|
|
|
17.01.2014 МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ УЗУРПАЦИЯ? Сегодня в связи с принятием нового законопроекта профсоюзным организациям не до защиты прав трудящихся. О том, что сулит модернизация законодательства, за круглым столом «Вечерке» рассказали председатель Алматинского союза профсоюзов Кенжебек Омарбаев и генеральный секретарь Конфедерации труда, председатель профсоюза работников транспорта и автодорог Казахстана Мурат Машкенов
Обязательное членство
- Расскажите, с чем связана модернизация законодательства о профсоюзах и какие изменения она за собой повлечет?
Кенжебек ОМАРБАЕВ:
- Начнем с того, что профсоюзы - это общественные организации, которые защищают рабочий класс, помогают решать социально-экономические вопросы, следят за соблюдением законов в отношении рабочих. В этом плане Алматинский союз профсоюзов объединяет все отраслевые профсоюзы в городе и Алматинской области. Сегодня в наших рядах 20 таких организаций и 220 тысяч членов профсоюза. Проблема в том, что сегодня, когда работодатель в основном представлен частными структурами, имеется большая потребность в создании профсоюзов. Но, к сожалению, многие руководители фирм не хотят создавать подобные общественные объединения, считая их лишней головной болью. В то время как мы работаем над решением этой проблемы, на горизонте возникли новые, в виде проекта закона о профсоюзах. В принципе, существующий ныне Закон о профсоюзах, принятый еще в 1993 году, не так уж и плох. Однако был один момент, который требовал особого внимания. Так, к примеру, сегодня, прежде чем человек приступает к работе, он заключает трудовой договор с работодателем, в фирмах, где есть профсоюзы, заключаются коллективные договоры. Но, к сожалению, в настоящее время не до конца выполняются некоторые позиции коллективных договоров, и руководитель компании не несет за это никакой ответственности. Происходит так, что многие руководители предприятий под нажимом заключают трудовые договоры, но не исполняют их впоследствии. Работники более-менее защищены на тех предприятиях, где существуют профсоюзы. Однако очень много трудящихся обращаются к нам со стороны, и мы им помогаем. Так что, по моему мнению, в новом законопроекте можно было бы остановиться на этом моменте поподробнее. Но вместо подвижек в этом вопросе проект, напротив, ухудшает положение профсоюзных организаций. - Каким образом модернизация может ухудшить положение общественных организаций?
К. О.:
- К примеру, в нем говорится об обязательном членстве в Федерации профсоюзов Казахстана. Но, позвольте, профсоюз - это общественная организация, так что о каком обязательном членстве может идти речь? Также в новом законопроекте говорится о том, что профсоюзы должны создаваться по отраслевому принципу и подчиняться Федерации профсоюзов. Но кто же тогда будет создавать территориальные организации? Еще одним новшеством стало и то, что теперь отраслевой профсоюз должен охватить своим членством половину областей республики. Однако как можно людей заставить вступать в профсоюзы? Посему значит, что кроме федерации в стране не будет никаких других профсоюзов. Помимо этого, если в новом законопроекте сказано, что профсоюзы должны создаваться по отраслевому принципу, как быть с самозанятым населением, малым и средним бизнесом? Кто будет их защищать? Таким образом, получается, что новый документ узурпирует всю власть в руках федерации. Поэтому мы против такого закона и считаем, что обязательно должен быть территориальный принцип создания профсоюзов. Мы свои предложения не раз направляли в Министерство труда и социальной защиты РК, встречались с министром, однако они так и не были приняты на рассмотрение. Обострение отношений - А с чего вдруг возникла идея такой «перезагрузки» законодательства?
Мурат МАШКЕНОВ:
- Дело в том, что на юбилейном совещании, посвященном 20-летию Казахстана, Президент Нурсултан Назарбаев в своем обращении к парламенту заявил о необходимости социальной модернизации. Ровно через год это обращение материализовалось в его программном документе «20 шагов навстречу обществу всеобщего труда». Тем самым глава государства обратился к народу и дал конкретные поручения правительству. Все это было связано с тем, что к 2011 году состояние дел в сфере трудовых отношений обострилось до предела. Вы помните события в Жанаозене, ВКО, Карагандинской области и других областях республики? Произошел накал в социально-трудовых отношениях между наемными работниками и работодателями из-за проблем с оплатой и условиями их труда, которые требовали разрешения. Более того, серьезной критике была подвергнута деятельность крупнейшего профсоюзного центра - Федерации профсоюзов Казахстана, которая, по оценке главы государства, «не соответствует требованиям времени, так как строится по отраслевому принципу «советского образца». Учитывая это, Президент поставил задачи Правительству РК о необходимости модернизации в социальной сфере в целом. В их числе были даны поручения о необходимости модернизации профсоюзных институтов, совершенствования их законодательной базы, в которой «неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение». Прежний закон 1993 года не отражал таких понятий, как коллективный договор, социальное партнерство и так далее. Однако поручения, данные правительству, материализовались только выходом в свет известного проекта закона о профсоюзах, а также рядом поправок в другие законодательные акты по вопросам ужесточения мер наказания в сфере трудовых отношений. Появившийся на свет проект закона, вопреки нашим ожиданиям, привел не к порядку в наших рядах, а сумятице. По идее понятие «модернизация», в какой бы отрасли или сфере применения оно ни использовалось, подразумевает под собой совершенствование. Мы ожидали увидеть в этом законе расширение прав и гарантий профессиональных союзов, которые могли бы защищать реального человека труда. Сегодня, если заглянуть в Трудовой кодекс, то можно увидеть, что у профсоюзов даже нет прав и гарантий деятельности в области охраны труда, коллективных переговоров. Помимо профсоюзов, при заключении коллективных договоров интересы работников могут представлять «иные представители», правда, непонятно, какие. Поэтому мы хотели, чтобы в новом законе права профсоюзов были реальными и чтобы мы стали равными социальными партнерами, а не декларативными и формальными на всех уровнях сложившейся системы социального партнерства - от коллективного договора на предприятии до генерального соглашения с Правительством РК. В противовес международному праву
М. М.:
- Теперь же получается, что новый законопроект противоречит Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, гражданских и культурных правах граждан. Он также вошел в противоречие с тремя основополагающими конвенциями Международной организации труда - № 87, 98, 135 в области прав граждан на объединение, ратифицированных нашей республикой. С точки зрения права это означает, что нормы международного права, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед законами республики. В Конституции Казахстана также сказано о недопустимости вмешательства в дела профсоюзов государственными органами. Точно так же, как и мы не можем вмешиваться в дела госорганов. Положения статей Конвенции Международной организации труда предполагают свободу объединений и членства, то есть любой гражданин по своему усмотрению может создавать и вступать в профсоюз. Сегодня статья пятая нового проекта закона предусматривает только производственно-отраслевой принцип создания профсоюзов. Таким образом, закрывается дорога самозанятому населению (2,7 миллиона человек) и малому и среднему бизнесу (2 миллиона). Получается парадокс: работники предприятий и учреждений, не имеющие принадлежности к конкретной отрасли производства (МСБ) и не имеющие по вертикали своего социального партнера (вышестоящего отраслевого министерства), по новому закону не вправе создавать профсоюзы. Мы практики и знаем требования работников Комитета регистрационной службы Минюста. Какие бы права на свободу объединения (статья 4 проекта закона) ни расписывались, о какой бы множественности на создание профсоюзов ни декларировалось ими, эти государственные чиновники будут регистрировать только те профсоюзы, чей статус будет соответствовать требованиям главы 3 проекта. Все остальное - банальные разговоры разработчиков этого документа. Мы, в свою очередь, предложили, чтобы членство в профсоюзах было расширено по профессиональному, территориальному и производственно-отраслевому принципам. Поскольку, согласно нормам международного права, это право принадлежит самим гражданам и законами не регламентируется, включая требования к уставам профсоюзов. В ряде стран мира вообще не существует таких законов о профсоюзах, а общественные организации успешно защищают граждан. Теперь поговорим о том, что статья 5 Конституции Казахстана запрещает вмешательство в дела общественных объединений (в том числе профсоюзов). Однако разработчики нового закона в статье 9 обязывают указывать членство в соответствующем объединении профсоюза. Этой статьей проекта в административном порядке предписано указывать в Уставе профсоюза членство в отраслевом профсоюзе, республиканском объединении профсоюзов. Если учесть, что устав является одним из главных документов при регистрации профсоюза, все становится понятным. В соответствии с этим законом, принимая устав, ты обязан указать, где состоишь, что в корне противоречит всем вышеуказанным нормам международного права. Теперь получается, что действующие структуры должны войти в состав своих отраслевых профсоюзов или же Алматинский союз профсоюзов превратится в филиал федерации. Кроме того, статьей 10 проекта также предусматриваются следующие действия: если по истечении шести месяцев со дня регистрации организации не подтвердят свой статус, они будут ликвидированы. Также расписывается такое понятие, как отраслевой профсоюз - это организация, членство в которой должно быть более половины областей или более половины числа работающих в отрасли. Республиканское объединение должно охватывать отраслевыми профсоюзами более половины областей. Причем учредителями федерации не могут выступать областные советы, Алматинский союз профсоюзов, а только отраслевые профсоюзы. В связи с этим возникает вопрос, каким образом Минюст мог согласовать данный законопроект, перед тем как передать его в правительство и парламент? Как вообще можно рассматривать данный законопроект, противоречащий международному праву? По существу, он содержит все признаки монополизма Федерации и построен по принципу жесткой централизации всех профсоюзов Казахстана. Равноправие партнеров - Что вы собираетесь предпринимать в данном случае?
М. М.:
- На сегодняшний день только депутаты, правительство и Президент обладают правом законодательной инициативы. Поэтому мы сейчас дадим обоснования и найдем группу депутатов, разделяющих наши позиции, которые внесут законодательную инициативу по поводу законопроекта. Иначе получается, что вместо модернизации в социальной сфере, о которой говорил Лидер нации, мы вносим сумятицу и ломаем существующую структуру. Все эти действия по существу означают монополию Федерации, которая уже подготовила положение о реформировании и модернизации финансовой политики. Они уже смело пишут письма в правительство с просьбой выделить деньги из бюджета для улучшения служб охраны труда и безопасности на производстве. Обращаются в налоговые органы и парламент, для того чтобы пересмотреть налогообложение санаторно-курортных объектов, для увеличения доходности и пополнения собственного кармана. По моему мнению, таким образом, идет сращивание общественных организаций с госорганами, и в этом случае необходимо внести поправки в Основной закон. В своих предложениях мы также просили о том, чтобы нам было предоставлено право законодательной инициативы. Напомню, раньше республиканские общественные объединения имели такое право. Все это необходимо для того, чтобы в системе социального партнерства мы были равными. Однако на деле получается так, что механическим принятием закона и силовым давлением пытаются оставить из 26 профсоюзов только 10 отраслевых, а 15 территориальных органов без спроса превратить в филиалы федерации, как будто речь не о живых людях, а о товарах широко спроса. В этом случае централизация дает плюс только в денежном отношении. Просто кому-то не дают покоя накопления 800 организаций, которые хотят подвести под одну структуру. Однако прежде чем принимать законопроект, необходимо было провести анализ отрасли, поговорить с представителями профсоюзов и, наконец, спросить: а вы узнали у людей, чего они хотят? Вместо соблюдения принципов профсоюзной солидарности, использования методов убеждения, создания команды единомышленников в ход пошел банальный административный ресурс. Предпринимателей можно «уговорить» вступить в Национальную палату предпринимателей, но заставить их платить взносы из собственного кармана да еще профсоюзам, которым они не доверяют и не знают, бесполезно. Это не пахнет модернизацией, а будет закатом профсоюзов и расцветом неформальных объединений.
К. О.:
- В свое время Лидер нации сказал, что надежным партнером государства являются профсоюзы. Но, исходя из законотворчества, получается, что партнера государство видит только в лице федерации. Выступая против нововведений, мы никоим образом не выступаем против исполнительной власти. Мы тоже хотим, чтобы в нашей стране все люди жили в мире и согласии, но все должно быть в пределах закона и профсоюзы должны иметь возможность защищать простой рабочий класс.
М. М.:
- Законопроект еще находится на рассмотрении, но мы уже наблюдаем факты применения административного ресурса. Председатели отраслевых профсоюзов уже жалуются на то, что на них оказывается давление по поводу выхода из одних структур и вступления в другие. В конце прошлого года мы провели внеочередной съезд Конфедерации труда, на котором обобщили все озвученные предложения и направили их в парламент. Более того, мы направили открытое письмо в адрес главы государства, поскольку считаем что без его вмешательства ситуация не изменится. - Кстати, как вы восприняли продолжение реформы пенсионной системы?
М. М.:
- В пенсионной реформе есть несколько моментов. Один из них касается повышения пенсионного возраста женщин до 63 лет, который Указом Президента был отложен на пять лет. Я скажу, что мы однозначно против такого повышения. Но положительным считаем решение по поводу доплаты работникам, занятым тяжелым трудом, на вредном производстве и выплаты в период декретного отпуска. В тему Пока верстался номер, в редакцию «Вечерки» пришло письмо от алматинского профсоюза работников культуры «Руханият». В документе за подписью председателя Владимира Курочкина говорится о том, что алматинский профсоюз работников культуры «Руханият» объединяет по Алматы 81 структурное подразделение организаций культуры, спорта и полиграфии. На протяжении всего времени, выполняя уставные требования по защите трудовых прав и социальных гарантий членов профсоюза, общественное объединение добилось стабильности в трудовых отношениях, не допустив индивидуальных и трудовых споров в организациях культуры, спорта. Однако в последнее время в связи с обсуждением в мажилисе проекта нового закона о профсоюзах уполномоченные органы отрасли культуры в лице Комитета по культуре Министерства культуры и информации направили в подведомственные организации «Шұғыл!». В документе предлагается срочно и в быстром порядке создать профсоюзные организации и заключить коллективные договоры. Назначенный исполкомом республиканского отраслевого профсоюза председатель Алматинского городского филиала культуры, используя административный ресурс работодателей, предлагает членам профсоюза «Руханият» написать заявление о выходе из организации и вступлении в созданный филиал республиканского профсоюза. Такая, с позволения сказать, деятельность административных чиновников идет в нарушение Конституции РК и подпадает под действие Административного и Уголовного кодекса РК в части вмешательства в дела общественной организации. Кроме того, изначальная идея усиления защитной функции профсоюзами человека труда на деле, с принятием нового закона в нередактированном виде, сыграет отрицательную роль.
Ирина ТУЛИНОВА Тел. 292-74-08 Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |