|
|
|
23.12.2013 Мажилисмен Н.Абдиров: за госзакупки будут персонально отвечать министры и акимы - Министры и акимы, как основные потребители и реализаторы, администраторы исполнения госбюджета, должны нести персональную ответственность за проведение госзакупок, - сказал ИА Zakon.kz депутат Мажилиса Парламента РК Нурлан Абдиров.
Депутат пояснил, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок», одобренный в двух чтениях Мажилисом и уже направленный в Сенат, возложит огромную ответственность за проведение конкурсов на первых руководителей госорганов и акимов областей.
- Они будут возглавлять конкурсные комиссии. До этого их возглавляли заместители, кто-то еще. Теперь будет стоять вопрос именно о первом руководителе. Для чего? Сегодня одна из самых серьезнейших проблем, которая, на мой взгляд, влияет на качество проведение тендеров - так называемые «откаты». Это называют по-разному, но факт остается фактом. Это уже, к большому сожалению, есть в нашей жизни, - говорит депутат Абдиров.
- Нурлан Мажитович, вы считаете, данная мера поможет избежать коррупционных скандалов в сфере государственных закупок?
- Сейчас мне самому интересно посмотреть, как же изменится ситуация. А мы обязательно будем смотреть на статистику. То есть, какая была до того, как сегодня происходит, когда не акимы отвечают, и как будет теперь. На две вещи я лично буду смотреть. Первое - стал ли лучше реализовываться бюджет, у нас же идет неосвоение. Неосвоение происходит в силу разных обстоятельств. Либо очень качественно проводится тендер и действительно какие-то «левые» компании и потенциальные поставщики отсеиваются. В результате конкурс не состоялся и т. д. Но бывает и по-другому, известны различные схемы, и на них надо смотреть. Раз - конкурс не состоялся, второй раз - не состоялся, а потом берут из одного источника. Сегодня финансовая полиция очень внимательно за всем этим следит. У них есть ситуационный центр. Каждый такой тендер у них, скажем так, «на крючке». Поэтому, я думаю, будет возможность видеть, что происходит. И второе. Статистика - это количество преступлений в этом секторе. Поэтому мы посмотрим на это. Я не обольщаюсь, но мне интересно - это посмотреть. Это, конечно, не самая
последняя возможность, но это, мне кажется, один из рычагов влияния, который дает шанс переломить ситуацию в лучшую сторону.
- Много споров вокруг того, что победителем в конкурсе госзакупок часто становятся компании, предлагающие наименьшую цену. Зачастую наименьшая цена - это еще и низкое качество. Как быть в этом случае?
- У нас, по сути, сейчас идет выстраивание новой модели. А вообще, у нас сейчас главный критерий, против которого мы (депутаты - ред.) сейчас тоже возражаем - низшая цена. Ведь сейчас не редко, не хочу говорить, как правило, демпингуют. Цена упала, зачастую это связано со строительством, а потом цена начинает расти, расти… Сотни причин придумывают. В итоге стоимость, которая была на этапе, когда объявлялся тендер, и (стоимость - ред.) конечного продукта - порой разница очень существенная. Есть такая поговорка: «скупой платит дважды», и нередко это звучит, и коллеги об этом говорят, и на это надо обращать внимание. Не всегда низшая цена - это хорошо. Ведь есть цена чуть-чуть подороже, но качество лучше, долговечнее, дольше сохраняет те свои качества и параметры, ради которых этот выбор был сделан. Одно такое изъятие мы внесли. Оно касается детского дошкольного питания. Детские государственные дошкольные учреждения: там будут закупаться продукты, естественно, соответствующего качества, невзирая на цену. Положение, связанное с наименьшей ценой, на них распространяться не будет. Я считаю, это важно. Может, со временем этот круг мы будем расширять, исходя из целесообразности. Но, наверное, этот путь надо пройти.
- СМИ только успевают писать о задержании очередного чиновника, причем не самого низкого ранга. Почему за последние годы, государственный бюджет стал «лакомым кусочком» для коррупционеров?
- Я являюсь членом республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан», как председатель правого совета при партии «Нур Отан». Я могу сказать, что мы достаточно много этой темой занимаемся. Действительно, сегодня в лидерах, к большому сожалению, те структуры государства, где реализуются деньги из бюджета. В каждой стране подобные поползновения на бюджет есть. Задача правоохранительных органов, финансовой полиции - уберечь бюджет от разворовывания.
- Нурлан Мажитович, как вы считаете, аким должен нести ответственность за то, что происходит в регионе?
- Сложный вопрос. С легкостью можно сказать: «Да!» Но здесь надо смотреть на следующее: если речь идет о его непосредственных заместителях - это зона ответственности акимов. Это - мое личное мнение. А в отношении того, что руководители структурных подразделений и т.д., у них, как правило, есть кураторы. То есть те же заместители руководителя, они курируют какие-то конкретные структурные подразделения. Потому что охватить все невозможно. В противном случае, в год акимов или министров будем пачками менять. Но это тоже надо исходить из того, насколько это оправдано с точки зрения выстраивания государственной службы.
- Спасибо за интервью!
Айнур Коскина, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |