|
|
|
02.11.2012 В Мажилисе обсудили вопросы реализации механизмов Киотского протокола в Казахстане
Сегодня в Мажилисе Комитетом Палаты по вопросам экологии и природопользованию проведена конференция на тему: «О реализации механизмов Киотского протокола в Казахстане». В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, аккредитованных ассоциаций, национальных компаний и природопользователи, сообщает пресс-служба палаты. Приветствуя участников конференции, председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию Александр Милютин отметил, что эта конференция специально планировалась, поскольку, ограничение выбросов парниковых газов, создание внутреннего механизма торговли этими выбросами и контроль за ними - это и есть одна из ступеней перехода Казахстана на зеленую экономику. «Должен сказать, что еще в феврале 2006 года наш Комитет проводил парламентские слушания, целью которых являлся всесторонний анализ условий Киотского протокола и выработка позиции Казахстана в отношении его ратификации. Если вы помните, участники слушаний обсудили тогда возможность принятия Казахстаном обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, а также последствия влияния этих обязательств на перспективы экономического роста страны и деятельность хозяйствующих субъектов. Протокол был ратифицирован. 2012 год заканчивается. Все обязательства по протоколу должны быть выполнены. Нас всех интересует, что же будет дальше? Сегодня мы решили провести наше заседание в форме конференции для того, чтобы обсудить самые проблемные и острые вопросы, которые возникают у природопользователей, выработать по ним единое мнение, заслушав не только членов Правительства, но и представителей предприятий», - сказал он. С докладом «Основные аспекты создания национальной системы торговли квотами в Республике Казахстан: нормативные аспекты, задачи, риски и перспективы» выступил министр охраны окружающей среды РК Нурлан Каппаров. По его словам, ограничение выбросов парниковых газов - вопрос взаимодействия всех систем экономики, как на локальном уровне, так на уровне международного права. Международным сообществом предпринимаются все меры для недопущения повышения среднемировой температуры выше 2 градусов по Цельсию. Казахстан в полной мере отдаёт себе отчет о необходимости регулирования и ограничения выбросов парниковых газов. Учитывая это, министерством ведется активная работа по созданию системы внутренней торговли квотами на парниковые газы. Национальная система ограничения выбросов и торговли квотами, на наш взгляд - одна из основных частей Стратегии перехода Казахстана на зеленую экономику. Соответствующее поручение Глава государства дал Правительству в сентябре этого года. Национальная система торговли квотами на сегодняшний день практически сформирована. Небольшой экскурс. В прошлом году в декабре были приняты поправки в Экологический кодекс и в Кодекс «Об административных правонарушениях». В текущем году принято 17 Постановлений Правительства и 14 Приказов нашего министерства. Изменения и принятые нормы регламентируют обращение с выбросами парниковых газов, их квотирование и ограничение. Следуя международной практике, законодателем принято решение - не вводить систему налоговых сборов CAP & TAX за выбросы парниковых газов, а внедрить систему CAP & Trade. Тут хотелось бы отметить, что система ввода дополнительных налогов - более консервативная система ограничений и в большинстве случаев приводит к недопониманию между государством и промышленным сектором. Нами принята за базу система ограничений и торговли квотами, апробированная в Европейском Союзе с 2005 по 2008 годы. Ее преимущества налицо. Рынок углеродных квот в Евросоюзе составил порядка 120 млрд. долларов в 2010 году. Основные аспекты системы заключаются в Мониторинге, Отчетности и верификации. Мониторинг. Необходимо введение обязательного государственного мониторинга выбросов парниковых газов на всех уровнях природопользователей. С этой целью в июне текущего года принято постановление Правительства «Об утверждении правил мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов», а также изданы приказы министра «Об утверждении правил ведения мониторинга, учета и отчетности по углеродным единицам выбросов парниковых газов для целей торговли». Необходимо постоянно отслеживать объём выбросов на страновом уровне, на уровне секторов экономики и на уровне предприятий. Исходя из ежегодной инвентаризации, мы разделяем природопользователей на сектор квотирования и сектор администрирования. Квотируемый сектор - это все предприятия, выбрасывающие более 20 тыс. тонн углекислого газа в год. Для этого сектора предусмотрены механизмы торговли квотами. Отчетность. Отчетность регламентирована самим Экологическим Кодексом. Природопользователи обязаны подавать ежегодные отчеты об инвентаризации за отчетный период, подтвержденные независимыми аккредитованными организациями. Это строго обязательно. Исходя из данных отчетности, уполномоченный орган видит, какие превышения либо сокращения сделал природопользователь за отчетный период, насколько улучшил экологическую составляющую своего производства. Верификация. Это подтверждение мониторинга и отчетности третьим лицом, имеющим на это право. Верификация необходима для исключения расхождения и ошибок в результатах подсчёта выбросов парниковых газов при составлении страновых показателей, направляемых в ООН, а также во избежание перевыпуска квот или создания необоснованного дефицита. Верификация на уровне природопользователей осуществляется независимыми аккредитованными организациями. На уровне страны - группой экспертов по изменению климата. В этой части также приняты регламентирующие нормы - в соответствии с Экологическим Кодексом, отчеты об инвентаризации и паспорта установок должны быть подтверждены такими организациями. Осуществляется верификация по проектным механизмам. Правительством Казахстана принято постановление «Об утверждении Правил проведения аккредитации независимых организаций, осуществляющих верификацию, валидацию (детерминацию) и подтверждения отчета об инвентаризации парниковых газов». В соответствии с Экологическим Кодексом независимые аккредитованные организации несут ответственность за достоверность данных об инвентаризации, верификации и валидации. В административном кодексе прописана ответственность недобросовестных верификаторов. Все требования к системе МRV - имплементированы из международной практики и должны работать на соответствие внутренней системы квотирования и торговли международным требованиям. Это необходимо для дальнейшего линкования с системами торговли квотами других стран. Международные организации и Евросоюз предъявляют очень жёсткие требования к локальным системам. Даже такие решения, как кадастр и реестр парниковых газов имеют достаточно сложные форматы, по которым призваны работать все системы, позиционирующие себя для линкования. Введение рыночных механизмов сокращения выбросов и принцип торговли квотами на выбросы заложен Экологическим Кодексом. Предусматривается, что Правительство принимает на срочной основе национальный план по распределению квот, где делит объём квот по секторам, затем по природопользователям. Общий углеродный бюджет страны, с учетом 15% сокращения к 2020 году от уровня 1990 года составляет 4,3 миллиарда тонн СО2. На первый «пилотный» период - 2013 год составлен Национальный план, на основе бесплатного наделения квотами предприятий на уровне 100% от объёмов выбросов 2010 года. Возникновение дефицита у природопользователя покрывается покупкой квот у других участников рынка. Предусмотрено наделение бесплатными квотами из резерва государства в случаях расширения производства и введения новых установок. Национальным планом охвачены следующие сектора экономики энергетика, добыча угля, нефти и газа, а также предприятия из промышленности, всего вошло 178 предприятий с общим объёмом выбросов 147, 19 млн. тонн углекислого газа. Национальный план ограничивает выбросы предприятий и обязывает их выполнять программы по сокращению выбросов. Невыполнение обязательств по сокращению выбросов наказываются штрафом в 10 МРП за каждую тонну сверхвыбросов. Это достаточно мощный стимул для развития торговли, так как размер штрафной санкции гораздо выше стоимости одной квоты. На сегодня еще сложно прогнозировать цену за тонну СО2 эквивалента, но можно уверенно сказать, что она не будет выше европейской. В Евросоюзе цена составляет 1,5 - 3 евро. «Говоря о проблемных вопросах. Казахстан делает беспрецедентную работу. На всем пространстве СНГ мы первые вызвались создать национальную систему торговли квотами. Это своего рода инновация. На самом деле, достаточно сложно внедрить систему ограничений выбросов в стране со специфичным законодательством и растущей экономикой. Но мы считаем, что лучше этот процесс начать и отработать сегодня, нежели быть поставленным перед фактом и жёсткими требованиями международного сообщества, и быть не готовым в ближайшем будущем. Последствия от такого сценария, я полагаю, могут иметь очень сложные и неоднозначные политические и экономические последствия. Естественно, эта задача сопряжена со многими вопросами, возникающими в процессе нормотворчества и дальнейшей апробации системы. Именно поэтому, 2013 год - первый год ввода системы квотирования и торговли позиционируется нами как пилотный. Это выражается: - в возможной отсрочке штрафных санкций, по многочисленным и настоятельным обращениям природопользователей как в министерство, так и на имя премьер-министра; - в упрощенном механизме получения квот и в проводимой совместно с ассоциациями работе по выработке изменений и дополнений в принятую нормативную базу. Эту работу мы проводим на постоянной основе на протяжении всего текущего года. В ближайшее время мы инициируем пересмотр ряда правил, таких как Правила распределения квот, выдачи квот, а также планируются изменения в Экологический кодекс», - подытожил он. На конференции о ходе переговорного процесса в рамках Конвенции ООН по изменению климата по Киотскому протоколу и последующим периодам, о позиции Казахстана рассказал генеральный директор Центра энергетических исследований АО «Назарбаев Университет» Канат Байгарин. Вопросы регулирования выбросов и поглощений парниковых газов прозвучали в докладе исполнительного директора организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KazEnergy» (КазЭнэржи) Рустама Журсунова. С парламентской трибуны выступили также заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Бахыт Манасбаева, председателю Правления ТОО «Корпорация «Казахмыс» Эдуард Огай, исполнительный директор по устойчивому развитию ТОО «ENRC-Kazakhstan» Гульсара Едильбаева и другие участники конференции. По итогам обсуждения принята соответствующая резолюция.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |