29.05.2013
Новая идеология безопасности
Светлана БРИТАНОВА
Регулярные сообщения СМИ о происходящих землетрясениях на территории Казахстана порождают слухи о грядущей катастрофе. Особенное напряжение в обществе ощущается среди жителей мегаполиса.
Алматинцы отказываются верить традиционной прогнозной службе, предпочитая питать свой страх слухами. О слухах, прогнозах и, самое главное, безопасности наш корреспондент беседует с главным экспертом в данном вопросе - директором НИИ сейсмологии МОН РК доктором технических наук, академиком НАН РК Танатканом АБАКАНОВЫМ.
- Перед вами сейчас лежат целые тома писем и статей - все это слухи. Пишут во все инстанции: в аппарат Президента, непосредственно Президенту, в Кабинет министров, Министерство по ЧС и Парламент. Дело в том, что те, кто якобы из благих целей предупреждают через СМИ о грозящей катастрофе, никакую моральную, материальную, правовую ответственность не несут, так как в настоящее время у нас нет такого закона. Слухи распространяются по четырем причинам: первая - зная свою безнаказанность, человек хочет показать компетентность и обеспечить себе имидж. Вторая - это делают люди, находящиеся в сговоре с риелторами и строителями, желающими сбить цену на рынке недвижимости. Третья категория преследует своей целью опорочить нашу действующую систему. И четвертая - это просто больные люди.
- Вы игнорируете прогнозы непрофессионалов?
- Во всех случаях к этим «прогнозистам» мы относимся очень ответственно: вызываем их в институт, спрашиваем - на какой базе они составляют свои прогнозы, какое у них материально-техническое обеспечение, какая методика и на основании чего они пришли к таким выводам. До настоящего времени 100 процентов людей, распространяющих слухи и пишущих во все инстанции, не смогли подтвердить свои прогнозы никакими научными доводами, Вот, например, известный вам биофизик Инюшин: он постоянно делает прогнозы и ни один из них, к счастью, не оправдался. Проблема сейсмической безопасности отнесена к проблемам национальной безопасности. Такую серьезную проблему превратили в шуточки, и каждый может делать, что хочет.
- Как изменить эту ситуацию?
- Сейчас мы разработали проект закона «О сейсмической безопасности» и передали его группе депутатов Парламента. В нем прописаны взаимоотношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами на случай угрозы и возникновения сильных землетрясений, где также указывается, что нужно будет делать, как поступать в той или иной ситуации. Этот закон касается всего спектра проблем обеспечения сейсмологической безопасности, в том числе объектов, вверенных хозяйствующим субъектам и недропользователям.
- В чем конкретно состоят ваши предложения?
- Этот закон должен будет обязывать руководство компаний следить за эксплуатационной и сейсмической надежностью вверенных им объектов. Знаете, ведь катастрофа, произошедшая на Кызыл-Агаше, - это результат того, что хозяйствующий субъект не предпринял мер защиты и обеспечения эксплуатационной и сейсмической безопасности. То же самое случилось и на Саяно-Шушенской ГЭС - региональная катастрофа, многомиллиардные убытки, и все из-за нерадивости хозяев. Это касается не только гидроэлектростанций, но и нефтегазового сектора. Сейчас идет интенсивная добыча углеводородов не только в Казахстане, но и в других странах мира. В результате интенсивность техногенных катастроф из года в год повышается. В тех регионах, которые ранее не были отнесены к сейсмоопасным: Тюменская область, Башкирия, Татарстан, сейчас наблюдается сейсмическая активность, и порою там бывают весьма сильные землетрясения. Не исключена такая возможность и в других регионах. У нас эксплуатируемые месторождения относительно молодые, но со временем на каждом из них будут происходить микросейсмотолчки, и слежение за ними крайне необходимо. Помимо этого на данных территориях необходимо регулярно проводить обследование, паспортизацию объектов и выдавать заключения о мерах безопасной эксплуатации сооружений, сейсмоусилению и приведению их в соответствие с нормативными документами по сейсмостойкому строительству.
Следующее направление - гидросооружения. Многие это понимают как дамбы или ГЭС, но на самом деле само водохранилище при особых условиях может вызывать землетрясение. Как известно, вода в водохранилищах периодически накапливается, а затем спускается, потом снова накапливается и т.д. - такое переменное повышение и понижение давления на всю геологическую структуру в регионе способно возбудить так называемые наведенные землетрясения. Тем более, что водохранилища создаются в поймах рек, а как раз там проходят зоны тектонического разлома. В Восточном Казахстане у нас три крупных гидротехнических сооружения: Бухтарминское, Усть-Каменогорское и Шульбинское. Они расположены на Иртышском трансформенном тектоническом разломе и за ними необходимо проводить слежение. Подобных сооружений в Казахстане около ста и, к сожалению, ни на одном из них ситуация не отслеживается. Море работы… Вот за всем этим должны следить хозяйствующие субъекты. Этот вопрос также будет детально прописан в законе.
В горно-металлургическом комплексе также необходимо проводить эти работы, поскольку ведется подземная выработка полезных ископаемых. В частности, в регионе Жезказганского месторождения происходили техногенные землетрясении. Были случаи с человеческими жертвами. Эти вопросы должны также быть прописаны. Что касается наших городов и населенных пунктов, то тут вопрос особый. Сейчас мы зациклились на прогнозе землетрясения, но есть глобальные вопросы, о которых я говорил - это слежение, мониторинг землетрясений, проведение исследования на местности, а также создание нормативной базы для строителей.
- В чем это заключается?
- Это разработка карт сейсмической опасности различной детальности для всей территории Казахстана, для отдельных регионов, а также крупных городов и населенных пунктов. Первая составляется на всю территорию республики и служит для планирования, развития экономики, строительства объектов и инфраструктуры городов. Карта отдельных регионов - более детальная карта. Для таких городов, как Алматы, Усть- Каменогорск, Шымкент, Тараз, а также Каратау, Кентау и др., необходимо разрабатывать карты сейсмического микрорайонирования. То есть это карты, разрабатываемые для проведения работ по проектированию, строительству и реконструкции жилых гражданских и промышленных объектов.
- Но для Алматы эта карта уже существует...
- За 30 лет территория Алматы увеличилась более чем в три раза. В прошлом году Указом Президента было присоединено 11 920 гектаров. Старая карта составлялась по старой методике, за 30 лет появились новые технологии, новые подходы, изменились инженерно-геологические условия территории города из-за изменения техногенных нагрузок. Поэтому по поручению Президента РК в прошлом году мы начали работать над новой картой, и в 2015 году она должна быть готова. Нужно отметить, что разработка карты - это не кабинетная работа. Здесь необходимо проведение работ в полевых условиях: пробурить тысячи скважин, прокопать шурфы, потом из скважин взять образцы-керны, их десятки тысяч, все они должны пройти испытания.
- А другие города?
- Мы не сможем одновременно сделать карты для всех городов, у нас силенок маловато, но постепенно создать их необходимо, так как в том же Шымкенте изменения колоссальные. Что касается карты всей территории Казахстана, то ее необходимо будет разработать на новой методической основе с привлечением международных специалистов по приграничным зонам - из России, Кыргызстана и Китая.
Несколько слов о стратегических объектах. У нас есть объекты, построенные более полувека назад. Например, в атомной промышленности. Их необходимо детально обследовать, а также по новой технологии провести оценку их сейсмической надежности. Эти вопросы мы инициируем, они стоят у нас на повестке дня.
- Какую ответственность предусматривает ваш законопроект для хозяйствующих субъектов?
- Это будет отражено в подзаконных актах.
- А вы как специалист какую бы предусмотрели?
- Ответственность должна соответствовать нарушениям: если под угрозой безопасность страны, то вплоть до заключения в места лишения свободы.
- А что касается слухов, псевдопрогнозов?
- Это серьезные вопросы. Ведь в этих случаях подключаются и военные, и медицина, и Правительство - это неординарная ситуация в государстве. Во время войны паникеров расстреливали, а здесь, если человек дестабилизирует ситуацию в государстве, то как с ним поступать? Этот вопрос не мне решать, но если он умышленно и необоснованно пустил слух, и это нанесло материальный ущерб, то это вопрос уголовной и материальной ответственности виновного.
Если говорить о законопроекте «О сейсмической безопасности» в целом, то моя позиция - жесткий подход. Панибратство, телефонные звонки здесь не приемлемы, все должно быть подчинено единому порядку и закону, который будет создан большой группой парламентариев с подключением специалистов.