|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
КАК СПИСАТЬ ОС ПО ОСТАТОЧНОЙ БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ?
На балансе компании имеются ОС (автотранспорт) в количестве 42 штук, по остаточной стоимости в среднем 95 000 тенге каждая. Как списать ОС, по остаточной балансовой стоимости или провести аукцион, что крайне не выгодно нашей компании, т.к. затраты на проведение аукциона, а также наем независимых экспертов превысит стоимость имеющегося а/транспорта. Имеем ли компания право просто списать ОС по балансовой стоимости а/транспорта и как правильно это сделать? (Нормативные акты ссылки на соответствующее Законодательство)
Нормативная база. Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Правительства РК отсутствует раздел о порядке учета ОС. Так же, при проведении оценки основных средств, привлечение независимых экспертов (оценщиков), имеющих лицензии, требуется только в случае оценки недвижимого имущества и земли, в остальных случаях эту работу должны производить постоянно-действующая инвентаризационная комиссия, утвержденная приказом первого руководителя. Правила списания основных средств, в том числе автотранспорта, описаны в Правилах бухгалтерского учета государственных учреждений, утвержденных приказом Министра финансов РК. В них, в частности говорится: «Для определения непригодности объектов основных средств вследствие физического и морального износа, в результате стихийных бедствий и аварий, за исключением оружия, военной техники, оборонных объектов и иного военного имущества, не используемого в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РК, неэффективности проведения их ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств приказом руководителя государственного учреждения создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят: заместитель руководителя государственного учреждения (председатель комиссии), главный бухгалтер или его заместитель (в случае его отсутствия по штатному расписанию должности главного бухгалтера лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств, при списании отдельных видов основных средств в состав комиссии также включаются соответствующие специалисты (эксперты), представитель дорожной полиции (при списании автотранспортных средств). Постоянно действующая комиссия производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, привлекая при этом техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также использует данные бухгалтерского учета и устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию. Комиссия устанавливает причины списания (износ, реконструкция, авария и другие причины списания), определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, производит их оценку и составляет акт на списание объектов основных средств. Списание пришедших в негодность основных средств оформляется актами установленных форм Материалы, полученные от разборки отдельных объектов основных средств и оставленные для хозяйственных нужд государственного учреждения, переквалифицируются в запасы. Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат сдаче в специализированные предприятия, а детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта другого оборудования, подлежат сдаче организациям, на которые возложен сбор такого сырья. Списанные с баланса детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, учитываются в соответствии с установленным порядком. В случае нарушения действующего порядка списания с баланса основных средств, а также бесхозяйственного отношения к материальным ценностям (уничтожение, сжигание, утеря) виновные в этом лица привлекаются к ответственности в установленном законодательством порядке. Акт на списание автотранспортных средств применяется для оформления списания автотранспорта. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, утверждается ИП или руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта, с документом, подтверждающим снятие с учета в органах дорожной полиции, передается в бухгалтерскую службу, второй экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации запасов и металлолома, оставшихся в результате списания». Комментарии. Даже для списания государственного имущества, которым является имущество государственных учреждений, не говорится об обязательности проведения аукциона. Почему вы пишете об аукционе? Может такие условия записаны в вашей учетной политике? По моему мнению, списание ОС с баланса предприятия осуществляется по решению первого руководителя и в порядке, предусмотренном его учетной политикой. В отношении автотранспортного средства обязательным условием является получение документа о снятии его с учета в органах дорожной полиции. А порядок проведения процедуры списания можно, по-моему, проводить так, как записано в Правилах бухучета госучреждений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |