|
|
|
Закон
Данная редакция действовала до внесения изменений от 3 июля 2013 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере прохождения воинской службы гражданами Республики Казахстан и определяет основы государственной политики по социальному обеспечению военнослужащих.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву, - граждане Республики Казахстан, призванные на воинскую службу в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан (далее - Вооруженные Силы) на определяемый настоящим Законом срок; 2) допризывники - граждане Республики Казахстан мужского пола, проходящие подготовку к воинской службе до принятия на воинский учет; 3) отсрочка - перенос срока призыва граждан на воинскую службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом; 4) призывники - граждане Республики Казахстан мужского пола, приписанные к призывным участкам местных органов военного управления районов (городов областного значения) и подлежащие призыву в Вооруженные Силы; 5) воинское звание - знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному; 6) военный билет - единый бессрочный личный учетно-воинский документ гражданина, определяющий его принадлежность к воинской службе и отношение к воинской обязанности; 7) штат воинской части - документ, определяющий состав, организационно-штатную структуру, численность личного состава и количество закрепленного основного вооружения и военной техники в соответствии с кадастром вооружения; 8) воинский учет - система учета и анализа количественных и качественных данных о призывниках, военнослужащих и мобилизационных ресурсах; 9) воинские сборы - мероприятия, проводимые органами военного управления по военной подготовке, приобретению и совершенствованию военных знаний военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил. Воинские сборы делятся на: учебные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях подготовки и переподготовки военнообязанных, призывников при поступлении в военные учебные заведения (на военные факультеты) и студентов военных кафедр высших учебных заведений; поверочные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях проверки готовности воинских частей, предназначенных к выполнению задач в организационно-штатной структуре военного времени; специальные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан; 10) военная форма одежды - утвержденная Президентом Республики Казахстан форменная одежда со знаками различия (обмундирование) и снаряжение, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным Силам; 11) воинская служба - особый вид государственной службы военнослужащих Вооруженных Сил, направленной на непосредственное обеспечение военной безопасности, связанной с вооруженной защитой суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан; 12) увольнение с воинской службы - исключение военнослужащего из списков воинской части (учреждения) с зачислением в запас или отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом; 13) контракт о прохождении воинской службы - договор между уполномоченным органом и гражданином Республики Казахстан о прохождении воинской службы в добровольном порядке, устанавливающий права, обязанности и ответственность сторон на период прохождения гражданином воинской службы; 14) военнослужащие - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных Силах; 15) воинская должность - штатная единица государственного учреждения Вооруженных Сил, на которую возложены должностные полномочия и должностные обязанности для выполнения функций воинской службы; 16) военнообязанные - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете; 17) запас военнообязанных (запас) - военнообязанные установленного настоящим Законом возраста, состоящие на воинском учете в местных органах военного управления районов (городов областного значения), используемые в целях доукомплектования, мобилизационного развертывания и восполнения потерь Вооруженных Сил и других государственных органов военного времени; 18) воинская обязанность - конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан; 19) начальная военная подготовка - обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека; 20) выслуга лет - продолжительность нахождения военнослужащего на воинской службе, исчисляемая как в календарном, так и льготном исчислении; 21) всеобщее военное обучение - обязательное обучение граждан Республики Казахстан военной подготовке в период введения военного положения; 22) личный состав - военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил; 23) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, - граждане Республики Казахстан, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные Силы на срок, определяемый настоящим Законом; 24) курсанты - военнослужащие, не имеющие воинского звания офицерского состава, обучающиеся в учебных центрах, военных факультетах учебных заведений (далее - военные факультеты), военных учебных заведениях, реализующие программы среднего технического и профессионального, послесреднего и высшего образования; 25) курсовая подготовка - форма профессионального обучения военнослужащих, включающая в себя повышение профессионального уровня, квалификации и переподготовку, направленную на совершенствование их военных знаний, практических навыков; 26) действующий резерв - военнослужащие, выполняющие возложенные оперативные задачи в рамках разведывательной деятельности; 27) срочная воинская служба - воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные Силы на воинские должности рядового и сержантского составов в порядке, определенном настоящим Законом; 28) отставка - состояние лиц, уволенных с воинской службы или исключенных с воинского учета, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета; 29) офицеры - военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава; 30) психофизиологическое и полиграфологическое исследования - совокупность проверочных мероприятий, направленных на всестороннюю оценку индивидуально-психологических и психофизиологических качеств военнослужащих и граждан Республики Казахстан, осуществляемых при отборе для прохождения воинской службы в органах военной разведки Министерства обороны, а также на должностях, связанных с сохранностью вооружения и боеприпасов на арсеналах, базах и складах оружия и боеприпасов, заключающихся в проведении тестирования и регистрации с помощью специальных технических средств отдельных физиологических реакций человека; 31) ротация - перемещение военнослужащих на равнозначные и иные должности в Вооруженных Силах; 32) солдаты (матросы) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов); 33) сержанты (старшины) - военнослужащие командного состава, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин), осуществляющие управленческие функции в отношении вверенного личного состава, выполняющие задачи по обучению и воспитанию личного состава; 34) воспитанники - граждане Республики Казахстан, обучающиеся в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования с дополнительными образовательными программами по военной подготовке; 35) слушатели - военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в военных учебных заведениях, реализующие программы послевузовского образования; 36) уполномоченное должностное лицо - должностное лицо, которому предоставлено право заключения контракта в порядке, установленном Правилами прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, утверждаемыми Президентом Республики Казахстан (далее - Правила прохождения воинской службы); 37) уполномоченный орган - государственный орган, в структуре которого предусмотрено прохождение воинской службы; 38) организационно-штатные мероприятия - мероприятия, проводимые в Вооруженных Силах по созданию, ликвидации, реорганизации, передислокации, переподчинению, изменению штатов государственных учреждений и их структурных подразделений, а также по изменению состава и штатной численности Вооруженных Сил.
Статья 2. Правовая основа воинской службы в Вооруженных Силах 1. Правовую основу воинской службы в Вооруженных Силах составляют Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными настоящим Законом, законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность правоохранительных органов, и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы воинской службы и статуса военнослужащих Принципами воинской службы и статуса военнослужащих являются: 2) полное, достаточное и своевременное обеспечение военнослужащих с учетом условий прохождения воинской службы для выполнения поставленной перед ними задачи; 3) защита прав и свобод военнослужащего от преступных и иных противоправных посягательств, его неприкосновенность при исполнении обязанностей воинской службы; 4) единоначалие и субординация; 5) независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на всех военнослужащих Республики Казахстан, в том числе на военнослужащих Республики Казахстан, проходящих воинскую службу в составе объединенных (коалиционных) вооруженных сил, а также миротворческих сил в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и военнообязанных, призванных на воинские сборы. Действие настоящего Закона распространяется на политических государственных служащих в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан о государственной службе. Отдельные положения и нормы настоящего Закона о социальном обеспечении военнослужащих распространяются на членов их семей, лиц, уволенных с воинской службы, а также членов семей военнослужащих, которые погибли, умерли, пропали без вести в период прохождения воинской службы или стали инвалидами в результате исполнения обязанностей воинской службы. Статус граждан Республики Казахстан, уволенных с воинской службы из Вооруженных Сил и переехавших на постоянное место жительства в другие государства, определяется международными договорами Республики Казахстан с государствами, избранными для постоянного проживания.
Статья 5. Статус военнослужащего 1. Статус военнослужащего включает общие права, свободы и обязанности военнослужащего как гражданина Республики Казахстан с установленными законами изъятиями и ограничениями, а также его права, обязанности и ответственность, обусловленные особенностями воинской службы. Изъятия и ограничения прав и свобод, особые обязанности и ответственность военнослужащих компенсируются дополнительными правами и льготами, установленными настоящим Законом. Статус военнослужащего приобретают граждане: призванные на воинскую службу (сборы) - со дня издания приказа соответствующего начальника об убытии из местного органа военного управления к месту прохождения воинской службы (сборов); поступившие на воинскую службу по контракту - со дня издания приказа командира (начальника) воинской части (учреждения) о зачислении в списки личного состава части; поступившие в военные учебные заведения (на военные факультеты), если до этого они не являлись военнослужащими - со дня издания приказа начальника учебного заведения о зачислении в списки личного состава учебного заведения (военного факультета), а при поступлении в иностранное военное учебное заведение - со дня издания приказа руководителя уполномоченного органа о направлении на учебу. Статус военнослужащего гражданин утрачивает со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы (окончанием воинских сборов). 2. Военнослужащие при исполнении обязанностей воинской службы находятся под защитой государства. Они подчиняются только лицам, которые в соответствии с общевоинскими уставами являются для них начальниками, и никто другой не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. 3. Военнослужащий находится при исполнении обязанностей воинской службы в случаях: 1) исполнения должностных обязанностей; 2) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; 3) участия в миротворческих операциях по поддержанию мира и безопасности; 4) участия в антитеррористических операциях; 5) участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 6) участия в учениях или походах кораблей; 7) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; 8) нахождения в служебной командировке; 9) следования к месту службы и обратно; 10) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; 11) прохождения воинских сборов; 12) нахождения в плену, в положении заложника или интернированного; 13) оказания помощи правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; 14) нахождения в действующем резерве. Статус военнослужащих по призыву офицерского состава определяется статусом военнослужащих по контракту. Военнослужащий срочной службы находится при исполнении обязанностей воинской службы в течение всего времени прохождения срочной службы, а военнообязанный - в течение всего времени прохождения воинских сборов. 4. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей воинской службы или направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан. 5. Военнослужащим для удостоверения их статуса в установленном уполномоченным органом порядке выдаются удостоверения личности военнослужащего (военные билеты) и жетоны с личными номерами.
Статья 6. Права военнослужащих 1. Военнослужащие пользуются всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией и законодательством Республики Казахстан, с учетом ограничений, определенных законами Республики Казахстан. Военнослужащие имеют право: 1) на обеспечение за счет государства денежным довольствием на основании единой системы оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Президентом Республики Казахстан, в порядке, предусмотренном первыми руководителями уполномоченных органов; 2) на обеспечение за счет государства вещевым и другими видами имущества по нормам, утвержденным Правительством Республики Казахстан; 3) на продвижение по службе с учетом квалификации, способностей, добросовестного исполнения своих должностных обязанностей; 4) по согласованию с уполномоченным должностным лицом поступать в военные учебные заведения и другие организации образования и проходить курсовую подготовку; 5) на охрану здоровья и условия службы, отвечающие требованиям техники безопасности и гигиены; 6) на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью или личному имуществу при исполнении обязанностей воинской службы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан; 7) на обеспечение жильем в период прохождения воинской службы в соответствии с настоящим Законом; 8) на хранение, ношение и применение оружия при исполнении обязанностей воинской службы. 2. Правила ношения военнослужащими оружия определяются общевоинскими уставами. Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или в составе подразделения в случаях: 1) отражения вооруженного нападения на охраняемые военные и гражданские объекты, караулы, помещения и сооружения воинских частей; 2) пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой; 3) защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, в том числе от нападения животных, если иными способами и средствами защитить их невозможно; 4) задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами преодолеть сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно; 5) освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений и специальных (воинских) грузов; 6) пресечения побега из-под стражи лиц, в отношении которых мерой пресечения избран арест; осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток их насильственного освобождения; 7) подачи сигнала тревоги или вызова помощи; 8) необходимой обороны и крайней необходимости. Применение оружия должно предусматривать предупреждение о намерении его применить, за исключением внезапного вооруженного нападения, нападения с использованием боевой техники, транспортных средств, морских и речных судов, а также побега из-под стражи с оружием. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими акта терроризма, вооруженного нападения, оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения ими группового нападения, представляющего угрозу жизни военнослужащему или другим лицам, если иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно. О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику). 3. Законами Республики Казахстан о военном и чрезвычайном положении военнослужащим могут быть предоставлены иные права.
Статья 7. Общие обязанности военнослужащих 1) соблюдать Конституцию и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также соблюдать требования общевоинских уставов; 2) принять военную присягу в установленном порядке; 3) точно и в срок выполнять приказы командиров (начальников); 4) участвовать в составе воинских частей и подразделений Вооруженных Сил, объединенных (коалиционных) вооруженных сил в соответствии с международными договорами в вооруженных конфликтах; 5) быть дисциплинированным, бдительным и не допускать разглашения государственных секретов; 6) соблюдать условия контракта о прохождении воинской службы; 7) при исполнении обязанностей воинской службы носить военную форму одежды с соблюдением правил ее ношения; 8) соблюдать требования и выполнять нормативы по физической подготовке, утверждаемые руководителями уполномоченных органов; 9) уметь применять вверенные ему оружие, вооружение и военную технику, обеспечивать его сохранность и правильную эксплуатацию. 2. Обязанности должностных лиц Вооруженных Сил определяются общевоинскими уставами. 3. Военнослужащий по контракту в течение месяца после поступления на воинскую службу обязан на период прохождения воинской службы передать в доверительное управление находящиеся в собственности военнослужащего акции (доли участия в уставном капитале) коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих ему, а также иного имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. 4. Законами Республики Казахстан о военном и чрезвычайном положении на военнослужащих могут быть возложены иные обязанности.
Статья 8. Ограничения прав военнослужащих, связанные с прохождением воинской службы Военнослужащий не вправе: 1) быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления, состоять в политических партиях, профессиональных союзах, религиозных объединениях, выступать в поддержку какой-либо политической партии; 2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, не препятствующей исполнению обязанностей воинской службы; 3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы; 4) быть представителем по делам третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных законами; 5) использовать в неслужебных целях военное имущество и другие средства обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию; 6) организовывать и участвовать в забастовках, пикетировании и иных акциях протеста; 7) использовать свое служебное положение в корыстных целях, в том числе путем сговора с должностными и иными лицами; 8) занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой).
Глава 2. ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Статья 9. Подготовка граждан к воинской службе 1. Подготовка граждан к воинской службе - это комплекс обязательных мероприятий, проводимых государственными органами с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях их обучения основам воинской службы, а также с военнообязанными в целях подготовки и переподготовки по военно-техническим и другим военным специальностям для прохождения воинской службы. 2. Подготовка граждан к воинской службе включает в себя: 1) начальную военную подготовку; 2) военную подготовку по дополнительным образовательным программам; 3) подготовку по военно-техническим и другим специальностям; 4) военную подготовку по программе офицеров запаса. 3. Подготовка граждан к воинской службе организуется и обеспечивается государственными органами в соответствии с Правилами подготовки граждан к воинской службе, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. 4. Руководители организаций обязаны обеспечить возможность прохождения допризывниками и призывниками подготовки к воинской службе.
Статья 10. Начальная военная подготовка 1. Начальная военная подготовка проводится с гражданами в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования. 2. Граждане, подлежащие призыву и не прошедшие начальную военную подготовку, проходят ее перед призывом на срочную службу в соответствии с Правилами подготовки граждан к воинской службе. 3. Порядок организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 11. Военная подготовка граждан по дополнительным образовательным программам в организациях образования 1. Военная подготовка граждан по дополнительным образовательным программам производится в организациях образования, реализующих программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. 2. Порядок прохождения военной подготовки и обеспечения воспитанников всеми видами довольствия определяется Правилами подготовки граждан к воинской службе.
Статья 12. Подготовка граждан по военно-техническим и другим военным специальностям 1. Подготовка по военно-техническим и другим военным специальностям производится в специализированных организациях Министерства обороны на безвозмездной основе в соответствии с потребностью Вооруженных Сил и на возмездной основе с полным или частичным возмещением расходов на обучение. При частичном возмещении расходов на обучение за счет Министерства обороны осуществляется проведение учебных стрельб и обеспечение горюче-смазочными материалами. 2. На безвозмездной основе к подготовке по военно-техническим и другим военным специальностям привлекаются граждане, годные по состоянию здоровья к воинской службе, в возрасте от семнадцати лет шести месяцев до двадцати шести лет, подлежащие призыву на срочную службу после окончания или зачисляемые в мобилизационный резерв. Разнарядка на подготовку младших специалистов формируется уполномоченным органом. 3. На возмездной основе к подготовке по военно-техническим и другим военным специальностям привлекаются: военнообязанные, годные по состоянию здоровья к воинской службе, для прохождения воинской службы по контракту; граждане в возрасте от двадцати двух до двадцати семи лет, годные или ограниченно годные по состоянию здоровья к воинской службе, в том числе имеющие отсрочку от призыва на воинскую службу, для обучения по программам подготовки военно-обученного резерва. 4. Подбор и направление граждан для обучения по программам подготовки военно-обученного резерва в специализированных организациях Министерства обороны осуществляются местными органами военного управления. 5. Государственный заказ на подготовку военно-обученного резерва на базе специализированных организаций Министерства обороны по подготовке военно-обученного резерва в местные органы военного управления доводит мобилизационный орган Министерства обороны на основании заявок, представленных руководством специализированных организаций Министерства обороны. 6. Началом обучения гражданина по программе подготовки военно-обученного резерва считается дата издания приказа руководителя специализированной организации Министерства обороны по подготовке военно-обученного резерва о его зачислении. 7. Срок обучения граждан в специализированных организациях Министерства обороны по подготовке военно-обученного резерва устанавливается в зависимости от специальности, получаемой по программе подготовки военно-обученного резерва. 8. Окончанием обучения считается дата издания приказа руководителя специализированной организации Министерства обороны по подготовке военно-обученного резерва о завершении подготовки. 9. Форма сертификата о завершении обучения по программе подготовки военно-обученного резерва и программы подготовки военно-обученного резерва утверждаются Министром обороны Республики Казахстан. 10. Выдача военных билетов гражданам по завершении обучения осуществляется в установленном местными органами военного управления порядке. Основанием для выдачи военного билета является сертификат о завершении обучения по программе подготовки военно-обученного резерва. 11. На время прохождения занятий в специализированных организациях Министерства обороны работодатели обязаны предоставить работникам, проходящим обучение в указанных организациях, учебные отпуска. 12. За гражданами в период обучения по программе подготовки военно-обученного резерва сохраняется место работы (должность). В этот период они не могут быть уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации юридического лица, а также отчислены из организации образования по инициативе руководителя организации образования.
Статья 13. Военная подготовка граждан по программе офицеров запаса в организациях высшего образования 1. Военная подготовка граждан по программе офицеров запаса проводится в соответствии с разнарядкой Министерства обороны, исходя из мобилизационной потребности Вооруженных Сил. 2. Гражданам, окончившим полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса, присваивается воинское звание «лейтенант запаса» в порядке, определенном Правилами прохождения воинской службы. 3. Порядок прохождения военной подготовки граждан по программе офицеров запаса определяется Правилами подготовки граждан к воинской службе.
Статья 14. Всеобщее военное обучение граждан 1. В целях привлечения населения к мероприятиям гражданской обороны и подготовки необходимого контингента для комплектования Вооруженных Сил в военное время проводится всеобщее военное обучение: 1) мужчин - в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет включительно; 2) женщин, не имеющих детей или имеющих детей старше десяти лет, - в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет включительно. Всеобщее военное обучение граждан осуществляется местными органами военного управления по месту работы, учебы и жительства граждан. 2. Программа всеобщего военного обучения утверждается Правительством Республики Казахстан. 3. Министерство обороны разрабатывает программу и осуществляет контроль за мероприятиями по всеобщему военному обучению граждан.
Глава 3. ВОИНСКИЙ УЧЕТ. ПРИПИСКА ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ
Статья 15. Воинский учет 1. Воинскому учету подлежат военнообязанные и призывники, за исключением: 1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности; 2) лиц, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Законом; 3) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; 4) постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан. 2. Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства местными органами военного управления, а в населенных пунктах, где их нет, воинский учет обеспечивают акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов. 3. Правила воинского учета военнообязанных и призывников утверждаются Правительством Республики Казахстан. 4. Военнослужащие, проходящие воинскую службу в Вооруженных Силах, подлежат учету в соответствующих органах военного управления (органах управления), воинских частях (частях) и учреждениях в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 16. Приписка граждан к призывным участкам 1. Приписка граждан к призывным участкам - это мероприятия воинского учета, проводимые соответствующими местными исполнительными органами совместно с местными органами военного управления для постановки на воинский учет допризывников. 2. Приписке к призывным участкам подлежат граждане Республики Казахстан мужского пола, которым в год приписки исполняется семнадцать лет. 3. Приписка граждан к призывным участкам и медицинское освидетельствование организуются и обеспечиваются акимами областей (города республиканского значения и столицы), районов (городов областного значения) в порядке, определяемом Правилами воинского учета военнообязанных и призывников и Правилами проведения военно-врачебной экспертизы, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. 4. Граждане при приписке к призывным участкам для установления степени годности к воинской службе проходят медицинскую комиссию в порядке, определенном Правилами проведения военно-врачебной экспертизы. Граждане, прошедшие медицинскую комиссию, решением комиссии по приписке принимаются на воинский учет призывников. Граждане, признанные военно-врачебной комиссией не годными к воинской службе с исключением с воинского учета, на воинский учет не принимаются. 5. Граждане освобождаются от работы (учебы) на время, необходимое для выполнения обязанностей, связанных с постановкой допризывников на воинский учет, с сохранением за ними места работы (учебы), занимаемой должности и средней заработной платы. 6. Для проведения приписки граждан к призывным участкам в районах (городах областного значения) решением местных исполнительных органов (акиматов) района (города областного значения) образуются приписные комиссии в составе: 1) председателя комиссии - заместителя руководителя местного исполнительного органа (акима) района (города областного значения); 2) заместителя председателя комиссии - начальника местного органа военного управления района (города областного значения); членов комиссии: 3) заместителя начальника соответствующего территориального подразделения органов внутренних дел; 4) заместителя начальника соответствующего местного органа государственного управления здравоохранением - председателя медицинской комиссии; Персональный состав районной (городской) комиссии по приписке, порядок проведения и обеспечения этой работы ежегодно утверждаются решением руководителя местного исполнительного органа (акима) района (города областного значения).
Статья 17. Обязанности должностных лиц, государственных органов, организаций, военнообязанных и призывников по выполнению Правил воинского учета военнообязанных и призывников 1. Акимы поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, а также руководители организаций, в которых работают военнообязанные и призывники, в пределах своей компетенции обязаны: 1) оповещать военнообязанных и призывников о вызове их в местные органы военного управления; 2) Исключен в соответствии Законом РК от 08.01.13 г. № 64-V (введен в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.) 3) предоставлять в соответствующие местные органы военного управления районов (городов областного значения) документы, подтверждающие количественный и качественный состав военнообязанных, призывников и допризывников; 4) обеспечивать доставку граждан из других местностей в местные органы военного управления районов (городов областного значения) при проведении приписки допризывников и призыве граждан на воинскую службу. 2. Местные органы военного управления в пределах своей компетенции обязаны осуществлять контроль за соблюдением Правил воинского учета военнообязанных и призывников государственными учреждениями, организациями, военнообязанными и призывниками. 3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от выполнения воинской обязанности. 4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в течение семи рабочих дней сообщать местным органам военного управления районов (городов областного значения) об изменении военнообязанными и призывниками фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты и места рождения, а также о случаях регистрации смерти военнообязанного или призывника. 5. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в течение семи рабочих дней сообщать местным органам военного управления районов (городов областного значения) о военнообязанных и призывниках, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие, а суды - о военнообязанных и призывниках, в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |