<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 25.12.2008 № 112-IV

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
О конкуренции

изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2011 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 июля 2012 года

 

Раздел 1. Основные положения

 

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 - 7)

Раздел 2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция

 

Глава 2. Монополистическая деятельность

(статьи 8 - 15)

Глава 3. Недобросовестная конкуренция

(статьи 16 - 28)

Раздел 3. Государственное регулирование в сфере конкуренции

 

Глава 4. Государственное участие в предпринимательской деятельности

(статьи 29 - 32)

  • Показать изменения

Глава 5. Антиконкурентные действия государственных органов

(статьи 33 - 36)

  • Показать изменения

Глава 6. Антимонопольный орган

(статьи 37 - 43)

  • Показать изменения

Глава 7. Взаимодействие антимонопольного органа с регулирующими и правоохранительными органами

(статьи 44 - 45)

Раздел 4. Защита конкуренции

 

Глава 8. Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан

(статьи 46 - 57)

Глава 9. Выявление нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан

(статьи 58 - 67)

Глава 10. Пресечение нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан и пересмотр предписаний антимонопольного органа

(статьи 68 - 74)

Глава 11. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Республики Казахстан

(статьи 75 - 76)

Раздел 5. Заключительные и переходные положения

 

Глава 12. Переходные положения

(статьи 77 - 79)

Глава 13. Заключительные положения

(статьи 80 - 81)

В оригинале оглавление отсутствует

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности и защиты законных прав потребителей.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Раздел 1. Основные положения

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет и цели настоящего Закона

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Настоящий Закон определяет правовые основы защиты прав субъектов рынка и потребителей от монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом, антиконкурентных действий государственных органов и недобросовестной конкуренции. Закон направлен на поддержание и создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Целями настоящего Закона являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан, в которых участвуют субъекты рынка, потребители, а также государственные органы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Положения настоящего Закона применяются также к совершенным за пределами территории Республики Казахстан действиям субъекта рынка, если в результате таких действий выполняется одно из следующих условий:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) прямо или косвенно затрагиваются находящиеся на территории Республики Казахстан основные средства и (или) нематериальные активы, либо акции (доли участия в уставном капитале) субъектов рынка, имущественные или неимущественные права в отношении юридических лиц Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) ограничивается конкуренция в Республике Казахстан.

См.: Письмо Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции от 9 ноября 2011 года

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Принципы конкуренции

Основными принципами конкуренции являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) состязательность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) добросовестность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) законность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) соблюдение прав потребителей.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5. Государственная политика в сфере конкуренции

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Основные направления государственной политики в области конкуренции разрабатываются Правительством Республики Казахстан и реализуются антимонопольным органом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Центральные и местные исполнительные органы принимают участие в реализации государственной политики в области конкуренции в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Государственные органы в пределах своей компетенции обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, отрицательно влияющих на конкуренцию.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) аффилиированные лица юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, — юридические лица, в которых более пятидесяти процентов акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилиированному лицу более пятидесяти процентов акций (долей) иного юридического лица;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) конкуренция — состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) взаимозаменяемые товары — группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также по другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет их друг другом в процессе потребления (производства);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) монопольное положение — положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю на соответствующем товарном рынке;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) монопольный доход — доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6) монополистическая деятельность — деятельность субъектов рынка, положение которых дает возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе позволяет оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) антимонопольный орган — государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

8) субъект рынка — физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность;

См.: Письмо Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции от 9 ноября 2011 года

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

9) регулируемые рынки — товарные рынки, на которых введено государственное регулирование цен в соответствии с законами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

10) регулирующий орган — государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование цен на регулируемых рынках;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

11) товар — товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12) товарный рынок — сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров, определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности потребителя приобрести товар;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

13) продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, реализующее (поставляющее) товар;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

14) расследование — мероприятия антимонопольного органа, направленные на выявление фактов, подтверждающих нарушения настоящего Закона, их фиксацию и принятие соответствующего решения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

15) потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар для собственных нужд;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

16) Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее — реестр) — перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии.

См.: Письмо Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции от 23 февраля 2010 года

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Группа лиц

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно из следующих условий:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) лицо имеет право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале юридического лица;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) юридическое лицо или несколько аффилиированных юридических лиц имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления;

Под словами «другим лицом», в настоящем подпункте, понимаются юридическое или физическое лицо независимо от занятия доминирующего или монопольного положения на товарном рынке - см. ответ Председателя Агентства РК по защите конкуренции от 4 октября 2010 года

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) физическое лицо, его супруг (-а), близкие родственники имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в подпунктах 1)-3) настоящего пункта основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в подпунктах 1)-3) настоящего пункта основанию.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группу лиц.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Раздел 2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция

 

 

Глава 2. Монополистическая деятельность

 

Статья 8. Виды монополистической деятельности

К монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом, относятся:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) антиконкурентные соглашения субъектов рынка;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) злоупотребление доминирующим или монопольным положением.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Виды антиконкурентных соглашений и согласованных действий

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Антиконкурентные соглашения или согласованные действия между субъектами рынка, являющимися конкурентами либо потенциальными конкурентами на одном товарном рынке, являются горизонтальными.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Антиконкурентные соглашения между неконкурирующими субъектами рынка, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (поставщиком), являются вертикальными.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10. Антиконкурентные соглашения

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе касающиеся:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) установления и (или) поддержания согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) искажения итогов торгов, аукционов и конкурсов в результате нарушения установленного порядка их проведения, в том числе путем повышения, снижения или поддержания цен, а также раздела по лотам;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов (поставщиков) или покупателей либо по другим признакам;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) необоснованного отказа либо уклонения от заключения договоров с определенными продавцами (поставщиками) либо покупателями;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

8) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных или неимущественных прав).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Запрещается координация физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка, приводящая или способная привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Допускаются соглашения между субъектами рынка при условии, если они не ущемляют законных прав потребителей и:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) их совокупная доля на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) направлены на совершенствование производства путем внедрения передовых и (или) ресурсосберегающих технологий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) направлены на развитие малого и среднего предпринимательства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) направлены на разработку и применение нормативных документов по стандартизации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются к соглашениям по:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) лицензионным договорам;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) договорам, связанным с передачей технологий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) договорам и действиям внутри одной группы лиц;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) долгосрочному инвестиционному или концессионному договору.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 11. Антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Запрещаются согласованные действия субъектов рынка, направленные на ограничение конкуренции, в том числе касающиеся:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) установления и (или) поддержания цен либо других условий приобретения или реализации товаров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами (поставщиками) либо покупателями;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Действия субъектов рынка, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны согласованными, если они удовлетворяют в совокупности следующим условиям:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) параллельные действия субъектов рынка, совершенные в течение трехмесячного срока и в результате которых каждый из субъектов рынка получил выгоду, которая не предполагалась в результате отсутствия согласованных действий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) действия субъектов рынка заранее известны каждому из них;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) действия каждого из указанных субъектов рынка не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на данные субъекты рынка.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Действия субъектов рынка, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются согласованными независимо от наличия письменного соглашения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Допускаются согласованные действия, если они совершены субъектами рынка, входящими в одну группу лиц, или совокупная доля которых на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов, не ущемляют законных прав потребителей и направлены на:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) совершенствование производства путем внедрения передовых технологий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) развитие малого и среднего предпринимательства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) разработку и применение нормативных документов по стандартизации.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12. Доминирующее или монопольное положение

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Доминирующим или монопольным положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Доминирующим признается положение финансовых организаций, если:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) совокупная доля не более чем двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет пятьдесят и более процентов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) совокупная доля не более чем трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет семьдесят и более процентов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Доминирующим в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке, в том числе и на рынке финансовых услуг, не превышает пятнадцати процентов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. Монопольным признается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 13. Злоупотребление доминирующим или монопольным положением

  • Показать изменения

Запрещаются действия или бездействие субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или могут привести к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права потребителей, в том числе такие действия, как:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка без объективно оправданных на то причин;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также по количеству, цене;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на заключение такого договора в срок, превышающий один месяц;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 14. Монопольно высокая и монопольно низкая цена товара

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1) эта цена превышает максимально высокую цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Под сопоставимым товарным рынком понимается другой товарный рынок, сопоставимый по объему продаваемого товара, составу покупателей или продавцов (поставщиков) товара, определяемому, исходя из целей приобретения или продажи товара, и условиям доступа на товарный рынок.

  • Показать изменения

В случае, если невозможно сравнить цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъекту рынка регулирующим органом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

См.: Методику по выявлению монопольно высокой цены (утверждена приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 2 февраля 2009 года № 28-ОД)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) эта цена ниже цены, которую на этом же товарном рынке устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) эта цена ниже суммы фактических расходов на производство и реализацию такого товара.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 4 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъекту рынка регулирующим органом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

См.: Методику по выявлению монопольно низкой цены (утверждена приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 2 февраля 2009 года № 29-ОД)

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 15. Монопсоническое положение и монопсонически низкая цена

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Монопсоническим положением признается положение субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение в качестве покупателя, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет семьдесят и более процентов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Монопсонически низкой ценой является цена товара, по которой приобретает товар субъект рынка, занимающий монопсоническое положение, если:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) эта цена позволяет субъекту рынка, занимающему монопсоническое положение, получить дополнительный доход путем снижения затрат на производство и (или) реализацию за счет субъектов рынка, реализующих ему товар;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) эта цена ниже суммы необходимых субъекту рынка, реализующему товар, расходов на производство и реализацию такого товара и прибыли.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Цена товара не признается монопсонически низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 2 настоящей статьи критериев.

См.: Методику по выявлению монопсонически низкой цены (утверждена приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 12 февраля 2009 года № 46-ОД)

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 3. Недобросовестная конкуренция

 

Статья 16. Недобросовестная конкуренция

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законные права потребителей. Недобросовестная конкуренция запрещается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) неправомерное использование товарных знаков, упаковки;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) неправомерное использование товара другого производителя;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) копирование внешнего вида изделия;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) дискредитация субъекта рынка;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6) реализация товара с принудительным ассортиментом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) призыв к бойкоту продавца (поставщика);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) призыв к дискриминации покупателя (поставщика);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) подкуп работника продавца (поставщика);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

11) подкуп работника покупателя;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12) неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 17. Неправомерное использование товарных знаков, упаковки

Неправомерным использованием товарных знаков, упаковки является незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или использование без разрешения правообладателя или уполномоченного на то лица названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, или использование упаковки в виде, который может ввести потребителя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 18. Неправомерное использование товара другого производителя

Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятия обозначений производителя без разрешения правообладателя или уполномоченного на то лица.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 19. Копирование внешнего вида изделия

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта рынка и введение его в хозяйственный оборот, которое может привести к введению в заблуждение потребителя в отношении производителя товара.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 20. Дискредитация субъекта рынка

Дискредитацией субъекта рынка является распространение в любой форме заведомо ложных, недостоверных сведений, связанных с деятельностью субъекта рынка.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 21. Заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама

Признаки недобросовестной, недостоверной и заведомо ложной рекламы устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 22. Реализация товара с принудительным ассортиментом

  • Показать изменения

Реализацией товара с принудительным ассортиментом являются любые действия продавца (поставщика) по установлению дополнительных требований или условий при реализации товара, которые ущемляют права потребителя и которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета сделки.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 23. Призыв к бойкоту продавца (поставщика)

Призывом к бойкоту продавца (поставщика) или его товара являются организованные конкурентом непосредственно или через посредника действия, направленные на отказ покупателей от установления договорных отношений с продавцом (поставщиком) или приобретения его товаров.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 24. Призыв к дискриминации покупателя (поставщика)

  • Показать изменения

Призывом к дискриминации покупателя (поставщика) являются действия конкурента покупателя (поставщика) непосредственно или через посредника, направленные на принуждение поставщика (покупателя) к отказу от заключения договора или применению дискриминирующих условий к иным покупателям (поставщикам) по равнозначным договорам.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 25. Призыв к разрыву договора с конкурентом

Призывом к разрыву договора с конкурентом являются действия субъекта рынка, направленные на невыполнение или выполнение ненадлежащим образом договорных обязательств иного субъекта рынка — участника договора с конкурентом, путем предоставления или предложения непосредственно или через посредника материального вознаграждения, других преимуществ либо необоснованного препятствования субъекту рынка в осуществлении им своей деятельности.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 26. Подкуп работника продавца (поставщика)

Подкупом работника продавца (поставщика) является предоставление ему конкурентом покупателя непосредственно или через посредника имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником продавца (поставщика) служебных обязанностей, что приводит или может привести к получению конкурентом покупателя определенных преимуществ перед покупателем и (или) убыткам покупателя.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 27. Подкуп работника покупателя

Подкупом работника является предоставление ему конкурентом продавца (поставщика) непосредственно или через посредника имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя служебных обязанностей, что приводит или может привести к получению конкурентом продавца (поставщика) определенных преимуществ перед продавцом (поставщиком) и (или) убыткам продавца (поставщика).

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 28. Неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну

Неправомерным использованием информации, составляющей коммерческую тайну, является использование без разрешения правообладателя при осуществлении предпринимательской деятельности сведений, составляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую тайну.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Раздел 3. Государственное регулирование в сфере конкуренции

 

 

Глава 4. Государственное участие в предпринимательской деятельности

 

Статья 29. Принципы участия государства в предпринимательской деятельности

Принципами участия государства в предпринимательской деятельности являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) законность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обоснованность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) ограниченность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) несостязательность.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 30. Участие государства в предпринимательской деятельности

Участие государства в предпринимательской деятельности осуществляется путем:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) создания государственных предприятий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) участия в уставных капиталах юридических лиц.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 31. Основания участия государства в предпринимательской деятельности

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Государство участвует в предпринимательской деятельности в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция либо недостаточно развита конкуренция.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Создание государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. В случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, орган, принимающий решение о создании государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, представляет в антимонопольный орган ходатайство о таком создании с представлением обосновывающих материалов по форме, установленной антимонопольным органом.

  • Показать изменения

Антимонопольный орган обязан в течение шестидесяти календарных дней с момента поступления ходатайства направить лицу, представившему ходатайство, обоснованное решение о согласии или об отказе в выдаче такого согласия.

В ходе рассмотрения ходатайства антимонопольный орган вправе запросить дополнительную информацию, необходимую для принятия решения. На период предоставления дополнительной информации срок рассмотрения ходатайства приостанавливается, о чем письменно антимонопольный орган обязан уведомить лицо, подавшее ходатайство.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Антимонопольный орган отказывает в выдаче согласия на создание государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, если такое создание ведет к ограничению конкуренции.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Решение антимонопольного органа о согласии на создание государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, может быть обусловлено выполнением лицом, подавшим ходатайство, определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние такого создания на конкуренцию.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6. В случае создания государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан без предварительного согласия антимонопольного органа, антимонопольный орган вправе обжаловать в судебном порядке указанные действия.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7. Требования пунктов 2-6 настоящей статьи распространяются только на случай, предусмотренный подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи.

См. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 23 февраля 2009 года № 60-ОД «О наделении Межрегиональных инспекций Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) полномочиями»

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 32. Государственная монополия

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения путем закрепления Законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Реализация исключительного права осуществляется путем создания субъекта государственной монополии. Субъектом государственной монополии может быть только государственное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 3 внесены изменения в соответствии Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

3. Субъекту государственной монополии запрещается:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности юридических лиц;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) переуступать права, связанные с государственной монополией.

  • Показать изменения

При стихийных бедствиях, эпидемии, эпизоотии, а также при наличии ограничений, препятствующих дальнейшему продолжению основной деятельности, решением Правительства Республики Казахстан субъекту государственной монополии предоставляется право на период до возобновления основной деятельности осуществлять иные, технологически близкие к основной, виды деятельности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Государственное регулирование деятельности субъектов государственной монополии осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. При введении государственной монополии соблюдаются следующие условия:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) субъекты рынка должны быть извещены о данном решении не менее чем за шесть месяцев до его введения в действие;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) субъекты рынка, занимавшиеся производством, продажей или пользовавшиеся этим товаром в течение шестимесячного срока после введения в действие государственной монополии, вправе осуществлять реализацию этого товара, за исключением совершения сделок, срок исполнения которых превышает вышеуказанный срок;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) субъектам рынка возмещаются убытки, причиненные в результате введения государственной монополии в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 5. Антиконкурентные действия государственных органов

 

  • Показать изменения

Статья 33. Антиконкурентные действия государственных органов

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия государственных органов, выразившиеся в принятии актов либо решений, письменных или устных указаний, заключении соглашений или совершении иных действий, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции или ущемлению законных прав потребителей, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены законами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Антиконкурентными действиями государственных органов в том числе признаются: