|
|
|
Досье ITS на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (октябрь 2012 г.) 2. Перечень законодательных актов, необходимых приведению в соответствие с проектом Закона РК 3. Проект Закона РК (август 2012 г.) 4. Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РК о проекте Закона РК 5. Пояснительная записка к проекту Закона РК 7. Справочный лист к проекту Закона РК 8. Приложение к справочному листу 9. Справка о результатах обсуждения проекта Закона РК 11. Заключение научной правовой экспертизы 12. Заключение научной антикоррупционной экспертизы 13. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта 15. Новости, обсуждения по проекту 16. Закон РК от 16 января 2013 года № 70-V ЗАКОН «О Государственной границе Республики Казахстан»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 30 октября 2012 года № 1369
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, касающиеся Государственной границы Республики Казахстан, устанавливает и закрепляет правовые основы ее защиты (охраны), назначение, задачи и компетенцию Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также полномочия иных органов, участвующих в защите (охране) Государственной границы Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Государственная граница Республики Казахстан Государственная граница Республики Казахстан (далее - Государственная граница) - линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории Республики Казахстан (суши, вод, недр, воздушного пространства) и пространственный предел действия государственного суверенитета Республики Казахстан.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации; 2) специальные средства - средства, предназначенные для физического, травматического, химического, электрического, психологического, отвлекающего или иного воздействия на правонарушителей, их транспорт и объекты с целью пресечения противоправных действий либо индивидуальной защиты и маскировки сотрудников уполномоченных органов и граждан, участвующих в защите (охране) Государственной границы; 3) режим территориальных вод (моря) и внутренних вод - установленный международными договорами Республики Казахстан и настоящим Законом порядок: учета, содержания, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на воде казахстанских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан; плавания (эксплуатации) в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан казахстанских судов, иностранных судов и военных кораблей, средств передвижения по льду; ведения в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, в том числе направленной на сохранение природных живых и неживых ресурсов; 4) делимитация - определение положения и направления Государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору картах; 5) демаркация - определение Государственной границы на местности в соответствии с международным договором о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками; 6) рубеж инженерных сооружений и заграждений - отведенная в пределах пограничного пространства в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса, предназначенная для обеспечения деятельности Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 7) инспекционно-досмотровый комплекс - досмотровая интраскопическая техника (стационарные, переносные и мобильные технические средства неинтрузивного досмотра), оснащенная системами обработки и анализа изображения, используемая уполномоченными органами для визуальной проверки железнодорожных и автотранспортных средств, содержимого грузовых отсеков транспортных средств, контейнеров без их вскрытия методом неинтрузивного (бесконтактного) досмотра; 8) исходные линии для отсчета ширины территориальных вод (моря) Республики Казахстан на Каспийском море (далее - исходные линии) - линии среднемноголетнего уровня (на отметке минус 28,0 метров Балтийской системы высот относительно нуля Кронштадтского футштока), расположенные на материковой части Республики Казахстан и ее островах, а также прямые линии, которые ограничивают пределы внутренних вод в заливах, бухтах, губах и лиманах, принадлежащих Республике Казахстан; 9) режим континентального шельфа - установленный международными договорами и законодательством Республики Казахстан порядок осуществления деятельности на континентальном шельфе, связанной с ведением разведки и разработки природных ресурсов дна и недр, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений (консервация и демонтаж, захоронение отходов и иных материалов), а также проведения морских научных исследований; 10) территориальные воды (море) Республики Казахстан (далее - территориальные воды (море)) - морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемый в соответствии с нормами международного права и законодательными актами Республики Казахстан от исходных линий на Каспийском море, на который распространяется суверенитет Республики Казахстан, а его внешний предел является Государственной границей; 11) континентальный шельф Республики Казахстан - участок дна и недр, отмеряемый от Государственной границы (внешнего предела территориальных вод (моря)) до пределов, установленных международными договорами Республики Казахстан; 12) пограничное пространство Республики Казахстан (далее - пограничное пространство) - Государственная граница и примыкающая к ней территория Республики Казахстан до внешних пределов пограничной зоны с имеющимися территориальными водами (морем) и внутренними водами, а также территории пунктов пропуска через Государственную границу, континентальный шельф и воздушное пространство над ними, в пределах которых уполномоченными органами осуществляется пограничная деятельность; 13) служебные животные - служебные собаки и лошади, предназначенные для усиления пограничных нарядов в целях предупреждения, выявления, установления и пресечения правонарушений в пограничном пространстве, а также физического, психологического, блокирующего и иного воздействия на правонарушителей; 14) внутренние воды Республики Казахстан (далее - внутренние воды) - составная часть территории Республики Казахстан, где действует режим территориальных вод (моря) и внутренних вод, которая включает воды: расположенные в сторону берега от исходных линий на Каспийском море; заливов, бухт, губ и лиманов (принадлежащих Республике Казахстан в соответствии с нормами международного права, перечень которых определяется законодательством Республики Казахстан), ограниченных прямой линией, проведенной от берега к берегу в месте среднемноголетнего уровня; портов Республики Казахстан, ограниченных линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и иных постоянных сооружений портов; Аральского моря, расположенные от Государственной границы в сторону берега Республики Казахстан до гидросооружения Аклак в проливе Берега (в пределах казахстанской части Большого Аральского моря); пограничных рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Республике Казахстан; 15) пункт пропуска через Государственную границу (далее - пункт пропуска) - территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского или речного порта, международного аэропорта (аэродрома), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности с соответствующей инфраструктурой, где согласно законодательству Республики Казахстан осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров; 16) создание инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу - выполнение функции заказчика по проектированию, строительству (реконструкции), оборудованию и техническому оснащению пунктов пропуска; 17) обозначение Государственной границы - расположение на Государственной границе пограничных знаков в соответствии с их документальным описанием, принятым при демаркации (редемаркации); 18) обустройство Государственной границы - меры, принимаемые уполномоченными органами по созданию и развитию инфраструктуры Государственной границы; 19) статус Государственной границы - состояние правового положения Государственной границы, определенное законодательными актами Республики Казахстан и международными договорами; 20) инфраструктура Государственной границы - комплекс рубежей, объектов, гидротехнических, инженерных и иных сооружений и заграждений, возводимых, оборудуемых и используемых уполномоченными органами в целях защиты (охраны) Государственной границы; 21) охрана Государственной границы - составная часть защиты Государственной границы, которая заключается в проведении уполномоченными органами комплекса мероприятий по недопущению противоправного изменения прохождения Государственной границы, а также выявлению и пресечению предпосылок, признаков и фактов нарушения режимов Государственной границы и в пунктах пропуска; 22) защита Государственной границы - составная часть системы обеспечения национальной безопасности и реализации пограничной политики Республики Казахстан; 23) установление Государственной границы - комплекс мер по международно-правовому определению, документальному описанию и законодательному оформлению Государственной границы; 24) редемаркация Государственной границы - процесс установления Государственной границы с сопредельным государством, заключающийся в восстановлении утраченных и ремонте устаревших пограничных знаков, установке дополнительных знаков, а также составлении новых документов, которые подлежат закреплению соответствующим международным договором; 25) категорирование Государственной границы - определение состояния участков Государственной границы на основе характера их специфических особенностей (взаимоотношений с сопредельными государствами, угроз пограничной безопасности, социально-политического положения и плотности населения приграничных районов, рельефа местности и т.д.) и статуса Государственной границы; 26) изменение Государственной границы - установление на основе международных договоров Республики Казахстан новой Государственной границы, не совпадающей с той, которая ранее была определена в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и общепризнанными принципами и нормами международного права; 27) режим Государственной границы - установленный международными договорами Республики Казахстан и (или) настоящим Законом порядок: содержания Государственной границы (за исключением участка Государственной границы на Каспийском море); пересечения Государственной границы; пропуска лиц и транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу; въезда в пограничную полосу, временного пребывания, проживания или передвижения в ней; ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведения массовых, общественно-политических, культурных или иных мероприятий на Государственной границе и в пограничной полосе; разрешения с иностранными государствами пограничных инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы; 28) инженерные и технические средства защиты Государственной границы (далее - инженерно-технические и технические средства) - средства, предназначенные для предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в пограничном пространстве Республики Казахстан; 29) грузы и товары, перемещаемые через Государственную границу (далее - грузы и товары) - коммерческие и некоммерческие грузы, товары, предметы, материалы, средства, вещества, ручная кладь (багаж) и транспортные средства, перемещаемые через Государственную границу; 30) содержание Государственной границы - деятельность уполномоченных органов, направленная на обеспечение и поддержание режима Государственной границы; 31) пропуск лиц, транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу - признание законности пересечения (разрешения на пересечение) Государственной границы лицами, транспортными средствами, перемещения через Государственную границу грузов и товаров; 32) тальвег реки - линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна реки; 33) инфраструктура пунктов пропуска - комплекс зданий, помещений сооружений пунктов пропуска с соответствующим технологическим оборудованием; 34) режим в пунктах пропуска - установленный настоящим Законом порядок въезда в пункты пропуска, пребывания, передвижения и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения, перемещения, вывоза грузов и товаров; 35) радиационный контроль - проверка уровня ионизирующего излучения, исходящего из грузов, товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через Государственную границу, и сравнение его с естественным фоном; 36) уполномоченные органы - государственные органы, осуществляющие в рамках своей компетенции защиту (охрану) Государственной границы; 37) фарватер - путь, безопасный для плавания судов среди препятствий (между островами, мелями и др.), обозначаемый средствами навигационного ограждения (буями, вехами, створными знаками); 38) пограничная зона - часть территории Республики Казахстан, примыкающая к пограничной полосе, в пределах территории административно-территориальных единиц (районов, городов, сельских (аульных) округов); 39) пограничная полоса - полоса местности, на сухопутном участке непосредственно примыкающая к Государственной границе, а на участке, где Государственная граница проходит по пограничным рекам, озерам и иным водоемам, полоса местности, непосредственно примыкающая к коренному берегу указанных водоемов, а также территории расположенных в них островов, где действует режим Государственной границы; 40) пограничный режим - установленный настоящим Законом порядок въезда, временного пребывания, проживания или передвижения, проведения массовых, общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне; 41) пункт погранпредставительских встреч - отдельное здание со специально оборудованными помещениями, используемое Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан для организации и проведения заседаний пограничных представителей сторон, а также международных встреч, проводимых на уровне руководителей пограничных органов; 42) правонарушение в пограничном пространстве - деяние, направленное на нарушение установленных в пограничном пространстве режимов; 43) пограничная безопасность - состояние защищенности политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве; 44) пограничная деятельность - реализация Правительством Республики Казахстан, иными уполномоченными органами, организациями, общественными объединениями и гражданами системы мер, направленных на обеспечение пограничной безопасности Республики Казахстан; 45) пограничная политика - согласованная и скоординированная деятельность Правительства Республики Казахстан и иных уполномоченных органов по выработке и реализации концептуальных подходов к обеспечению пограничной безопасности Республики Казахстан; 46) пограничный инцидент - происшествие на Государственной границе, связанное с нарушением режима Государственной границы, затрагивающее интересы Республики Казахстан, одного или нескольких сопредельных с ней государств; 47) пограничные представители - уполномоченные должностные лица, назначаемые из числа офицеров Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан для решения вопросов, связанных с поддержанием установленного режима Государственной границы, а также разрешения (урегулирования) пограничных инцидентов, связанных с его нарушением на определенном участке Государственной границы (участке погранпредставительской деятельности); 48) физическая защита (охрана) загранучреждений - составная часть обеспечения безопасности загранучреждений Республики Казахстан и их персонала, включающая комплекс мероприятий по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов в загранучреждениях Республики Казахстан.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о Государственной границе 1. Законодательство Республики Казахстан о Государственной границе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Пограничная политика 1. Государственная граница устанавливается и изменяется в процессе делимитации, демаркации (редемаркации), которые закрепляются международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан, в соответствии с которыми определяется статус ее участков. 2. Реализация пограничной политики достигается путем: 1) поддержания взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; 2) мирного разрешения пограничных вопросов. 3. Выработка предложений по формированию пограничной политики Республики Казахстан возлагается на Государственную пограничную комиссию при Правительстве Республики Казахстан, которая является консультативно-совещательным органом, обеспечивающим целенаправленную совместную деятельность государственных и местных исполнительных органов, общественных организаций по созданию необходимых условий для защиты (охраны) Государственной границы.
Статья 5. Принципы защиты (охраны) Государственной границы Принципами защиты (охраны) Государственной границы являются: 1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по защите (охране) Государственной границы; 2) обеспечение целостности, неприкосновенности Государственной границы и неотчуждаемости территории Республики Казахстан; 3) соблюдение прав и свобод человека; 4) взаимная ответственность личности, общества и государства при защите (охране) Государственной границы; 5) взаимодействие государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан при защите (охране) Государственной границы.
Статья 6. Защита Государственной границы 1. Защита Государственной границы заключается в целенаправленной, согласованной деятельности Правительства Республики Казахстан, уполномоченных органов по организации и принятию ими в пределах своих полномочий политических, оборонных, дипломатических, организационно-правовых, экономических, экологических, природоохранных, правоохранительных, пограничных, таможенных, санитарно-эпидемиологических, войсковых, контрольно-проверочных, специальных (разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных) и иных мер по обеспечению национальной безопасности в пограничном пространстве. 2. Меры по защите Государственной границы принимаются с учетом категорирования ее участков. 3. Для защиты Государственной границы в пределах пограничного пространства в соответствии с международными договорами и (или) законодательством Республики Казахстан устанавливаются пределы пограничной полосы, пограничной зоны, территориальных вод (моря) и внутренних вод, континентального шельфа, пункты пропуска через Государственную границу, где вводятся соответствующие им: 1) режим Государственной границы; 2) режим в пунктах пропуска через Государственную границу; 3) пограничный режим; 4) режим территориальных вод (моря) и внутренних вод; 5) режим континентального шельфа.
Статья 7. Охрана Государственной границы 1. Охрана Государственной границы на суше (в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу), в территориальных водах (море) и внутренних водах (в том числе в подводной среде (на Каспийском море) возлагается на Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. 2. Охрана Государственной границы в воздушном пространстве возлагается на Вооруженные Силы Республики Казахстан.
Статья 8. Меры по защите и охране Государственной границы 1. Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Вооруженные Силы Республики Казахстан привлекают силы и средства уполномоченных органов, организаций и отдельных граждан для выполнения мероприятий по защите и охране Государственной границы в случаях и порядке, определенных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. 2. Республика Казахстан в защите и охране Государственной границы сотрудничает с иностранными государствами на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Республики Казахстан.
Глава 2. Установление, обозначение, изменение и обустройство
Статья 9. Установление и изменение Государственной границы 1. Государственная граница устанавливается и изменяется в процессе делимитации, демаркации (редемаркации), которые закрепляются международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан. 2. Все действия, связанные с демаркацией (редемаркацией) Государственной границы, осуществляются совместной (двусторонней) комиссией. 3. Государственная граница, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан, устанавливается: 1) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 2) на Каспийском море - по внешней границе территориальных вод (моря) Республики Казахстан; 3) на Аральском море - по линии пограничных точек, соединяющих выходы Государственной границы к его берегам, которая не перемещается при изменении очертания берегов и уровня воды в море; 4) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах (за исключением водоемов, указанных в подпункте 5) пункта 3 настоящей статьи) - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; 5) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с Государственной границей, проходившей на местности до ее затопления; 6) на мостах, плотинах и иных сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы - по середине этих сооружений или их технологической оси, независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Статья 10. Обозначение Государственной границы 1. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. 2. Формы, размеры, описание, конструкция и порядок установки пограничных знаков определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 11. Обустройство Государственной границы 1. Обустройство Государственной границы осуществляется в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан и актами Правительства Республики Казахстан. 2. Инфраструктура Государственной границы определяется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, исходя из категорирования ее участков.
Глава 3. Режим Государственной границы
Статья 12. Режим Государственной границы 1. Настоящим Законом и международными договорами Республики Казахстан на Государственной границе и в пограничной полосе устанавливается режим Государственной границы. 2. Ширина пограничной полосы по участкам границы с сопредельными государствами устанавливается Правительством Республики Казахстан, в которой оборудуется рубеж обозначения Государственной границы шириной 5 метров: на суше - непосредственно вдоль Государственной границы; на участках, где Государственная граница проходит по пограничным рекам, озерам и иным водоемам, - непосредственно вдоль коренного берега.
Статья 13. Содержание Государственной границы 1. Содержание Государственной границы включает порядок оборудования и обеспечения функционирования рубежа обозначения Государственной границы (установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования пограничных просек и троп), а также проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы. 2. Порядок содержания Государственной границы, не установленный международными договорами, определяется Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 14. Пересечение Государственной границы 1. Пересечение Государственной границы осуществляется: 1) на суше, пограничных реках, озерах и иных водоемах - в местах пересечения через Государственную границу, устанавливаемых на путях международного железнодорожного, автомобильного, речного и иного сообщения; 2) в воздушном пространстве - в местах ее пересечения международными воздушными трассами или по воздушным коридорам, специально выделенным для этих целей; 3) на море - в пределах морских коридоров, устанавливаемых на путях международного морского сообщения. В соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан пересечение Государственной границы допускается и в иных местах. 2. Пересечение Государственной границы в пределах международных центров приграничного сотрудничества, а также порядок пребывания лиц на их территориях и иные вопросы (о действующем режиме, правилах перемещения грузов, товаров и т.д.) регулируются отдельными международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан. 3. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают Государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в ином порядке, определяемом международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан. Пересечение Государственной границы такими формированиями (силами) допускается вне установленных мест пересечения, морских и воздушных коридоров, которые выбираются, как правило, вблизи очагов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 4. Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан при исполнении обязанностей по защите (охране) Государственной границы предоставляется право пересечения Государственной границы иным порядком, согласованным с пограничным органом сопредельного государства (за исключением внешней границы территориальных вод (моря) на Каспийском море). 5. Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного и автомобильного сообщения от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу, порядок следования по ним, а также требования к оборудованию казахстанской части периметра международных центров приграничного сотрудничества, расположенных на Государственной границе, устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 6. При следовании лиц и транспортных средств от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу или в обратном направлении запрещаются: 1) изменение установленного маршрута движения; 2) остановка, высадка (посадка) лиц, выгрузка (погрузка) грузов и товаров, подъем в воздух, посадка или прием любого летательного аппарата, в том числе беспилотного. 7. В интересах обеспечения безопасности Республики Казахстан, а также по письменному заявлению сопредельных государств решением Правительства Республики Казахстан пересечение Государственной границы на отдельных ее участках временно ограничивается или прекращается, о чем Министерство иностранных дел Республики Казахстан по дипломатическим каналам уведомляет власти заинтересованных государств в течение семидесяти двух часов с момента принятия такого решения.
Статья 15. Пересечение Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах 1. Казахстанские и иностранные (надводные и подводные) суда, военные корабли, средства передвижения по льду пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан. 2. Подводные иностранные суда (средства) пересекают Государственную границу и следуют в территориальных водах (море) в надводном положении. 3. Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водоемах с пересечением Государственной границы без захода в порты Республики Казахстан и сопредельных государств регулируется международным договором Республики Казахстан с сопредельным государством. 4. Казахстанские и иностранные (надводные и подводные) суда, иностранные военные корабли, средства передвижения по льду при пересечении Государственной границы и следовании в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан с заходом или без захода в порты (на рейды) Республики Казахстан, а также при следовании из портов (с рейда) Республики Казахстан к Государственной границе обязаны по требованию Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан: 1) показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят; 2) изменить курс, если он ведет в запретный или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, либо влечет другое нарушение режима плавания; 3) сообщить о целях захода в территориальные воды (море) или внутренние воды Республики Казахстан, причинах отклонения от схемы движения; 4) остановиться и принять осмотровую группу для проверки (осмотра судовых помещений), представить судовые и навигационные документы, документы членов экипажа и пассажиров, документы на грузы или товары; 5) изменить курс и следовать в порт Республики Казахстан или иной указанный пункт; 6) выполнить иные требования, предусмотренные международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан. Подпункты 4) и 5) не распространяются на иностранные военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях. 5. Казахстанским и иностранным судам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, запрещаются: 1) заход в порты (на рейды) Республики Казахстан, где Правительством Республики Казахстан не открыты пункты пропуска через Государственную границу; 2) отклонение от установленных схем движения, заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таком районе или зоне объявлено в извещениях мореплавателям; 3) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов и товаров, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата (в том числе беспилотного), ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без разрешения уполномоченного органа либо с нарушением условий такого разрешения. 6. Иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу для захода в территориальные воды (море) и внутренние воды по предварительному разрешению Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее тридцати дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Республики Казахстан.
Статья 16. Право казахстанских судов, ведущих промысел, на неоднократное пересечение Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах 1. Казахстанские суда, осуществляющие промысел в территориальных водах (море), внутренних водах и над континентальным шельфом, без перегрузки продуктов промысла на иностранные суда, а также казахстанские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка продуктов промысла для реализации или производства рыбной и иной продукции на территории Республики Казахстан, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения ими пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. 2. Казахстанским судам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещаются: 1) заход в территориальные воды (море), во внутренние воды иностранного государства, иностранные порты; 2) высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов и товаров на иностранные суда, а также казахстанские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасения людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. 3. Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы, пространственный и временные пределы действия такого разрешения, а также порядок осуществления контроля за казахстанскими судами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Статья 17. Пересечение Государственной границы в воздушном пространстве 1. Воздушные суда пересекают Государственную границу с соблюдением правил, устанавливаемых международными договорами и законодательством Республики Казахстан. 2. Воздушные суда, следующие от места пересечения Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Республики Казахстан обязаны выполнять следующие требования Вооруженных Сил Республики Казахстан и уполномоченного органа в сфере гражданской авиации Республики Казахстан: 1) изменить курс, если он ведет в запретный или временно опасный для полетов район; 2) сообщить о целях входа в воздушное пространство Республики Казахстан или причинах отклонения от плана полета; 3) осуществить посадку в указанном месте. 3. Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу или в обратном направлении, а также транзитном пролете через воздушное пространство Республики Казахстан запрещаются, за исключением стихийного бедствия, катастрофы, аварии, аварийной ситуации, несчастного случая, угрожающих жизни или здоровью людей: 1) посадка (вылет) в аэропорты (аэродромы), не являющиеся международными, не указанные в плане полета, а также вне аэропортов и аэродромов;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |