|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Кодекс Туркменистана «О земле» от 25 октября 2004 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2024 г.)
Введен в действие с 1 ноября 2004 года Законом Туркменистана от 25 октября 2004 года № 243-II
Настоящий Кодекс определяет правовую, организационную и экономическую основы управления землями и направлен на рациональное использование, охрану земель, сохранение и улучшение окружающей природной среды, применение различных форм ведения хозяйственной деятельности на земле, регулирование земельных отношений.
Статья 1. Земля в Туркменистане Земля в Туркменистане является достоянием туркменского народа, находится под охраной государства и подлежит рациональному и эффективному использованию.
Статья 2. Земельное законодательство Туркменистана 1. Земельное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих земельные отношения. 2. Если международными договорами Туркменистана установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международных договоров. 3. Нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения, принимаются на основе настоящего Кодекса и не могут противоречить его положениям. В случае такого противоречия применяются положения настоящего Кодекса. 4. В земельных правоотношениях любые понятия, определяемые положениями гражданского и земельного законодательства Туркменистана, имеют то значение, которое придается им земельным законодательством Туркменистана, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Кодекса Действие настоящего Кодекса, регулирующего земельные отношения, распространяется на физических лиц, юридических лиц Туркменистана и иностранных государств, а также на иностранные государства и международные организации.
Статья 4. Задачи земельного законодательства Туркменистана Задачами земельного законодательства Туркменистана являются: - регулирование земельных отношений в целях осуществления мероприятий, направленных на рациональное и эффективное использование земельных ресурсов; - реализация государственной программы по использованию и охране земельных ресурсов; - определение единой государственной политики проведения государственного землеустройства, ведения Государственного земельного кадастра и мониторинга земель; - определение оснований возникновения, изменения и прекращения прав собственности на землю, землепользования и аренды земель; - определение порядка осуществления прав и обязанностей собственников земель, землепользователей и арендаторов земель; - обеспечение проведения мероприятий по повышению плодородия почв и сохранению природной среды; - создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования на земле.
Статья 5. Государственные гарантии в сфере земельных отношений Государственные гарантии в сфере земельных отношений включают в себя: - обеспечение целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Туркменистана; - осуществление государственной политики в сфере земельных отношений; - осуществление правовых действий, экономических, организационных, технических и иных мероприятий в сфере земельных отношений; - защиту прав и законных интересов собственников земель, землепользователей и арендаторов земель; - обеспечение участия заинтересованных лиц в подготовке предложений, направленных на рациональное использование и охрану земель; - обеспечение экологической безопасности в сфере земельных отношений; - обеспечение в порядке, установленном законодательством Туркменистана, заинтересованных лиц информацией о наличии, состоянии, использовании и охране земель; - проведение работ по государственному землеустройству, ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель; - осуществление государственного контроля за соблюдением земельного законодательства Туркменистана; - защиту интересов государства по земельным вопросам в сфере международного сотрудничества.
ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД ТУРКМЕНИСТАНА
Статья 6. Категории земель Земельный фонд Туркменистана в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли лесного фонда; в) земли водного фонда; г) земли государственного запаса; д) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); е) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иных отраслей; ж) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Статья 7. Порядок отнесения земель к категориям и их перевод из одной категории в другую Отнесение земель к категориям земельного фонда Туркменистана, указанным в статье 6 настоящего Кодекса, и их перевод из одной категории в другую, производятся в соответствии с их целевым назначением в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
Статья 8. Специальные земельные фонды 1. В целях предоставления гражданам Туркменистана земель в частную собственность для личного подсобного хозяйства в сельской местности, индивидуального жилищного строительства в городах и посёлках, а также во временное пользование акционерным обществам, дайханским хозяйствам, иным юридическим лицам Туркменистана и гражданам Туркменистана для ведения сельскохозяйственного производства создаются специальные земельные фонды. Вопросы о создании специальных земельных фондов рассматриваются комиссиями по земельным вопросам этрапов (городов), велаятов, городов с правами велаята и государственного значения, государственным органом по управлению земельными ресурсами. 2. Специальные земельные фонды создаются из земель государственного запаса, земель крестьянских объединений, других сельскохозяйственных предприятий, городов и посёлков, а также из неиспользуемых земель других землепользователей. 3. Специальные земельные фонды утверждаются Кабинетом Министров Туркменистана.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 9. Государственное регулирование в сфере земельных отношений Государственное регулирование в сфере земельных отношений осуществляется Кабинетом Министров Туркменистана, государственным органом по управлению земельными ресурсами, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Туркменистана в сфере земельных отношений Кабинет Министров Туркменистана: - обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере земельных отношений; - утверждает государственные целевые программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; - координирует деятельность государственных органов и служб, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель; - формирует государственную систему регулирования и стимулирования деятельности по рациональному использованию и охране земель; - осуществляет управление земельным фондом Туркменистана; - по представлению Государственной комиссии по земельным вопросам принимает решения о предоставлении земель в собственность, пользование и аренду; - производит изъятие земель для государственных и общественных нужд из всех категорий земель, независимо от размера земельного участка; - утверждает формы документов, удостоверяющих право собственности на землю, право пользования землей и право аренды земель; - устанавливает ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земель; - устанавливает порядок проведения государственного землеустройства и осуществления мониторинга земель; - утверждает размеры платы за землю и арендной платы за землю и Порядок исчисления и внесения этих платежей; - устанавливает нормативы и порядок возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; - определяет порядок осуществления государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель; - утверждает порядок и условия предоставления и изъятия земельных участков; - утверждает ежегодный отчет о наличии, распределении и использовании земельного фонда Туркменистана; - утверждает специальные земельные фонды; - рассматривает и решает земельные споры; - решает иные вопросы, связанные с земельными отношениями.
Статья 11. Полномочия государственного органа по управлению земельными ресурсами 1. Государственный орган по управлению земельными ресурсами и его органы на местах: - реализует государственную политику, проводимую в сфере земельных отношений; - осуществляет государственный контроль за рациональным и эффективным использованием и охраной земельных ресурсов; - ведет государственный земельный кадастр и проводит мониторинг земель; - создает и ведет единый компьютеризированный банк данных о наличии и состоянии земельных ресурсов; - проводит работы по государственному землеустройству, а также топографо-геодезические, почвенные, геоботанические, картографические и другие обследовательские и изыскательские работы; - принимает заявления от граждан Туркменистана и ходатайства от юридических лиц Туркменистана о предоставлении земель в пользование и аренду, готовит материалы по ним на рассмотрение комиссии по земельным вопросам этрапа (города), велаята, городов с правами велаята и государственного значения; - оформляет материалы о предоставлении земель физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям; - осуществляет государственную регистрацию права собственности на землю, права землепользования и права аренды земли, а также выдачу документов, удостоверяющих эти права, в соответствии с законодательством Туркменистана; - осуществляет выдачу документов, удостоверяющих право собственности на землю, право землепользования и право аренды земель, в соответствии с законодательством Туркменистана; - вносит в земельно-кадастровую книгу соответствующие данные о государственной регистрации прав на землю, смене собственников земельных участков, землепользователей, арендаторов земель; - организует сбор и анализ данных о землях, предоставленных физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям; - разрабатывает предложения по прогнозированию и перспективному использованию земель, пригодных под орошаемое земледелие, а также пастбищ для отгонного животноводства; - направляет копии документов, удостоверяющих право землепользования и право аренды земли, после их выдачи и сведения об исчисленных размерах платы за землю и арендной платы за землю по состоянию на первое число каждого месяца в соответствующий хякимлик и соответствующий налоговый орган уполномоченного органа исполнительной власти в области финансов и экономики (далее - налоговый орган); - оказывает содействие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за внесением платы за землю и арендной платы за землю; - участвует ежеквартально совместно с соответствующим хякимликом и налоговым органом в работе по сравнительному анализу исчислений размеров платы за землю и арендной платы за землю по каждой из сторон, получивших земельные участки в пользование и аренду, и сведений о платежах, представленных налоговым органом; - проводит работы по выявлению неиспользуемых земель и земель, используемых с нарушением земельного законодательства Туркменистана; - разрабатывает и утверждает Порядок предоставления в долгосрочную аренду орошаемых земель дайханских объединений для выращивания пшеницы и хлопчатника, входящих в государственный заказ; - осуществляет организационные, технические и иные мероприятия, направленные на рациональное и эффективное использование земельных ресурсов; - выдает разрешение на использование земельных участков для проведения изыскательских работ; - принимает нормативные правовые акты по земельным вопросам, обязательные для исполнения собственниками земель, землепользователями и арендаторами земель; - вносит в Кабинет Министров Туркменистана предложения о плате за землю, совершенствовании земельного законодательства Туркменистана, приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов министерств, ведомств, а также решений хякимов велаятов, городов с правами велаята и государственного значения, этрапов и городов, генгеша, и приказов арчинов, противоречащих земельному законодательству Туркменистана; - осуществляет контроль за соблюдением земельного законодательства Туркменистана при строительстве и реконструкции объектов промышленного и иного назначения, проведении геологоразведочных, изыскательских и других работ; - представляет на рассмотрение Государственной комиссии по земельным вопросам материалы с заключением о предоставлении земель в собственность, пользование и аренду; - составляет ежегодный отчет о наличии, распределении и использовании земельного фонда Туркменистана; - рассматривает и решает земельные споры; - решает иные вопросы в сфере земельных отношений, отнесенные настоящим Кодексом к его полномочиям. 2. Деятельность государственного органа по управлению земельными ресурсами осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Положением об этом органе, утверждаемым Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 12. Полномочия хякимликов велаятов, городов с правами велаята и государственного значения в сфере земельных отношений Хякимлики велаятов, городов с правами велаята и государственного значения на подведомственных территориях: - реализуют государственную политику, проводимую в сфере земельных отношений; - обеспечивают права и законные интересы собственников земель, землепользователей и арендаторов земель; - осуществляют контроль за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов; - создают комиссии велаятов, городов с правами велаята и государственного значения по земельным вопросам и обеспечивают их деятельность; - представляют в вышестоящие государственные органы предложения по вопросам административно - территориального устройства велаята, городов с правами велаята и государственного значения, ведения государственного землеустройства и земельного кадастра, а также образования специального земельного фонда; - оказывают содействие в проведении государственного землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель; - осуществляют контроль за полным и своевременным внесением платы за землю и арендной платы за землю; - обобщают сведения о внесении платы за землю и арендной платы за землю в соответствии с результатами проведённой работы по сравнительному анализу; - утверждают ежегодный отчёт о наличии и распределении земель; - рассматривают и решают земельные споры; - решают иные вопросы в сфере земельных отношений отнесённые настоящим Кодексом к их полномочиям. Части вторая и третья исключены.
Статья 13. Полномочия хякимлика этрапа (города) в сфере земельных отношений Хякимлики этрапов (городов) на подведомственных территориях: - реализуют государственную политику, проводимую в сфере земельных отношений; - обеспечивают права и законные интересы собственников земель, землепользователей и арендаторов земель; - осуществляют контроль за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов; - создают комиссии этрапов (городов) по земельным вопросам и обеспечивают их деятельность; - представляют в вышестоящие государственные органы предложения по вопросам административно-территориального устройства этрапа (города), ведения государственного землеустройства и земельного кадастра, а также образования специального земельного фонда; - оказывают содействие в проведении государственного землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель; - осуществляют контроль за полным и своевременным внесением платы за землю и арендной платы за землю; - ведут учёт платы за землю и арендной платы за землю по каждой из сторон, получивших земельные участки в пользование и аренду, и ежеквартально с государственным органом по управлению земельными ресурсами и соответствующим налоговым органом проводят работу по сравнительному анализу исчислений размеров платы за землю и арендной платы за землю и внесения соответствующих платежей, сведения о eё результатах представляют соответственно в хякимлик велаята, городов с правами велаята и государственного значения; - утверждают ежегодный отчет о наличии и распределении земель; - рассматривают и решают земельные споры; - принимают решение о предоставлении земельных участков в собственность семьям граждан Туркменистана для ведения личного подсобного хозяйства - приусадебный земельный участок; - хякимы этрапов (городов), а также хякимы этрапов городов с правами велаята и государственного значения принимают решение о приватизации жилых домов, относящихся к государственному жилищному фонду, и предоставлении в пользование земельного участка, на котором находится жилой дом, и прилегающей к нему части земли; - принимают решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам Туркменистана, а также чекене, пастбищ для выпаса скота в пользование и аренду по предложениям, согласованным с государственным органом по управлению земельными ресурсами; - решают иные вопросы в сфере земельных отношений, отнесенные настоящим Кодексом к их полномочиям.
Статья 14. Полномочия Генгешей в сфере земельных отношений Генгеши на своих территориях: - обеспечивают права и законные интересы собственников земель, землепользователей и арендаторов земель; - осуществляют контроль за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов; - принимают заявления от граждан Туркменистана о предоставлении их семьям земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства - приусадебный земельный участок и индивидуального жилищного строительства; - содействуют ведению государственными учётчиками государственных земельно-кадастровых книг в соответствии с законодательством Туркменистана о Государственном земельном кадастре.
Статья 15. Комиссии по земельным вопросам 1. Для рассмотрения земельных вопросов создаются: - Государственная комиссия по земельным вопросам; - комиссия по земельным вопросам велаята, городов с правами велаята и государственного значения; - комиссия по земельным вопросам этрапа (города). 2. Положение о Государственной комиссии по земельным вопросам и ее состав утверждаются Кабинетом Министров Туркменистана, а положения о комиссиях по земельным вопросам велаятов, городов с правами велаята и государственного значения, этрапов и городов и их составы- соответствующими хякимликами.
ГЛАВА IV. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ТУРКМЕНИСТАНА И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, А ТАКЖЕ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Статья 16. Предоставление земельных участков физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям 1. Граждане Туркменистана, изъявившие желание получить земельный участок, подают заявление об этом по месту нахождения земельного участка: а) в собственность - для ведения личного подсобного хозяйства -приусадебного земельного участка и индивидуального жилищного строительства - в Генгеш, хякимлик этрапа в городе; б) в пользование - в соответствующий государственный орган по управлению земельными ресурсами; в) в аренду: - орошаемых земель - в дайханское объединение и другое сельскохозяйственное предприятие; - для несельскохозяйственных целей - в соответствующий государственный орган по управлению земельными ресурсами. 2. Юридические лица Туркменистана, нуждающиеся в предоставлении земель в пользование или аренду, возбуждают об этом ходатайство перед соответствующими государственными органами по управлению земельными ресурсами по месту нахождения земельного участка. 3. В заявлениях граждан и ходатайствах юридических лиц Туркменистана о предоставлении земель должны быть указаны целевое назначение, размеры и место расположения испрашиваемого земельного участка с приложением документов, подтверждающих необходимость предоставления земель. 4. Порядок возбуждения и рассмотрения заявлений граждан и ходатайств юридических лиц Туркменистана о предоставлении в собственность, пользование и аренду земельных участков устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана. 5. Граждане и юридические лица иностранных государств, а также иностранные государства и международные организации, изъявившие желание в получении земель в аренду, подают об этом ходатайство в Кабинет Министров Туркменистана. 6. Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам Туркменистана и передача в аренду для несельскохозяйственных целей и предоставление в частную собственность семьям граждан Туркменистана для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании решения Государственной комиссии по земельным вопросам. 7. Передача земельных участков семьям граждан Туркменистана для ведения личного подсобного хозяйства - приусадебного земельного участка производится в соответствии с решением хякимлика этрапа (города). 8. Оформление документов о предоставлении земельных участков с выдачей документов, удостоверяющих право собственности на землю, право землепользования и право аренды земель для несельскохозяйственных целей, осуществляется государственным органом по управлению земельными ресурсами в порядке, определённом законодательством Туркменистана. Государственная регистрация этих прав осуществляется территориальными органами Службы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок, связанных с ним, при Министерстве адалат Туркменистана.
Статья 17. Формы пользования земельными участками 1. Земельные участки могут предоставляться в собственность, пользование и аренду. 2. В собственность земельный участок может предоставляться гражданам Туркменистана. 3. В постоянное или временное (до 99 лет) пользование земельный участок может предоставляться гражданам и юридическим лицам Туркменистана. 4. В аренду земельный участок может предоставляться физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям.
Статья 18. Виды пользования земельными участками гражданами Туркменистана Гражданам Туркменистана земельные участки в порядке, установленном законодательством Туркменистана, могут предоставляться для: - ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности - приусадебный земельный участок; - индивидуального жилищного строительства в городах и посёлках; - ведения сельскохозяйственного производства - во временное пользование из специального земельного фонда; - производства сельскохозяйственной продукции - из земель дайханских объединений и других сельскохозяйственных предприятий на условиях долгосрочной аренды с последующей передачей в собственность с правом наследования арендаторам, эффективно использующим земельные участки; - служебного надела; - выпаса скота; - сенокошения; - строительства и сельскохозяйственных целей при осуществлении предпринимательской деятельности; - размещения временных объектов несельскохозяйственного назначения. Гражданам Туркменистана - арендаторам, обеспечившим в предшествующие 5 лет получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур с земель, используемых на условиях долгосрочной аренды, эти земельные участки в соответствии с целевым назначением могут передаваться в постоянное или временное пользование для ведения сельскохозяйственного производства при создании сельскохозяйственных акционерных обществ, объединений арендаторов, дайханских хозяйств и других юридических лиц.
Статья 19. Виды пользования земельными участками юридическими лицами Туркменистана Юридическим лицам Туркменистана земельные участки в порядке, установленном законодательством Туркменистана, могут предоставляться для: - ведения сельскохозяйственного производства; - ведения подсобного сельского хозяйства; - размещения временных сооружений; - отгонного животноводства; - строительства; - разработки полезных ископаемых; - иных несельскохозяйственных целей.
Статья 20. Виды пользования земельными участками иностранными гражданами и юридическими лицами, а также иностранными государствами и международными организациями Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также иностранным государствам и международным организациям земельные участки могут предоставляться только в аренду для: - строительства объектов и иных несельскохозяйственных целей; - размещения временных объектов.
Статья 21. Возникновение права собственности на земельный участок, права землепользования и права на аренду земель Право собственности на земельный участок, право землепользования и право на аренду земель возникают после установления государственным органом по управлению земельными ресурсами границ земельных участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих эти права.
ГЛАВА V. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Статья 22. Земли, находящиеся в собственности государства 1. Все земли Туркменистана, кроме земель, предоставленных в частную собственность гражданам Туркменистана, находятся в собственности государства. 2. Земли, предоставленные государственным заповедникам, а также земли других особо охраняемых природных территорий, находятся исключительно в собственности государства.
Статья 23. Частная собственность на землю В частную собственность гражданам Туркменистана земельные участки могут предоставляться для: - ведения личного подсобного хозяйства в сельской местностиприусадебный земельный участок; - индивидуального жилищного строительства в городах и поселках; - производства сельскохозяйственной продукции - из земель крестьянских объединений и других сельскохозяйственных предприятий, ранее используемых на условиях долгосрочной аренды в соответствии с решениями Президента Туркменистана.
Статья 24. Возникновение права частной собственности на землю 1. Право частной собственности граждан Туркменистана на землю возникает в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана при предоставлении земельных участков в частную собственность и в результате гражданско-правовых сделок с переходом права собственности на жилой дом или строения другому гражданину Туркменистана, а также при переходе права собственности в порядке правопреемства. 2. Предоставление и переход права собственности на земельный участок осуществляется с учетом целевого назначения земель.
Статья 25. Предоставление земельных участков в частную собственность гражданам Туркменистана для ведения личного подсобного хозяйства - приусадебного земельного участка 1. Семьям членов крестьянских объединений, работников других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, а также семьям учителей, врачей и других специалистов, работа которых связана с обслуживанием сельского населения данных хозяйств, семьям пенсионеров, вышедших на пенсию непосредственно после работы в этих хозяйствах, и инвалидов, проживающих в данной сельской местности, предоставляется приусадебный земельный участок в частную собственность с правом наследования для ведения личного подсобного хозяйства из специального земельного фонда в размере 0,16 гектара с учетом наличия земельных и водных ресурсов, включая площадь, занятую под жилым домом и хозяйственными строениями без права продажи, дарения, обмена и залога. 2. В густонаселённых этрапах (городах) с недостаточными земельными и водными ресурсами по согласованию с государственным органом по управлению земельными ресурсами на основании решения комиссии по земельным вопросам соответствующего велаята земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут предоставляться меньше установленных размеров, но не менее 0,12 гектара на семью. 3. Семьи, указанные в пункте 1 настоящей статьи, нуждающиеся в получении приусадебного земельного участка в частную собственность с правом наследования, подают об этом заявления в генгеши по месту проживания. 4. Приусадебный земельный участок в порядке, установленном законодательством Туркменистана, используется для ведения личного подсобного хозяйства, строительства жилого дома и хозяйственных построек.
Статья 26. Предоставление земельных участков в частную собственность гражданам Туркменистана для индивидуального жилищного строительства Семьям граждан Туркменистана, проживающих в городах и поселках, предоставляются в частную собственность с правом наследования земельные участки для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома из специального земельного фонда в размере до 0,10 гектара с учетом наличия земельных ресурсов без права продажи, дарения, обмена и залога.
Статья 27. Предоставление земельных участков в частную собственность арендаторам-гражданам Туркменистана для производства сельскохозяйственной продукции Арендаторам-гражданам Туркменистана, обеспечившим эффективное использование арендуемых земель в течение 10 лет и получавшим высокие урожаи сельскохозяйственных культур, решением Президента Туркменистана земельные участки в размере до 3 гектаров могут быть переданы в частную собственность с правом наследования для производства сельскохозяйственной продукции из ранее используемых ими на условиях долгосрочной аренды земель дайханских объединений и других сельскохозяйственных предприятий.
Статья 28. Права собственников земельных участков Граждане Туркменистана - собственники земельных участков имеют право: - самостоятельно вести хозяйство на земельном участке в соответствии с его целевым назначением; - собственности на посевы сельскохозяйственных культур и насаждения, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; - использовать в порядке, установленном законодательством Туркменистана, для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые; - проводить полив, агротехнические и мелиоративные работы; - получать воду для орошения сельскохозяйственных культур, насаждений и других целей из источников орошения в соответствии с установленными лимитами; - возводить в порядке, установленном законодательством Туркменистана, жилые, производственные, культурно-бытовые и иные объекты, а также осуществлять их реконструкцию и снос в соответствии с целевым назначением земельных участков; - в случае изъятия земель для государственных и общественных нужд получать в порядке, установленном законодательством Туркменистана, компенсацию за понесенные убытки; - иметь иные права в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 29. Обязанности собственников земельных участков Граждане Туркменистана - собственники земельных участков обязаны: - рационально использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать плодородие почвы, осуществлять природоохранные мероприятия, не допускать ухудшения экологической обстановки и истощения природных ресурсов в результате своей хозяйственной деятельности; - осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренный настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана; Абзац четвертый утратил силу; - не нарушать права других собственников земельных участков, а также землепользователей и арендаторов земель; - своевременно представлять в соответствующие государственные органы, сведения о состоянии и использовании земель по установленной ими форме; - возмещать ущерб, причиненный другим собственникам земельных участков, а также землепользователям и арендаторам земель в порядке, установленном законодательством Туркменистана; - проводить необходимую работу по благоустройству и озеленению земельных участков, сохранению и содержанию зеленых насаждений в соответствии с установленными правилами; - нести иные обязанности, установленные законодательством Туркменистана.
Статья 30. Прекращение права частной собственности на земельные участки 1. Право частной собственности граждан Туркменистана на земельные участки прекращается в случаях: - добровольного отказа от земельного участка; - использования земель не по целевому назначению; - нерационального использования земельного участка; - использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их загрязнению, ухудшению и истощению природных ресурсов; - неиспользования находящихся в собственности земель для производства сельскохозяйственной продукции в течение двух лет, для ведения личного подсобного хозяйства - приусадебного земельного участка и индивидуального жилищного строительства в течение пяти лет; - совершения с землей, находящейся в собственности, противозаконных сделок; - ухудшения экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности; - изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Туркменистана; - в иных случаях, установленных законодательством Туркменистана; - при переходе права собственности на земельный участок в случае нежелания кого-либо из наследников вести хозяйственную деятельность они утрачивают право собственности на данный земельный участок. 2. Земельный участок, находящийся в частной собственности граждан Туркменистана, может быть изъят для государственных и общественных нужд в исключительных случаях, связанных с: - выполнением международных обязательств;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава I. Основные положения(статьи 1 - 5)Глава II. Земельный фонд Туркменистана(статьи 6 - 8)Глава III. Государственное регулирование в сфере земельных отношений(статьи 9 - 15)Глава IV. Предоставление земельных участков физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям(статьи 16 - 21)Глава V. Собственность на землю(статьи 22 - 30)Глава VI. Землепользование(статьи 31 - 43)Глава VII. Аренда земель(статьи 44 - 51.1)Глава VIII. Права собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земель(статьи 52 - 54)Глава IX. Плата за землю и арендная плата за землю и использование поступающих средств(статьи 55 - 56)Глава X. Земли сельскохозяйственного назначения(статьи 57 - 67)Глава XI. Земли лесного фонда, водного фонда и земли государственного запаса(статьи 68 - 71)Глава XII. Земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)(статьи 72 - 83)Глава XIII. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иных отраслей(статьи 84 - 85)Глава XIV. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения(статьи 86 - 89)Глава XV. Государственное землеустройство(статьи 90 - 93)Глава XVI. Государственный земельный кадастр(статьи 94 - 99)Глава XVII. Охрана земель(статьи 100 - 103)Глава XVIII. Государственный контроль за использованием и охраной земель. наблюдение за изменениями, происходящими в состоянии земель (мониторинг)(статьи 104 - 110)Глава XIX. Возмещение убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям и арендаторам земель, а также потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства(статьи 111 - 112)Глава XX. Разрешение земельных споров(статьи 113 - 115)Глава XXI. Ответственность за нарушение земельного законодательства Туркменистана(статьи 116 - 122)статье 6статьях 1819статьи 116Кодексу |