| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Источник: Сетевое, интернет-издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
05.06.2013 «Атамекен» поддерживает Казахстанскую топливную ассоциацию и Ассоциацию финансистов Казахстана в спорном вопросе по плате за рекламу
Налоговые органы, используя неоднозначное толкование понятия «реклама» в законе «О рекламе», вменяют владельцам АЗС и обменных пунктов обязанность платы за объекты наружной (визуальной) рекламы. Между тем, имеется постановление Надзорной судебной коллегии Верховного Суда, которое гласит, что размещение на стелах при въезде на АЗС сведений о наименованиях (ассортименте) реализуемых нефтепродуктов и их стоимости (цене) не относятся к рекламе. Обоснования по стелам на АЗС: 1. Требование устанавливать информационное табло с ценами. Согласно пункту 280 Требований промышленной безопасности при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, утвержденных приказом Министра по чрезвычайным ситуациям от 25 июля 2008 года № 132, при въезде на территорию АЗС владельцы устанавливают информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта. Кроме того, требования Закона «О защите прав потребителей» (ст. 25) предусматривают обязанность продавца предоставлять информацию о стоимости товара. При этом если учесть, что потребителями нефтепродуктов являются водители транспортных средств, иной формы предоставления информации для них кроме стелы, видимой с проезжей части, быть не может. 2. Установленные государством, фиксированные цены. Бензин и дизельное топливо являются объектами государственного регулирования цен. Приказом Председателя Агентства по регулированию естественных монополий от 6 марта 2013 года № 76-ОД установлена предельная цена на их розничную реализацию. Поэтому реализаторы нефтепродуктов обязаны устанавливать цену в пределах, предусмотренных государством. 3. Публичность АЗС. Владельцы АЗС, являясь реализаторами такого стратегического товара, как нефтепродукты, наряду с перевозчиками транспортом общего пользования, организациями услуг связи, энергоснабжения, медицинских услуг, по характеру своей деятельности в рамках ст. 387 Гражданского кодекса выступают участниками публичного договора. При этом публичной офертой для реализаторов нефтепродуктов служит именно стела с информацией о заявленной стоимости реализации, установленная на АЗС. 4. Не соответствие понятию «реклама». Согласно подпункту 1 ст. 3 закона «О рекламе» реклама это распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, и способствовать их реализации. Отдельно в подпункте 8 ст. 3 этого же закона дано понятие «информация о товаре» это сведения о товарах (работах, услугах), изготовителе, продавце, поставщике, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и доводимые до покупателя (потребителя) в целях ознакомления с товаром (работами, услугами), его отличительными чертами и особенностями его использования. То есть законодатель разграничил понятия «реклама» и «информация о товаре» по их целевому назначению. Таким образом, цель рекламы формирование или поддержание интереса к товарам, работам, услугам, способствование их реализации. Цель информации о товарах (работах, услугах) ознакомление потребителей с товаром, его отличительными чертами и особенностями использования. Обоснования по информационным табло в обменных пунктах: Аналогичные условия действующего законодательства относятся и к вывескам в обменных пунктах. 1. Требование устанавливать информационное табло с ценами. Требования по их размещению прописаны в подпункте 3 пункта 44 Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правления Национального Банка. Размер информационных табло должен быть не менее 0,4 метров в высоту и 0,4 метров в ширину, а размещаемая информация должна содержать сведения о курсе покупки и курсе продажи наличной иностранной валюты за тенге, установленные для каждой иностранной валюты, с которой обменный пункт проводит операции. 2. Несоответствие понятию «реклама». Согласно ст. 30 закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» организация обменных операций с иностранной валютой относится к банковским операциям. При этом предъявление к финансовым институтам требований налогового законодательства, применяемых к предприятиям торговли, одним из основных инструментов прогресса которых является реклама, с учетом приведенных законодательных норм является недопустимым. Таким образом, в целях определения единообразной практики применения норм закона требуется внесение изменений в закон «О рекламе»: - перечень объектов, не являющихся объектами наружной (визуальной) рекламы, дополнить «стелой, используемой на АЗС» и «вывеской с информацией о курсах валют в обменных пунктах», а также рассмотреть вопрос включения в указанный перечень других объектов, размещение которых продиктовано обязательными требованиями законодательства Республики Казахстан; - четко определить понятия «стел, используемых на АЗС» и «вывесок с информацией о курсах валют в обменных пунктах», где предусмотреть условия наличия информации о ценах и курсах валют.
Источник: Сетевое, интернет-издание, ИА, портал ZAKON.KZ (https://www.zakon.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |