| ||||||||||||||||||||
|
|
|
29.05.2013 Как работается тебе, секретарь?
Асем САКЕНОВА
На секретаре судебного заседания, как неизменном участнике процессуальной деятельности, держится львиная доля работы любого суда. От его действий зависит четкость организации и подготовки всех этапов процесса судопроизводства, своевременное изготовление протоколов судебных заседаний и сдача судебных дел и материалов и многое другое. В Бостандыкском районном суде г. Алматы состоялся «круглый стол», на котором состоялся откровенный разговор о том, как работается специалистам, какие проблемы их волнуют. С. Бакиева, заведующая канцелярией суда: - Количество дел и других материалов, поступающих в суд, возрастает, можно сказать, в геометрической прогрессии. Если раньше в день судья рассматривал единицы дел, то сегодня этот показатель достигает порой двух десятков и более. Задача секретаря судебного заседания - оформить и сдать протокол по каждому делу в течение трех дней. На практике это крайне сложно, ведь любой протокол - это не просто формальная фиксация анкетных данных, времени проведения заседания, но и вдумчивое изложение содержания спора, выступлений участников процесса, сторон. Все дальнейшие действия, в том числе и апелляции, исходят от данного документа. Поэтому, чтобы успеть оформить его качественно, мы, как правило, остаемся на работе допоздна, работаем по воскресеньям. Если расписать обычный трудовой день секретаря, то становится очевидным, какая огромная нагрузка лежит на его плечах. С утра со всеми делами, которые предстоит рассмотреть до обеда, он идет в зал судебных заседаний. В 9.30 судья открывает заседание. До обеда секретарь занят ведением протокола на нескольких судебных заседаниях. А в это время к нам в служебный кабинет звонят граждане, адвокаты и др., чтобы получить необходимую информацию. То, что секретаря нет на месте, рождает жалобы, недовольство работой суда в целом. В таком режиме проходит и вторая половина дня: вплоть до 18.00 часов мы с судьями сидим на процессе. После этого начинается организационная работа - прием посетителей, решение их проблем, масса звонков! Параллельно идет процесс отписки документов, сдачи протоколов. На стадиях подготовки назначения дела к слушанию и судебному заседанию составляются и отправляются копии определений, постановлений судьи о назначении подготовки дела к судебному разбирательству, или оставлении заявления без движения, либо о его возврате. Каждое дело требует многих процессуальных действий. М. Дильмагамбетов, секретарь судебного заседания: - Отдельная и тоже непростая часть нашей работы связана с извещением лиц, указанных в постановлении судьи о назначении судебного заседания и лиц по спискам, представленным сторонами. Отправка судебных повесток - это часть дела. Важно отследить, кто получил, кто нет, на это выяснение уходит масса времени. Порой, пока очередь дойдет до конкретного человека, уже ночь. Могут и упрекнуть за поздний звонок. Кроме того, часто в суд приходят почтовые уведомления о том, что по указанному тому или иному адресу адресат не проживает, переехал или же вообще такого дома не существует. Задача секретаря - вместе с судьей заблаговременно формировать списки дел, назначенных к рассмотрению, вывесить для оповещения. Вновь проверить, вручены ли судебные повестки вызываемым в суд лицам, известить об этом судью. Перед началом судебного разбирательства проверить явку всех вызываемых лиц. Когда протокол судебного заседания написан, мы обязаны ознакомить с ним участников процесса. В канцелярию суда для внесения соответствующих отметок надо сообщить сведения о приостановлении производства по делам и о делах, рассмотренных свыше сроков, предусмотренных ГПК РК. Ж. Бегалиев, секретарь судебного заседания: - Помимо всей документации, мы изготавливаем копии не вступивших в законную силу решений, определений или постановлений, вынесенных по делу, чтобы направить их по принадлежности, оформляем также дела и материалы после их рассмотрения, исполнительные документы по делам, подлежащим немедленному исполнению. Весь объем рутинной работы трудно перечислить, ее действительно очень много, приходится обделять себя выходными или свободными вечерами в будни. Как говорится, никакой личной жизни. А может, надо просто подумать, как создать нормальные условия для работы? Прежде всего решить вопросы с компьютерами, оргтехникой, заправкой картриджей, ведь техническое состояние этих рабочих инструментов никуда не годится: в старых компьютерах зависают программы и часами отсутствует доступ к базе ЕАИАС. Это тормозит подготовку, сдачу и отправку судебных документов, ведет к тотальной «неуспеваемости», и, в конце концов, вызывает жалобы, хотя по инструкции у каждого вида документов есть свои сроки изготовления, отправки, сдачи в канцелярию. А. Ниязова, секретарь судебного заседания: - В 2004-2005 годы по инициативе Верховного Суда РК на базе нашего суда проходил апробацию пилотный проект по внедрению в судопроизводство института помощника судьи. Тогда у каждого судьи было по секретарю и помощнику. Когда секретарь уходил на процесс, то помощник занимался технической работой - выдавал копии судебных актов, справки, знакомил с делом и т.д. Однако спустя какое-то время решили, что помощник - это непозволительная роскошь и эксперимент свернули. Длился проект с 2005 по 2008 годы. Мы вспоминаем этот период, как самый удачный. С. Бакиева: - Я работала секретарем судебного заседания семь лет. Раньше могла, например, набрать на компьютере документ, зарегистрировать и сразу выдать его на руки. Сейчас же все документы регистрируются в базе данных «ЕАИАС СО РК», которая, как уже сказали, часто зависает. Это увеличило нагрузку на секретарей, увеличило объем работы. Может, в городах с меньшим населением секретарь успевает все делать, но у нас в Алматы это нереально. И надо, конечно, поднимать эту проблему. Подходить дифференцированно: увеличить штат в тех судах, где большая нагрузка, и не для облегчения работы, а чтобы улучшить качество обслуживания обращающихся в суд граждан, оперативно выдавать материалы и информацию в соответствующие органы. При нынешней ситуации из-за незнания специфики работы суда у многих складывается отрицательное мнение, что во всем виноват секретарь. Естественно, если принять меры по решению назревших проблем, то это значительно уменьшит жалобы от населения, повысит имидж судебной системы. Хотелось бы затронуть тему правовой защищенности секретарей судебного заседания. В работе с людьми мы стараемся не отступать от требований Закона о государственной службе, в частности, по вопросам этики госслужащего. Однако возникают различные ситуации, когда приходится поступать по принципу: ударят по правой щеке - подставь левую. Это ломает психику, ведь у нас работают молодые люди, и когда приходится терпеть незаслуженные оскорбления, нецензурную брань, быть постоянно в роли оправдывающегося, мальчика для битья - это, поверьте, сложно. Надо продумать механизмы профессиональной защиты специалистов суда. Ф. Батыршаева, секретарь судебного заседания: - Каждый может рассказать десятки подобных случаев. По заданию судьи я позвонила представителю одной из сторон дела - ответчику и попросила забрать копию определения. Он пообещал, мол, заберу, но потом. Через какое-то время звоню ему вновь, чтобы напомнить - в случае отказа забрать определение оно будет считаться вступившим в законную силу с момента отправки. В ответ он разразился нецензурной бранью, кричал, высказал массу угроз и оскорблений. Но так и не явился за судебным актом. Часто бывает и так, что сторона дела указывает в заявлении телефон, дозвониться по которому невозможно. Недавний пример: одна из сторон должна была ознакомиться с заключением экспертизы. Я почти полторы недели постоянно названивала на мобильный, но безрезультатно. Когда вопрос экспертизы возник на суде, хозяйка телефона, не моргнув, сказала: нет, вы мне не звонили. Выход из подобных ситуаций - предоставить судам с большой загруженностью штатные единицы помощников секретаря.
От редакции Никто не расценивает работу секретаря судебного заседания как трудовой подвиг. Это нелегкие будни, которые может выдержать не каждый: если ты слабый, то тебе дорога не в суд. Здесь остаются сильнейшие, те, кого принято называть фанатами, желающие достичь на этом поприще профессионализма. Хоть им и вправду нелегко, хоть и мизерная зарплата, но они «вкалывают», потому что считают свою работу интересной, дающей простор для развития. Стерпеть все трудности многим из них помогает затаенная большая мечта - стать судьей.
Источник: Медиа-корпорации «ЗА?» (https://zanmedia.kz/)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |