма которых зависят жизнь и здоровье людей. В странах Северной Америки существует система независимой оценки знаний, умений и навыков студентов, выпускников медицинских школ, которая позволяет контролировать качество подготовки врачей, гарантирует высокий уровень их квалификации, а также обеспечивает безопасность пациентов. В Казахстане планируется создание подобного независимого центра на базе общественного объединения - «Ассоциация медицинского образования и науки». Этот центр будет организован с участием зарубежных экспертов в этой области и должен стать важным инструментом оценки качества подготовки медицинских кадров, а также уровня квалификации работающих специалистов.
2.7. Совершенствование непрерывного профессионального образования
Система непрерывного профессионального образования/развития (НПР) медицинских и немедицинских кадров получит свое качественное обновление. Будет осуществляться разработка различных по содержанию и срокам обучения образовательных и профессиональных программ, основанных на международных стандартах улучшения качества НПР. Будут созданы условия для доступности профессионального образования не только внутри страны, но и за ее пределами, в том числе с применением дистанционных технологий. Получат широкое распространение такие формы обучения, как индивидуальное, самостоятельное (саморазвитие), электронное (дистанционное), коучинг, наставничество и др. В основе системы НПР медицинских работников будет лежать накопительный принцип, предусматривающий освоение каждым работником определённого объёма новых знаний и навыков, измеряемых в условных единицах профессионального развития (система накопительных зачетных единиц). Основным условием накопительной системы будет модульный подход в обучении, при котором образовательные программы состоят из последовательно установленных обучающих модулей, каждый из которых имеет логическую завершенность и может быть пройден в качестве отдельного самостоятельного компонента с выдачей соответствующего документа. Особенностью предлагаемой системы станет ориентация не на количество часов или общее потраченное время обучающимся, а на достижение им определенной компетентности за пройденный объем учебной программы.
2.8. Усиление роли неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций
Для достижения качественного сдвига в показателях, характеризующих здоровье населения, необходима согласованность усилий всего общества, включая государственные ведомства, бизнес - структуры и общественные организации. В Государственной программе «Саламаты Казахстан» предусмотрено повышение статуса Национального координационного совета по охране здоровья при Правительстве Республики Казахстан. Названный совет предполагает четкое разграничения ответственности между центральными государственными органами и органами местного государственного управления и разработкой механизмов взаимодействия на местном уровне, включая развитие социальной ответственности бизнес - структур и привлечение неправительственных общественных организаций. В настоящее время в отрасли работают более 100 неправительственных организаций (НПО). Впервые в текущем году Министерством размещен государственный социальный заказ среди НПО. Данные проекты направлены на увеличение ожидаемой продолжительности жизни, пропаганду здорового образа жизни и укрепление репродуктивного здоровья, улучшение качества жизни пациентов с сахарным диабетом, дальнейшее укрепление профилактической медицины. Ряд проектов посвящен вопросам качества медицинских услуг и лекарственного обеспечения, подготовке социальных работников для системы ПМСП, повышения престижа медицинских работников. Планируется более активное привлечение общественных организаций к вопросам нормативного правового обеспечения, профориентации, медицинского образования, повышения квалификации, приема квалификационного экзамена, в обеспечении защиты прав медицинских работников при возникновении трудовых споров и в случаях профессиональной ответственности, а также в области медицинской этики.
Раздел 3. Инструменты реализации концепции
Реализация данной Концепции предполагается посредством следующих законодательных и нормативных правовых актов:
1. Кодекс Республики Казахстан от 19 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения». 2. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-IIIЗРК 3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». 5. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы». 6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2011 года № 183 «О Стратегическом плане Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы». 7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий. Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам кадровых ресурсов здравоохранения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |