|
|
|
01.06.2013 В поселке Жаналык близ Алматы захоронены свыше 3 тысяч «врагов народа»
Сегодня в Казахстане День памяти жертв политических репрессий. С 1921 по 1954 годы в бывшем Советском Союзе было осуждено более 3 с половиной миллионов человек, из них к высшей мере наказания приговорили 642 тысячи. По всей стране на карательную систему тоталитарного режима работали сотни лагерей и поселений. Казахстан стал местом депортации для миллионов советских граждан. Только за один год с 1937 по 1938-ой в республике были расстреляны 25 тысяч человек. Одно из трагических мест захоронений - поселок Жаналык вблизи Алматы. Сегодня там почтили память жертв сталинских репрессий. Многое помнит наша многострадальная земля. И если спросить у нее, поведает о тех страшных, кровавых днях, когда только в Казахстане к высшей мере наказания были приговорены почти 25 тысяч человек. Среди них цвет казахской интеллигенции: политики, ученые, писатели, поэты. Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров. Этот список можно еще долго продолжать. Только на этом месте вблизи Алматы в поселке Жаналык захоронено более 3 тысяч казахстанцев, казненных в подвалах Алматинского НКВД. В начале 90-ых здесь еще не было мемориала, но и тогда сюда приходили потомки погибших. У кого-то сохранились старые черно-белые фотографии. Многие из пришедших и сами прошли через лагеря. Ведь особым приказом НКВД осуждались и члены семей репрессированных. Эрик Галимович Измайлов так и не почувствовал отцовской ласки - его арестовали сразу после рождения сына в 1937-ом. Приговор - расстрел. Обвинение - чтение так называемой запрещенной литературы.
Эрик ИЗМАЙЛОВ, сын репрессированного: - Ну, нас хотели выбросить, хотели уничтожить. Мама на пороге дома легла и сказала, убейте меня, а потом делайте, что хотите с детьми. В общем, мы остались. Мы так были где- то до 56-го года в черном списке. Мы были дети врага народа. Жена врага народа моя мама была.
Те, к кому прочно приклеилось клеймо жены, сына или дочери «врага народа» сполна испили горькую чашу. А ведь арестовывали без суда и следствия, большей частью просто по доносу. У Аскара Жубанова в Жаналыке захоронен отец - Кудайберген, крупный ученый филолог. Он учился в Ленинграде, знал несколько языков и написал множество научных трудов. Первый автор казахской грамматики для начальных классов.
Аскар ЖУБАНОВ, сын репрессированного: - Хотел изучить японский язык, изучал, но не успел, так как его посчитали из-за этого японским шпионом и арестовали.
Участь сталинских репрессий не обошла и Жанайдара Садуакасова, видного политика и юриста, много сделавшего для формирования передовой казахской интеллигенции. На посту Народного комиссара и прокурора республики он внес огромный вклад в укрепление законодательства, в воспитание юридических кадров. Был председателем казахских пролетарских писателей, стоял у истоков становления издательств и выступал за увеличение казахских изданий. В этом году ему исполнилось бы 115 лет. И он, конечно, достоин, чтобы его именем была названа одна из школ и улиц на его родине. Сейчас в Алматы работает Музей жертв политических репрессий. И, конечно же, надо напомнить, что один из первых законов, принятых в суверенном Казахстане, был закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |