|
|
|
25.09.2012 Систематизация предпринимательских отношений
Линара Сактаганова
В Министерстве юстиции обсуждены вопросы систематизации законодательства в сфере предпринимательства. Коренные преобразования в экономике всегда вызывают существенные перемены в социальной сфере. В первую очередь эти изменения затронули систему законодательства, и проявилось это в том, что одни отрасли законодательства пришли на смену другим. Так, в целях систематизации предпринимательского законодательства и устранения пробелов в правовом регулировании предпринимательства, Перспективным планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2013-2014 годы, утвержденным постановлением Правительства РК от 28 марта 2012 года № 360, в I квартале 2013 года предусмотрено завершение разработки проекта Предпринимательского кодекса РК. Систематизация законодательства в сфере предпринимательства затрагивает интересы хозяйствующих субъектов и все области их деятельности, поэтому вызывает оживленную дискуссию и взаимополярные мнения на страницах научных и периодических изданий. В связи с этим Министерством юстиции совместно с Институтом законодательства и была организована международная научно-практическая конференция на тему «Систематизация законодательства в сфере предпринимательства: состояние и перспективы». Выразить точку зрения и выработать совместные предложения по решению проблемных вопросов в рамках конференции были приглашены депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента РК, Конституционного Совета, Правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, иных государственных органов, а также негосударственных организаций, ведущие ученые научных учреждений Казахстана, Германии, России и Украины. Вопрос о возможности разработки и принятия Предпринимательского кодекса (далее - ПК) стал предметом острого обсуждения в Казахстане, а также в государствах-членах ЕврАзЭс. Как отмечалось, полемика между учеными-цивилистами и учеными-хозяйственниками относительно того, нужно ли принятие данного кодекса или нет, идет уже более сорока лет. Эксперты констатируют, что в результате принятия ПК произойдет систематизация предпринимательского законодательства. Вместе с тем ввиду отсутствия однородных общественных отношений в сфере предпринимательства, в Кодексе будут объединены нормы не по отраслевому признаку, а по сфере регулируемых отношений, что неизбежно повлечет столкновение норм различной отраслевой принадлежности, приведет к дублированию норм законодательных актов в различных сферах правового регулирования, включая гражданские правоотношения. Наряду с принятием ПК по-прежнему останется необходимость в существовании многих других специальных законов. А это означает, что процесс правоприменения еще более усложнится. Между тем Вице-Министр юстиции РК Зауреш Баймолдина подчеркнула, что Министерство юстиции не просто работает над подготовкой проекта Кодекса, но одновременно проводит большую аналитическую работу в целях улучшения правового регулирования предпринимательских отношений. По ее словам, предпринимательская деятельность в настоящее время регулируется в первую очередь Гражданским кодексом, и при разработке проекта будут решаться вопросы не теоретического, а практического характера. Подчеркнув, что проект Предпринимательского кодекса и Гражданский кодекс во многом дублируют друг друга, З. Баймолдина выразила опасение в части наличия впоследствии конкуренции правовых норм. С Вице-Министром юстиции солидарен Директор НИИ частного права Каспийского общественного университета Майдан Сулейменов, который подчеркнул, что в республике на сегодня отсутствуют объективные предпосылки для принятия Предпринимательского кодекса. По его мнению, оптимальный путь совершенствования законодательства в сфере предпринимательства - это принятие консолидированных законов, что позволит систематизировать и совершенствовать действующее предпринимательское законодательство, облегчит возможность его применения, а в дальнейшем может стать основой для кодификации. В своем выступлении Судья Верховного Суда Республики Казахстан Нуржан Кайыпжан отметил, что согласно Концепции проекта ПК, целью законопроекта является систематизация предпринимательского законодательства Казахстана, устранение пробелов в правовом регулировании предпринимательства. Однако, по его словам, убедительных аргументов, свидетельствующих о том, что от принятия Кодекса будет действительно получена польза для развития общественных отношений, до сих пор представлено не было. Как подчеркнул Н. Кайыпжан, идею принятия ПК лоббируют предприниматели с надеждой на более эффективную защиту их прав, чем сейчас. Тем не менее, по утверждению судьи, не факт, что принятие Кодекса будет способствовать лучшей защите интересов предпринимателей. «С принятием Предпринимательского кодекса согласно проекту Концепции необходимо будет признать утратившими силу более 20-ти законов, и внести изменения и дополнения в пять Кодексов и более 40 законов. Практически количество законов, подлежащих изменению и дополнению, увеличится в несколько раз, поскольку предпринимательская деятельность в нашей стране, где согласно Конституции Казахстана существуют свободные, рыночные отношения, касается всех сфер и отраслей народного хозяйства. Возьмите любой закон нашей страны и там найдете нормы, регулирующие предпринимательские, хозяйственные отношения. В таком случае нам придется внести изменения и дополнения фактически во все действующие законы и подзаконные акты. Как практикующий юрист, проанализировав Концепцию проекта Предпринимательского кодекса, считаю необходимым отметить, что в случае его принятия в процессе правоприменительной практики может возникнуть ряд проблемных вопросов», - заметил он. При этом доводы высококвалифицированных юристов о проекте Предпринимательского кодекса Казахстана подверглись критике со стороны депутата Мажилиса Парламента Азата Перуашева. Мажилисмен заявил о необходимости принятия ПК, так как его дискредитация в условиях того этапа экономического развития, в котором Казахстан находится сегодня, недопустима. По мнению А. Перуашева, разработчики проекта не унифицировали правовые нормы, в нем отсутствует системность и логика предлагаемых норм, а также имеются внутренние противоречия. В ходе дискуссии своим мнением поделился Управляющий директор по правовым вопросам ТОО «SB Capital» Фархад Карагусов, который считает, что при подготовке ПК необходимо придать приоритет Общей части Гражданского кодекса перед положениями ПК для установления субординации между ними; избегать внедрения понятий и концепций без глубокого научного осмысления и обсуждения; регламентировать формы осуществления предпринимательской деятельности в ПК, оставив регламентацию квалифицированных видов деятельности на уровне специальных нормативных правовых актов; провести реформу корпоративного законодательства. Заведующий кафедрой предпринимательского права Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург) Владимир Белых, в свою очередь, отметил, что к использованию кодексовой формы нормативного акта как особого случая систематизации необходимо относиться с повышенным вниманием, чтобы не навредить в процессе совершенствования законодательства. Такое совершенствование должно идти по пути издания кодификационных актов, содержащих предписания комплексного характера на уровне подотраслей права и правовых институтов. Заслушав выступления представителей государственных органов, а также зарубежных и казахстанских ученых, участники конференции подвели итоги и приняли решение о дальнейшей тщательной работе по выработке соответствующих рекомендаций.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |