| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Г. Дорошева, Партнер по аудиту АК «ТрастФинАудит», аудитор РК, член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
ОТРАЖЕНИЕ В БУХУЧЕТЕ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ СУММ КОМПЕНСАЦИЙ ПРИ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМАНДИРОВКАХ ВОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ РК
Товарищество с ограниченной ответственностью; - общеустановленный налоговый режим; - является плательщиком НДС.
ТОО командирует водителей для поставки товаров за пределы РК. Кроме суточных деньги выдаются так же на дозаправку, на оплату платных дорог, стоянок. Водитель привозит чеки на ГСМ (казахстанские и не казахстанские), квитанции на самого водителя на оплату платных дорог, квитанции на стоянки в тенге и в валюте. Пример Белоруссия Водителю 11.02.2013 выданы денежные средства по курсу Национального банка на день выдачи: рубль - 5,0; евро - 200. 1. Суточные: 100 рублей × 10 дней = 1 000 рублей + 20 000 тенге; 2. Стоянки: 8 стоянок по 100 рублей = 800 рублей; 3. Дозаправка ГСМ: 100 литров × 30 рублей= 3 000 рублей; 50 литров по 100 тенге = 5 000 тенге; 4. Страховка: 500 рублей (полис пограничного страхования); 5. Платная дорога: 15 евро на 3 дороги туда + 3 дороги обратно = 90 евро. Всего выдано водителям по трем РКО: 5 300 рублей, 20 000 тенге, 90 евро. Валюта выдана из кассы по курсу Национального банка. Предоставлены документы: 1. Командировочное удостоверение с печатями поставщиков; 2. Российские фискальные чеки на ГСМ, где указаны наименование, марка, количество и стоимость ГСМ: 3 000 рублей; - (без счетов-фактур); 3. Казахстанские фискальные чеки на ГСМ (без счетов-фактур), где указаны наименование, марка, количество и стоимость ГСМ: 20 литров по 100 тенге с НДС = 2 000 тенге и 30 литров по 100 тенге без НДС = 3 000 тенге; 4. Квитанции за стоянки на имя водителя: 800 рублей 5. Страховой полис, где указаны номер машины, фамилия водителя и сумма без квитанции и чека - 500 рублей; 6. Фискальные чеки по платным дорогам, где указан пункт выдачи и сумма - 90 евро. Бухгалтер на 21.02.2013 (день прибытия водителя) составила авансовый отчет и сформированы проводки: 1. Валюта - рубль по курсу Национального банка на 11.02.2013 (?) Д-т К-т 1330 1251 - 1 000 рублей суточные - командировочное удостоверение 1330 1251 - 3 000 рублей расходы на проезд - фискальные чеки 1330 1251 - 800 рублей расходы на проезд - квитанция 1330 1251 - 500 рублей расходы на страхование - страховой полис Затраты «сели» на себестоимость товара, т.е., это затраты на приобретение, согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы». 2. Валюта - евро по курсу Национального банка на 11.02.2013 (?) Д-т К-т 1330 1251 - 90 евро 3. Валюта - тенге Д-т К-т 1330 1251 - 20 000 тенге - суточные в тенге - командировочное удостоверение 1330 1251 - 3 000 тенге без НДС расходы на проезд по ГСМ - Казахстанский фискальный чек 1330 1251 - 1 785,71 тенге расходы на проезд по ГСМ (2 000 - НДС) - Казахстанский фискальный чек 7212 1251 - 214,29 тенге - сумма НДС в фискальном чеке (п. 12 ст. 100, п. 5 ст. 263 и ст. 256 НК РК) Вопросы по первому примеру. 1. Верно ли, что бухгалтер составляет отчет на 21.02.2013 по курсу Национального банка на 11.02.2013. 2. Если расходы сели на себестоимость (фактурная стоимость + затраты на приобретение) товара, означает ли, что в налоговой отчетности ф. 300.00 (стр. 300 00 016)? суммы - затраты на приобретение «сядут» в графу «Товары, работы и услуги, приобретенные без НДС». Товар куплен вместе с доп. затратами на приобретение (командировочные, ГСМ по чекам и др.). 3. Имеет ли право ТОО брать на себестоимость товара затраты на приобретение по чекам, квитанциям и т.д. без счета-фактуры, а именно по ГСМ, стоянкам и по полису. Или же на расходы, идущие на вычеты /не вычеты. 4. Если верно, то подтвердите, на какие нормативные документы нужно ссылаться. Если не верно, то предложите правильный вариант. Если учесть, что в программе 1С 8 Бухгалтерия в авансовом отчете расходы по счету 1330 невозможно «посадить», т.к. счет-фактура по товару может состоять из нескольких позиций. Может, есть другое решение?
Комментарии. 1. В соответствии с МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» при первоначальном признании операция в иностранной валюте учитывается в функциональной валюте с применением к сумме в иностранной валюте текущего обменного курса иностранной валюты на функциональную по состоянию на дату операции. Таким образом, при составлении авансового отчета операции в иностранной валюте пересчитываются в тенге на дату операции, а не на дату авансового отчета.
2. До 2013 г. расходы по доставке товара включались в облагаемый импорт в таможенном союзе и в этой связи не указывались отдельно в Декларации по НДС, отражаясь в общей сумме по строке 300.00.017. Изменениями, внесенными в статью 276-8 Налогового кодекса, с 1.01.2013 г. стоимость понесенных транспортных расходов, связанных с поставкой товара по импорту, указывается в иных строках декларации по НДС. Так, в конкретной ситуации, данные расходы, кроме суточных, указываются по строке 300.00.016 Декларации по НДС (ф. 300.00).
3.По вопросу признания в качестве первичных документов чеков ККМ для сведения приводим выдержку из Письма Налогового комитета Министерства финансов РК № НК-21-28/12127: «Согласно пункту 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В свою очередь, пунктом 1 статьи 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) предусмотрено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. На основании пунктов 3, 4 вышеуказанной статьи первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 данной статьи, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления; 3) наименование организации или фамилию и инициалы ИП, от имени которых составлен документ; 4) содержание операции или события; 5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); 6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления; 7) регистрационный номер налогоплательщика. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов РК и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания. Следовательно, в целях исчисления корпоративного подоходного налога признание расходов осуществляется на основании соответствующих первичных документов, разработанных согласно требованиям Закона о бухгалтерском учете. При этом считаем возможным относить на вычеты расходы по приобретенным на основании чека ККМ товарам (работам, услугам) при соблюдении следующих условий: в чеке указаны наименование, количество и стоимость товара (работ, услуг); наличие авансового отчета лица, в подотчет которому выданы денежные средства на приобретение данного товаров (работ, услуг) или иного первичного документа, подтверждающего факт признания данных расходов в бухгалтерском учете; наличие первичных документов, подтверждающих факт использования приобретенных товаров (работ, услуг) в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (путевой лист, накладная на отпуск материалов в производство и другие). Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса, органы налоговой службы обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет. Такие разъяснения и комментарии не относятся к нормативным правовым актам, не являются обязательными для исполнения.» Таким образом, считаем возможным использование в качестве первичных документов и относить на себестоимость товара затраты на приобретение по чекам, квитанциям и т.д. без счетов - фактур, поскольку счета- фактуры является необходимым документом для отнесения НДС в зачет.
4. Какие - либо нормативные правовые документы по данному вопросу отсутствуют. По вопросу ввода первичных документов в программу 1С: Бухгалтерия Вам следует обратиться к программистам, осуществляющим сопровождение программы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |