|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 6 ноября 2012 года № 20/П-1201 к проекту Закона РК 5. Закон РК от 19 февраля 2013 года № 80-V
ЗАКОН Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 6 ноября 2012 года № 1404
Ратифицировать Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года, совершенный в городе Москве 19 декабря 2011 года.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 6 ноября 2012 года № 20/П-1201 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года»
В соответствии со статьей 13 Соглашения о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года (далее - Соглашение), в Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемыми частями Соглашения. В связи с чем, решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 года № 12 «О принятии международных договоров Таможенного союза», Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил принять Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение (далее - Протокол). Целью данного Протокола является регламентация правового регулирования установления дополнительных случаев, при которых не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Протокол обусловлен необходимостью регламентации правового регулирования установления дополнительных случаев, при которых не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Статьей 3 Протокола предусмотрено, что он подлежит ратификации и временно применяется с даты подписания. В этой связи, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, а также пунктом 8 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» Протокол подлежит ратификации. Принятие Закона Республики Казахстан «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года» (далее - проект Закона) создаст правовую основу для выполнения Республикой Казахстан международных обязательств. На основании вышеизложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона.
Прогноз возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия проекта Закона Республики Казахстан «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года»
Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года» (далее - Протокол) разработан в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза. Протокол устанавливает дополнительные случаи, при которых не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Протокол будет применяться в отношении товаров, перемещаемых через таможенные границы государств-членов Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита. Принятие Закона Республики Казахстан «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года» негативных финансовых, экономических, социальных, правовых, экологических последствий не повлечет.
Товарищество с ограниченной ответственностью «КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «БОЛАШАК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ научной правовой экспертизы проекта Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года
Организация, проводившая научную экспертизу - Товарищество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Болашак». Организатор экспертизы - Министерство юстиции Республики Казахстан. Наименование международного договора - проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. Отрасли науки, затрагиваемые проектом международного Соглашения, - международное таможенное право Документы, представленные для проведения научной экспертизы
Сроки проведения научной экспертизы
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
1. Оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре.
Настоящий проект Протокола поступил на экспертизу в связи с внесением изменений в первоначальный проект. Экспертами внимательно изучены внесенные изменения в проект Протокола. Разработчиком внесены следующие наиболее существенные изменения в проект: 1) исключается абзац третий статьи 5 Соглашения о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года (далее - Соглашение); 2) предлагается в Приложении 2 сноску 1 изложить в следующей редакции; «В случае, если таможенным органом, регистрирующим Сертификат, является таможенный орган Республики Беларусь или таможенный орган Республики Казахстан, код такого таможенного органа указывается с учетом следующих особенностей: для Республики Беларусь - 112 и далее код таможенного органа в соответствии с классификатором таможенных органов (11200000); для Республики Казахстан - 398 и далее код таможенного органа в соответствии с классификатором таможенных органов (39800000)». В целях оценки обоснованности, определения качества объекта экспертизы, эксперты, помимо экспертируемого документа, изучили договоры и соглашения Таможенного союза и источники дипломатического права. Исключение абзаца 3 статьи 5 Соглашения обосновано по следующим обстоятельствам. Вопросы таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений более детально регулируются Соглашением об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года (ратифицирован Республикой Казахстан 30 июня 2010 года). В этой связи включение данного положения в Соглашение противоречит требованиям законодательной техники в виду дублирования одних и тех же норм. Внесение изменений в сноску 1 Приложения 2 Соглашения обосновано следующими фактами. Коды таможенных органов Казахстана и Беларуси состоят из пяти цифр, а таможенных органов Российской Федерации из восьми. Поэтому в целях обеспечения равного количества цифр и удобства определения таможенного органа той или иной страны предлагается при указании кода таможенного органа Казахстана и Беларуси вместо первых трех цифр указывать код страны в соответствии с классификатором стран мира. Это способствует большей информативности документа (сертификата). Обоснованность остальных норм проекта Протокола приводилась в основном заключении. Освобождение от обязанности предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите определенных товаров, предусмотренных в экспертируемом проекте Протокола, способствует упрощению таможенных процедур при перевозке товаров, имеющих особую общественную значимость. Среди них товары, предназначенные для личного пользования «лицами, находящимися под защитой международного права» (данный термин введен статьей 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года), а именно: членов дипломатического представительства, членов консульского представительства, а также приравненных к ним по объему привилегий органами и (или) миссиями международных организаций. Предоставление таможенных привилегий этой группе лиц способствует созданию условия для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей в РК. Также в соответствии с экспортируемым проектом Протокола не предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин при перевозке товаров для использования в культурных, научно-исследовательских и других общественно-полезных целях. Это способствует более оперативному достижению указанных общественно-полезных целей.
Уровень обоснованности Соглашения: - высокий. Соглашение связано с обеспечением реализации стратегических целей государства, обозначенных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922), Стратегическом плане Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан на 2011-2015 годы (утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1531), программах и планах иных министерств и ведомств. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года в качестве стратегической цели в сфере международных отношений и внешней политики установлено формирование благоприятного международного окружения, поддерживание дружеских отношений равноправного сотрудничества со всеми государствами (раздел 3). Достижение данной цели предполагается к 2020 году. Создание благоприятных условий для перевозки товаров, имеющих социальное значение, а также предназначенных для личного пользования «лицами, находящимися под защитой международного права», способствует достижению указанной цели. В Стратегическом плане Министерства экономического развития и торговли в рамках задачи 2.2. «Завершение формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» обосновывается необходимость завершения формирования правовой базы Единого экономического пространства (раздел 2). Совершенствование оформления таможенных операций между странами-участницами Соглашения, на что также направлен Протокол, способствует достижению указанной стратегической цели.
Оценка качества: Сапа (3) - среднее качество Несмотря на то, что в целом проект Протокола обоснован, своевременен, тем не менее ряд норм проекта нуждается в доработке. Рекомендации по улучшению проекта представлены в таблице. Так как количество замечаний и предложений не превышают 45% от количества пунктов в международном договоре качество проекта Протокола оценивается как среднее.
Замечания и рекомендации по улучшению международного договора:
Правомерность участия в международном договоре.
Все 3 статьи Проекта изучены и проанализированы на соответствие Конституции, законам и международным договорам, ранее заключенным Республикой Казахстан. В проекте соблюдены нормы Конституции Республики Казахстан. В проекте соблюдены положения международных договоров, заключенных Республикой Казахстан ранее. Так, в проекте соблюден пункт 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, где установлено, что таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Нарушений норм законов Республики Казахстан в проекте Протокола не выявлено. Проект разработан в рамках полномочий государственного органа, внесшего предложение о его заключении.
2. Соблюдение в международном договоре гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина.
В данном Протоколе соблюдено право человека на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности, гарантированное каждому согласно пункту 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан. В виду того, что данное Соглашение оказывает содействие в создании условий для реализации экономических прав человека и гражданина в Казахстане. Также в Протоколе соблюдены права членов дипломатического представительства, работников консульского учреждения иностранного государства и персонала приравненных к ним по объему привилегий органов и(или) миссий международных организаций, в частности право выезжать за пределы Республики, гарантированное пунктом 2 статьи 21 Конституции Республики Казахстан. Проект соответствует основополагающим фундаментальным принципам деятельности республики, в частности, принципу экономического развития на благо всего народа, каждого человека и гражданина Республики Казахстан (пункт 2 статьи 1 Конституции).
3. Определение возможной эффективности международного договора.
Возможная эффективность внесения изменений в сноску 1 Приложения 2 Соглашения заключается в том, что этим совершенствуется оформление таможенных документов Таможенного союза. При заполнении сертификата указание кодов стран в соответствии с классификатором стран мира способствует большей информативности и служит удобству заполнения этого документа. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров, предназначенных для личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, членов дипломатического представительства либо членов консульского представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, если они не проживают в государстве пребывания постоянно и не являются гражданами страны пребывания, о чем таможенный орган отправления информирован по каждой конкретной перевозке Министерством иностранных дел своей Стороны либо дипломатическим представительством, консульским учреждением иностранного государства, а также приравненным к ним по объему привилегий органом и (или) миссией международной организации, расположенными на территории своей Стороны, а также товаров, предназначенных для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной безопасности Сторон, переоснащения их Вооруженных сил, защиты государственных границ Сторон, о чем имеется подтверждение соответствующего государственного органа заинтересованной Стороны, ходатайствующего о выпуске таких товаров без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное в таможенный орган отправления центральным таможенным органом заинтересованной Стороны, направлено на создание единой системы преференций для Сторон. Подобные меры будут способствовать развитию социально-экономических, культурных, научных связей с третьими странами, а также созданию благоприятных условий для обеспечения обороноспособности и государственной безопасности сторон. В целом экспертируемый Проект направлен на дальнейшую экономическую интеграцию стран Таможенного союза и создание благоприятных условий для развития предпринимательства, социально-экономических, культурных, научных связей с третьими странами, а также обеспечения обороноспособности и государственной безопасности сторон.
4. Выявление возможных отрицательных последствий заключения международного договора.
Правовые ограничения для Республики Казахстан в виде отказа от суверенных прав в данном Соглашении не выявлены. Принятия дополнительных обязательств, влекущих ограничение юрисдикции республики, Правительства или государственных органов не обнаружено. В случае возникновения оснований для угрозы национальным интересам Казахстана, ответственные должностные лица государства могут поставить вопрос о совершении соответствующих действий по защите интересов Казахстана и инициирования внесения возможных изменений, которые оформляются отдельными протоколами в соответствии со статьей 13 Соглашения. Предлагается в проект включить норму, предусматривающую возможность заявления оговорок, в случае возникновения оснований об угрозе национальным интересам государств - членов Таможенного союза.
5. Оценка соответствия законодательства Республики Казахстан международному договору. Имплементация положений договора в национальное законодательство.
Оценка юридического содержания оговорок к международному договору и необходимость их применения.
Эксперты рекомендуют предусмотреть положение о возможности заявления оговорок, включив в Проект соответствующую статью.
Обоснование необходимости либо утверждения, либо присоединения, либо ратификации Казахстаном международного договора.
Способы выражения согласия на обязательность договора определяются статьей 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, в соответствии с которыми Республика Казахстан может выразить согласие на обязательность договора его подписанием, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором договорились стороны. Согласно пункту 1 статьи 4 действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда республики. Применение Проекта считаем возможным только после ратификации.
Вывод: В Проекте Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров соблюдены права и свободы человека, гарантированнее Конституцией Республики Казахстан, данный документ является обоснованным, своевременным и правомерным. Общая оценка качества проекта Протокола оценивается как среднее. На основе вышеизложенного данный проект Протокола может быть ратифицирован Парламентом с учетом рекомендаций по его улучшению.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |