|
|
|
М. Мурат, начальник Управления апелляций и разъяснения налогового законодательства НД по г. Астана
ОБЗОР НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ: ЛЬГОТЫ ПО КОРПОРАТИВНОМУ ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ
«Налоговые льготы» - эта тема, которая всегда будет актуальна, так как льготы это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, направленный на смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Бизнес, затративший усилия для создания предприятия и его успешной работы, заслуживает своего рода «бонус» от государства в виде налоговых льгот, ведь, в конечном счете, льготы косвенно приводят к сокращению налоговых обязательств. При этом необходимо разграничивать законные льготы при исчислении налогов. Учитывая, что налоговым законодательством предусмотрен обширный ряд льгот для отдельных категории налогоплательщиков, а также по отдельным видам объектов налогообложения и налогам, тема льгот будет поделена. Темой сегодняшнего обзора налогового законодательства является «Льготы по корпоративному подоходному налогу без учета инвестиционных налоговых преференций».
Законодательная часть На основании статей 4 и 7 Налогового кодекса налоговое законодательство РК основывается на определенных принципах налогообложения, в соответствии с одним из которых, принципом справедливости, налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера. Вид льготы: льготы по КПН предоставляются в виде: I. Уменьшения налогооблагаемого дохода определенных видов расходов и доходов налогоплательщика (ст. 133 НК) и II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков. III. СЭЗ. Порядок предоставления: налогоплательщиком при составлении годовой налоговой отчетности по КПН самостоятельно декларируется право на применение льгот. Правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода и (или) освобождения от уплаты налога проверяется налоговым органом в рамках налогового администрирования посредством камерального контроля и налоговых проверок после представления декларации. I. Уменьшения налогооблагаемого дохода. Налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды произведенных расходов и полученных доходов. Виды произведенных расходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода: 1) Расходы · сумму превышения фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса; · стоимость имущества, переданного некоммерческим организациям и организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, на безвозмездной основе. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг. Стоимость иного безвозмездно переданного имущества определяется в размере балансовой стоимости переданного имущества, указанной в акте приема-передачи названного имущества; · спонсорскую и благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь; 2) 2-кратный размер произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50% от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам; 3) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях. Данная льгота предоставляется при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет. Расходы на обучение включают в себя: фактически произведенные расходы на оплату обучения; фактически произведенные расходы на проживание в пределах норм, установленных Правительством РК; расходы на выплату обучаемому лицу суммы денег в размерах, определенных налогоплательщиком, но не превышающих норм, установленных Правительством РК; фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения; 4) стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе автономным организациям образования (налогоплательщики, отнесенные к автономным организациям образования определены ст. 135-1 НК); * с 01.01.2013г. в соответствии с Законом РК от 9 января 2012 года № 535-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности» вводится льгота в размере 50% от фактически понесенных в соответствующих налоговых периодах расходов на выполнение работ, признанных по заключению уполномоченного органа в области науки научно-исследовательскими, научно-техническими и (или) опытно-конструкторскими. Льгота применяется при наличии охранного документа на объекты промышленной собственности, полученного в результате осуществления таких работ, выданного налогоплательщику уполномоченным государственным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, в случае внедрения результата указанных работ на территории РК. Перечень работ, относимых к научно-исследовательским, научно-техническим и (или) опытно-конструкторским работам, порядок подтверждения внедрения результата научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ на территории РК, а также форма заключения и порядок его выдачи утверждаются Правительством РК. При этом расходы налогоплательщика на получение охранного документа не признаются расходами на выполнение научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ. Виды полученных доходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода: 1) вознаграждение по финансовому лизингу основных средств, инвестиций в недвижимость, биологических активов; 2) вознаграждение по долговым ценным бумагам, находящимся на дату начисления такого вознаграждения в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории РК; 3) вознаграждение по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям; 3-1) доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг, уменьшенные на убытки от реализации государственных эмиссионных ценных бумаг; 3-2) доходы от прироста стоимости при реализации агентских облигаций, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации агентских облигаций; 4) стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и использованного по назначению; 5) стоимость основных средств, полученных на безвозмездной основе республиканским государственным предприятием от государственного органа или республиканского государственного предприятия на основании решения Правительства РК; 6) доходы от прироста стоимости при реализации акций, долей участия в юридическом лице или консорциуме, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации акций, долей участия в юридическом лице или консорциуме. Данное положение применяется при одновременном выполнении следующих условий: · на день реализации акций или долей участия налогоплательщик владеет данными акциями или долями участия более трех лет; · юридическое лицо - эмитент или юридическое лицо, доля участия в котором реализуется, или участник консорциума, который реализует долю участия в таком консорциуме, не является недропользователем; · более 50 процентов стоимости активов юридического лица - эмитента или юридического лица, доля участия в котором реализуется, или общей стоимости активов участников консорциума, доля участия в котором реализуется, на день такой реализации составляет имущество лиц (лица), не являющихся (не являющегося) недропользователями (недропользователем); 7) доходы от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории РК, ценных бумаг, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории РК, ценных бумаг, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи.
II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков. Порядок применения: льгота применяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам календарного года, где сумма исчисленного КПН уменьшается на 100%. 1. Для некоммерческих организаций; 2. Для организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере; 3. Для автономных организаций образования; 4. Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК;
1) Для некоммерческих организаций (ст. 134 НК). Доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа, в виде вознаграждения по депозитам, гранта, вступительных и членских взносов, взносов участников кондоминиума, благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездно полученного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе не подлежит налогообложению КПН. * в целях налогообложения некоммерческой организацией является - организация, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: не имеет цели извлечения дохода в качестве такового и не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.
2) Для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (ст. 135 НК) Доходы организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление видов деятельности относящихся в целях налогообложения к такой сфере. В целях налогообложения организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, признаются налогоплательщики, соответствующие определенным критериям зависящих от вида деятельности (за исключением деятельности по производству и реализации подакцизных товаров) и (или) наличия наемных работников - инвалидов. По критерию «вид деятельности»: · библиотечное обслуживание; · оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных; · оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, послесреднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению; · деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством РК, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов. По критерию «наемным работникам - инвалидам» организации соответствующие следующим условиям: 1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51% от общего числа работников; 2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51% (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, - не менее 35%) от общих расходов по оплате труда. * льгота предоставляется организациям, доход которых от предпринимательской деятельности, с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляет не менее 90% совокупного годового дохода, т.е. основная прибыль должна поступать от основного вида деятельности.
3) Для автономных организаций образования (ст. 135-1 НК). Данную льготу могут применить организации, созданные по инициативе Первого Президента РК - Лидера Нации для обеспечения финансирования автономных организаций образования, высшим органом управления которой является Высший попечительский совет, некоммерческие организаций образования, созданные Правительством РК и высшим органом управления которой является Высший попечительский совет, национальный холдинг в области здравоохранения и т.д. Но льготируются только доходы от осуществления видов деятельности в сфере образования и науки согласно статье 135-1 Налогового кодекса, а также поступления от учредителя, полученные и направленные на осуществление указанных видов деятельности. * новая льгота.
4) Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК (ст. 135-2 НК) - временная льгота действует в период с 2012г. по 2017г. Льготируются только доходы от следующих видов деятельности: 1) приобретение у банков второго уровня сомнительных и безнадежных активов и их реализация; 2) владение и реализация акций и (или) долей участия в уставном капитале юридических лиц, права требования к которым приобретены у банков второго уровня организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня; 3) владение и реализация акций и (или) облигаций, выпущенных и размещенных банками второго уровня, у которых организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, приобретены права требования по сомнительным и безнадежным активам; 4) сдача в аренду или использование иной формы возмездного временного пользования имущества, полученного по приобретенным организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, у банков второго уровня правам требования к юридическим лицам; 5) размещение денег в ценные бумаги. При этом порядок отнесения указанных доходов устанавливается Национальным Банком РК по согласованию с Налоговым комитетом Министерства финансов РК.
III. Льготы для специальных экономических зон (далее - СЭЗ). В настоящее время в Казахстане действуют шесть СЭЗ: 1) СЭЗ «Астана - новый город» 2) СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» 3) СЭЗ «Морпорт Актау» 4) СЭЗ «Парк инновационных технологий» 5) СЭЗ «Оңтүстік» 6) СЭЗ «Бурабай»
На кого распространяются льготы: Для юридических лиц, соответствующих одновременно следующим условиям: 1) должна быть регистрация в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ; 2) не должно иметь структурных подразделений за пределами территории СЭЗ; 3) совокупный годовой доход должен составлять доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг от видов деятельности, для которых и создавались СЭЗ: - не менее 90 процентов в СЭЗ «Астана - новый город», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Морпорт Актау», «Оңтүстік», «Бурабай»; - не менее 70 процентов в СЭЗ «Парк инновационных технологий»;
На кого не распространяются льготы: 1) недропользователей; 2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 статьи 279 Налогового кодекса; 3) организации, применяющие специальные налоговые режимы; 4) организации, применившие инвестиционные налоговые преференции; 5) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
Разграничение СЭЗ по видам деятельности
СЭЗ «Астана - новый город» · производство продуктов химической промышленности; · производство резиновых и пластмассовых изделий; · производство прочих неметаллических минеральных продуктов; · производство бытовых электрических приборов; · производство машин и оборудования; · металлургическая промышленность; · производство электрического оборудования, в том числе электроосветительного оборудования; · производство стеклянных компонентов для осветительных приборов; · производство продуктов питания; · производство древесной массы и целлюлозы, бумаги и картона; · производство мебели; · производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов; · производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава; · производство воздушных и космических летательных аппаратов; · производство основных фармацевтических продуктов и препаратов; · производство электронных деталей; · строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией.
СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» · производство продуктов химической промышленности; · производство нефтехимической продукции, а также продукции сопутствующих, смежных производств и технологий.
СЭЗ «Морпорт Актау» · производство бытовых электрических приборов; · производство изделий из кожи; · производство продуктов химической промышленности; · производство резиновых и пластмассовых изделий; · производство прочих неметаллических минеральных продуктов; · металлургическая промышленность; · производство готовых металлических изделий; · производство машин и оборудования; · производство нефтехимической продукции, а также продукции сопутствующих, смежных производств и технологий; · складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.
СЭЗ «Парк инновационных технологий» · проектирование, разработка, внедрение, опытное производство и производство программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств; · создание новых информационных технологий на основе искусственных иммунных и нейронных систем; · проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий; · производство машин для обработки текстов, копировально-множительного оборудования, адресовальных машин, калькуляторов, кассовых аппаратов, маркировальных машин, билетно-кассовых машин, производство других офисных машин и оборудования, электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации; · производство электро- и радиоэлементов, передающей аппаратуры, аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения; · производство бытовых электрических приборов; · образовательная деятельность в сфере информационных и инновационных технологий.
СЭЗ «Оңтүстік» · производство готовых текстильных изделий, кроме одежды; · производство трикотажных изделий; · производство одежды из текстильных материалов; · производство шелковых тканей и изделий на их основе; · производство нетканых текстильных материалов и изделий из них; · производство ковров, ковровых изделий и гобеленов; · производство хлопковой целлюлозы и ее производных; · производство высококачественной бумаги из хлопкового сырья; · производство изделий из кожи.
СЭЗ «Бурабай» · строительство и ввод в эксплуатацию гостиниц, домов отдыха, санаториев в соответствии с проектно-сметной документацией, не связанных с игорным бизнесом; · оказание туристских услуг.
В целом, экономические зоны созданы для целей ускоренного развития того или иного региона или отрасли. По названиям вышеуказанных СЭЗ очевидно и место расположение, и принципы деления по территориальности. Надеемся, что совокупно принятые меры позволят нашим СЭЗ в ближайшем будущем получить долю мировой известности таких гигантов технико-внедренческой зоны как Силиконовая долина в США, технопарк на острове Кюсю, город науки Цукуба в Японии т. д.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |