А. Капаева, консультант по налогам
НА КАКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ НЕОБХОДИМО ССЫЛАТЬСЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПА?
Компания недропользователь, для приобретения товаров, работ и услуг обязана, согласно Правил, проводить процедуру закупа (т.е. способом открытого конкурса, способом ценовых предложений либо из одного источника.) В случае закупа ТРУ без проведения данных процедур эти расходы идут на вычеты по КПН( желательно с ссылками на законодательные акты)? И как быть с нерезидентами, есть определенные виды услуг, которые могут закупаться только у нерезидентов, но электронная система не может их регистрировать, т.к. у них нет БИНа в РК и соответственно они не могут принимать участие в конкурсе?
Положения НК. В соответствии с пунктом 1, 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
При этом согласно подпункту 1 статьи 115 Кодекса вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.
Согласно статье 111 Налогового кодекса расходы, фактически произведенные недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, на геологическое изучение, разведку, подготовительные работы к добыче полезных ископаемых, включая расходы по оценке, обустройству, общие административные расходы, суммы выплаченного подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, затраты по приобретению и (или) созданию основных средств и нематериальных активов, за исключением активов, указанных в подпунктах 1-1, 2 - 5, 7 - 11, 11-1, 12 и 13 пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса, и иные расходы, подлежащие вычету в соответствии с настоящим Кодексом, образуют отдельную группу амортизируемых активов.
Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений с момента начала добычи после коммерческого обнаружения полезных ископаемых. Сумма амортизационных отчислений исчисляется путем применения нормы амортизации, определяемой по усмотрению недропользователя, но не выше 25 %, к сумме накопленных расходов по группе амортизируемых активов, предусмотренной настоящим пунктом, на конец налогового периода.
Также по статье 310 Налогового кодекса недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налогового обязательства по контрактной деятельности в разрезе каждого контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебетного и выработанного месторождения (группы месторождений при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений в рамках одного контракта), определенного пунктом 4 статьи 307 настоящего Кодекса.
Для целей настоящей статьи следующие термины означают:
1) прямые доходы и расходы - доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, включая доходы и расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с конкретным контрактом на недропользование или внеконтрактной деятельностью;
2) косвенные доходы и расходы - доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с несколькими контрактами на недропользование и подлежат распределению только между такими контрактами на недропользование;
3) общие доходы и расходы - доходы и расходы недропользователя отчетного налогового периода, включая доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые связаны с осуществлением контрактной и внеконтрактной деятельности и не имеют прямой причинно-следственной связи с конкретным контрактом на недропользование и (или) внеконтрактной деятельностью и требуют распределения между ними
Вывод: В связи с изложенным, Налоговый кодекс для целей налогообложения и учета расходов недропользвателей не ссылается на иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие процедуры закупа товаров, работ и услуг недропользоватлеями. Считаю, что для целей налогового учета расходов недропользователи руководствуются нормами и требованиями Налогового кодекса.