|
|
|
Закон (с изменениями по состоянию на 13.01.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 11 апреля 2014 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению космической деятельности в Республике Казахстан.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) космодром - комплекс технических средств, устройств, зданий, сооружений и земельных участков, предназначенный для обеспечения подготовки и осуществления запусков космических объектов; 2) космический аппарат - техническое устройство, предназначенное для вывода в космическое пространство с целью исследования и (или) использования космического пространства; 3) национальные операторы космических систем - юридические лица, осуществляющие управление космическими системами и их эксплуатацию; 4) космическая система - совокупность функционально-взаимосвязанных орбитальных и наземных технических средств, предназначенных для решения задач в космическом пространстве; 5) космический ракетный комплекс - совокупность ракеты-носителя и технических средств, сооружений, технологического оборудования и коммуникаций, обеспечивающих прием, хранение, подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с космическим аппаратом; 6) космическое пространство - пространство, простирающееся за пределами воздушного пространства на высоте свыше ста километров над уровнем моря; 7) космическая деятельность - деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства для достижения научных, экономических, экологических, оборонных, информационных и коммерческих целей; 8) участники космической деятельности - физические и (или) юридические лица, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в соответствии с настоящим Законом; 9) проект в области космической деятельности - совокупность мероприятий по созданию космической техники и технологий, направленных на осуществление космической деятельности; 10) проект в области космической деятельности двойного назначения - проект в области космической деятельности, реализуемый как для решения социально-экономических задач, так и для целей обеспечения обороны и безопасности; 11) уполномоченный орган в области космической деятельности - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области космической деятельности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, - межотраслевую координацию; 12) космический объект - космический аппарат и (или) средство его выведения в космическое пространство и их составные части; 13) объекты космической отрасли - производственные объекты, здания, сооружения и другое недвижимое имущество участников космической деятельности, используемые при осуществлении космической деятельности; 14) космические услуги - услуги, оказываемые с использованием космической техники и технологий; 15) система высокоточной спутниковой навигации - функциональные дополнения глобальной навигационной спутниковой системы, включающие технические средства наземного и (или) космического базирования; 16) глобальная навигационная спутниковая система - космическая система, предназначенная для определения координатно-временных параметров (географических координат и высот, скорости и направления движения, времени) наземных, водных и воздушных объектов; 17) дистанционное зондирование Земли - процесс получения информации о поверхности Земли путем наблюдения и измерения из космического пространства собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы; 18) кандидат в космонавты Республики Казахстан (далее - кандидат в космонавты) - гражданин Республики Казахстан, прошедший предварительный отбор и направленный на подготовку для получения квалификации космонавта; 19) космонавт Республики Казахстан (далее - космонавт) - гражданин Республики Казахстан, прошедший подготовку, получивший документы о присвоении квалификации космонавта (космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта) и статуса космонавта; 20) спутниковая навигация - процесс решения задач навигации с использованием глобальной навигационной спутниковой системы для определения координатно-временных параметров объектов; 21) спутниковые навигационные услуги - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дополнительных (относительно стандартно предоставляемых глобальными навигационными спутниковыми системами) услугах по определению координатно-временных параметров объектов; 22) ракета-носитель - техническое устройство, предназначенное для вывода космических аппаратов в космическое пространство; 23) район падения отделяющихся частей ракет-носителей - земельный участок, на который падают (приземляются) отработавшие и отделившиеся в полете элементы и (или) фрагменты ракет-носителей; 24) транспондер космического аппарата - совокупность радиопередающих устройств, установленных на космическом аппарате и предназначенных для ретрансляции сигналов Земля - космос - Земля; 25) пусковые услуги - совокупность мероприятий по организации и осуществлению пусков ракет-носителей с целью вывода в космическое пространство космических аппаратов; 26) средство выведения - ракета-носитель, разгонный блок, авиационная ракетно-космическая система, предназначенные для вывода космических аппаратов в космическое пространство.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области космической деятельности 1. Законодательство Республики Казахстан в области космической деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы осуществления космической деятельности Принципами осуществления космической деятельности являются: 1) соблюдение национальных интересов, обеспечение обороны и национальной безопасности Республики Казахстан при осуществлении космической деятельности; 2) поддержка приоритетных направлений развития космической деятельности; 3) экономическое стимулирование космической деятельности; 4) возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государства, возникшего вследствие осуществления космической деятельности; 5) соблюдение экологических требований, требований в области технического регулирования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 6) соблюдение норм международного права в области космической деятельности; 7) эффективное и рациональное использование космического пространства и космической инфраструктуры Республики Казахстан; 8) стимулирование привлечения инвестиций в развитие космической деятельности при соблюдении государственных интересов Республики Казахстан.
Статья 4. Направления космической деятельности Космическая деятельность в Республике Казахстан осуществляется по следующим направлениям: 1) создание и использование объектов космической отрасли; 2) исследование космического пространства, планет и солнечно-земных связей; 3) дистанционное зондирование Земли; 4) координатно-временное и навигационное обеспечение; 5) создание и использование космических систем связи; 6) осуществление запусков космических объектов; 7) развитие национального рынка космических услуг и расширение космических услуг на мировом рынке; 8) международное сотрудничество Республики Казахстан в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Статья 5. Виды космической деятельности по созданию и использованию космической инфраструктуры В целях создания и использования космической инфраструктуры в Республике Казахстан осуществляются следующие виды космической деятельности: 1) научно-исследовательские разработки; 2) проектно-конструкторские и технологические разработки; 3) изготовление и испытание экспериментальных, опытных и коммерческих образцов космической техники; 4) техническая эксплуатация, ремонт и модернизация космической техники; 5) утилизация космических объектов и технических средств; 6) оказание космических услуг конечным потребителям.
Статья 6. Материальная и кадровая основы космической деятельности Материальной и кадровой основами космической деятельности Республики Казахстан являются: 1) научная, научно-технологическая и научно-экспериментальная базы; 2) проектно-конструкторская и производственная базы; 3) база по эксплуатации космической техники; 4) база по оказанию космических услуг конечным потребителям; 5) кадровый состав участников космической деятельности.
Статья 7. Финансирование космической деятельности Финансирование космической деятельности осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Государственное регулирование и контроль в области космической деятельности
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области космической деятельности Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области космической деятельности и организует их осуществление; 2) координирует вопросы международного сотрудничества Республики Казахстан в области космической деятельности; 3) утверждает порядок согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности; 4) утверждает порядок отбора кандидатов в космонавты и присвоения статуса кандидата в космонавты, космонавта; 5) принимает решения о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности; 6) определяет порядок выплаты единовременной компенсации кандидату в космонавты, космонавту при установлении инвалидности, наступившей в результате травмы, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, а также в случае его гибели (смерти) в связи с исполнением служебных обязанностей; 7) утверждает технические регламенты в области космической деятельности; 8) определяет мероприятия по развитию и экономической поддержке космодрома «Байконур»; 9) утверждает порядок предоставления транспондеров космических аппаратов физическим и (или) юридическим лицам; 10) определяет порядок планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли; 11) определяет порядок организации и предоставления спутниковых навигационных услуг национальным оператором системы высокоточной спутниковой навигации; 12) определяет по представлению уполномоченного органа в области космической деятельности национальных операторов космических систем, а также их задачи и функции; 13) утверждает правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве, правила создания и эксплуатации (применения) космических ракетных комплексов на территории Республики Казахстан; 14) определяет порядок утилизации космических объектов и технических средств, выведенных из эксплуатации; 15) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к деятельности в сфере использования космического пространства; 16) определяет порядок осуществления уполномоченным органом в области космической деятельности отраслевой экспертизы проектов в области космической деятельности; 17) утверждает порядок государственной регистрации космических объектов и прав на них; 18) утверждает форму регистра космических объектов; 19) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области космической деятельности 1. Уполномоченный орган в области космической деятельности (далее - уполномоченный орган): 1) обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности; 2) обеспечивает реализацию проектов и программ в области космической деятельности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 3) осуществляет государственное регулирование в области космической деятельности; 4) разрабатывает порядок согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности; 5) разрабатывает порядок отбора кандидатов в космонавты и присвоения статуса кандидата в космонавты, космонавта; 6) разрабатывает порядок выплаты единовременной компенсации кандидату в космонавты, космонавту при установлении инвалидности, наступившей в результате травмы, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, а также в случае его гибели (смерти) в связи с исполнением служебных обязанностей; 7) осуществляет лицензирование в сфере использования космического пространства; 8) разрабатывает квалификационные требования, предъявляемые к деятельности в сфере использования космического пространства; 9) осуществляет государственный контроль в области космической деятельности; 10) осуществляет отраслевую экспертизу проектов в области космической деятельности; 11) разрабатывает порядок государственной регистрации космических объектов и прав на них; 12) осуществляет государственную регистрацию космических объектов и прав на них; 13) ведет регистр космических объектов; 14) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) 15) разрабатывает и утверждает положение об отряде космонавтов Республики Казахстан; 16) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области космической деятельности; 17) осуществляет международное сотрудничество в области космической деятельности и представляет интересы Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах; В подпункт 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.) 18) организует разработку технических регламентов и национальных стандартов в области космической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; 19) разрабатывает порядок предоставления транспондеров космических аппаратов физическим и (или) юридическим лицам; 20) разрабатывает порядок планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли; 21) разрабатывает порядок организации и предоставления спутниковых навигационных услуг национальным оператором системы высокоточной спутниковой навигации; 22) представляет Правительству Республики Казахстан перечень юридических лиц для определения национальных операторов космических систем, а также их задач и функций; 23) разрабатывает правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве, правила создания и эксплуатации (применения) космических ракетных комплексов на территории Республики Казахстан; 24) разрабатывает порядок утилизации космических объектов и технических средств, выведенных из эксплуатации; 25) устанавливает порядок приемки результатов по завершенным проектам в области космической деятельности; 26) участвует в пределах своей компетенции в организации поисковых, аварийно-спасательных работ, а также в расследовании аварий при осуществлении космической деятельности; 27) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2. Функции уполномоченного органа по реализации проектов в области космической деятельности двойного назначения реализуются совместно с Министерством обороны Республики Казахстан.
Статья 10. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности 1. Проекты в области космической деятельности подлежат обязательной отраслевой экспертизе. 2. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом в целях определения целесообразности, технической возможности, экономической эффективности, а также соответствия законодательству Республики Казахстан, техническим регламентам и стандартам в области космической деятельности. 3. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности проводится в сроки, не превышающие тридцать рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган материалов по проекту. Повторная отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности, проводимая после устранения замечаний уполномоченного органа, выявленных при проведении первоначальной экспертизы, проводится в сроки, не превышающие двадцать рабочих дней. 4. Запрещается реализация проектов в области космической деятельности без положительного заключения отраслевой экспертизы в области космической деятельности.
Статья 11. Государственная регистрация космических объектов и прав на них 1. Государственной регистрации подлежат космические объекты: 1) принадлежащие физическим или юридическим лицам Республики Казахстан, а также права на данные космические объекты; 2) принадлежащие иностранным физическим или юридическим лицам, запускаемые в космическое пространство с территории Республики Казахстан. 2. Под государственной регистрацией космических объектов и прав на них, указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, понимается учет космических объектов, акт признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременения прав) на космический объект в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Под государственной регистрацией космических объектов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, понимается запись в регистре космических объектов без государственной регистрации прав на них. 3. Космические объекты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в соответствии с порядком государственной регистрации космических объектов и прав на них. Государственная регистрация осуществляется в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления в уполномоченный орган. 4. Права на космические объекты возникают с момента их государственной регистрации и подтверждаются свидетельством о государственной регистрации, выданным уполномоченным органом. В случае утраты свидетельства о государственной регистрации уполномоченный орган выдает заявителю дубликат указанного документа. Дубликат свидетельства о государственной регистрации выдается в соответствии с порядком государственной регистрации космических объектов и прав на них. 5. За государственную регистрацию и выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается сбор в порядке и размерах, определяемых налоговым законодательством Республики Казахстан. 6. Для государственной регистрации космического объекта и прав на него в уполномоченный орган представляются следующие документы: 2) копия правоустанавливающего документа на космический объект (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки); 3) копия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки); 4) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию космического объекта и прав на него. 7. Основаниями для отказа в государственной регистрации космического объекта и прав на него являются: 1) представление заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации; 2) представление заявителем документов, не соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан; 3) наличие обременения прав на космический объект, ограничивающих или исключающих распоряжение космическим объектом; 4) решение суда, вступившее в законную силу, ограничивающее или исключающее право распоряжения космическим объектом. 8. При отказе в государственной регистрации уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный мотивированный ответ с указанием причин отказа. 9. Отказ в государственной регистрации космического объекта и прав на него может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 10. При устранении оснований для отказа в государственной регистрации заявление на государственную регистрацию может быть подано повторно. 11. После осуществления государственной регистрации, а также при представлении уполномоченному органу заявителем документов, подтверждающих факт уничтожения или утилизации космического объекта, уполномоченным органом производится соответствующая запись в регистре космических объектов. См. Правила государственной регистрации космических объектов и прав на них.
Статья 12. Государственный контроль в области космической деятельности Государственный контроль в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом в форме проверки в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Глава 3. Осуществление космической деятельности
Статья 13. Лицензирование деятельности в сфере использования космического пространства Деятельность физических и юридических лиц в сфере использования космического пространства осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Статья 14. Научные исследования в области космической деятельности 1. Научные исследования в области космической деятельности включают фундаментальные и прикладные научные исследования и космические эксперименты, направленные на обеспечение научного сопровождения космической деятельности и разработку новых образцов космической техники и технологий. Научные исследования в области космической деятельности выполняются в рамках научных, научно-технических проектов и программ, которые координируются уполномоченным органом в области науки. Научные, научно-технические проекты и программы разрабатываются и реализуются под руководством уполномоченного органа с привлечением ученых, высококвалифицированных специалистов и научных работников, научных и общественных организаций, высших учебных заведений Республики Казахстан. 2. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, полученных при разработке космической техники и технологий, осуществляется в порядке, определяемом Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.
Статья 15. Создание космических систем и космических ракетных комплексов Создание космических систем и космических ракетных комплексов включает научные разработки, проектирование, изготовление, монтаж, строительство, испытание космических систем и космических ракетных комплексов, их составных частей, а также ввод в эксплуатацию.
Статья 16. Использование космической системы связи 1. Регулирование использования космической системы связи представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и технических мер, направленных на ее эффективное использование. 2. Космическая система связи предназначена для предоставления транспондеров космических аппаратов для нужд физических и (или) юридических лиц. 3. Национальный оператор космической системы связи обеспечивает техническую эксплуатацию космической системы связи и оказывает услуги по предоставлению транспондеров космических аппаратов физическим и (или) юридическим лицам в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан. 4. Национальный оператор космической системы связи по согласованию с уполномоченным органом в области связи взаимодействует с иностранными операторами космической связи в целях резервирования транспондеров национальных космических аппаратов, а также расширения зон покрытия национальными космическими аппаратами за пределами Республики Казахстан.
Статья 17. Использование космической системы дистанционного зондирования Земли 1. Космическая система дистанционного зондирования Земли предназначена для сбора пространственных данных о поверхности и структуре поверхности Земли, описания характера и временной изменчивости естественных природных параметров и явлений, природных ресурсов, окружающей среды, а также антропогенных факторов и образований в целях решения научных, социально-экономических, экологических и оборонных задач посредством космических съемок. 2. Национальный оператор космической системы дистанционного зондирования Земли планирует космические съемки, получает, обрабатывает и распространяет данные дистанционного зондирования Земли физическим и (или) юридическим лицам, государственным органам Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 18. Использование системы высокоточной спутниковой навигации 1. Система высокоточной спутниковой навигации предназначена для предоставления потребителям информации о целостности глобальной навигационной спутниковой системы, а также информации, позволяющей повысить точность определения координатно-временных параметров. 2. Национальный оператор системы высокоточной спутниковой навигации предоставляет спутниковые навигационные услуги на всей территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 19. Использование космических ракетных комплексов 1. Космические ракетные комплексы предназначены для запуска космических объектов в космическое пространство. 2. Запуски космических объектов с применением космических ракетных комплексов осуществляются при наличии положительного решения Правительства Республики Казахстан, принятого в соответствии с порядком согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности.
Глава 4. Космическая инфраструктура
Статья 20. Объекты космической инфраструктуры Республики Казахстан 1. Объекты космической инфраструктуры Республики Казахстан составляют основу ее космической отрасли и включают: 1) объекты наземной космической инфраструктуры; 2. Объекты космической инфраструктуры являются стратегическими объектами.
Статья 21. Объекты наземной космической инфраструктуры К объектам наземной космической инфраструктуры относятся: 1) научно-экспериментальная база космических исследований; 2) средства производства космической техники и космических ракетных комплексов, предназначенных для обеспечения космической деятельности; 4) районы падения отделяющихся частей ракет-носителей; 5) наземные комплексы управления космическими объектами; 6) наземные целевые комплексы для приема информации от космических объектов, ее обработки и распространения. В целях сохранности и безопасной эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры устанавливаются охранные зоны земельные участки, за исключением районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, в пределах которых ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целями установления зон.
Статья 22. Средства производства космической техники 1. К средствам производства космической техники относятся специальные конструкторско-технологические бюро космической техники и сборочно-испытательный комплекс. 2. Перечень государственных заданий на производство космической техники, создаваемой для Республики Казахстан, утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
Статья 23. Космодром «Байконур» 1. Космодром «Байконур» является составной частью космической инфраструктуры и включает технические, стартовые, посадочные комплексы, земельные участки, предназначенные для подготовки и осуществления запусков космических объектов. 2. Космодром «Байконур» является стратегическим объектом и представляет собой имущественный комплекс, не подлежащий приватизации.
Статья 24. Маркировка космических объектов Республики Казахстан Космические объекты Республики Казахстан, запускаемые в космическое пространство, должны иметь маркировку, определяемую уполномоченным органом в соответствии с международными стандартами и законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Утилизация космических объектов и технических средств Космические объекты и технические средства, выведенные из эксплуатации, подлежат утилизации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан и международными договорами.
Статья 26. Передача объекта космической отрасли в аренду Порядок передачи объекта космической отрасли в аренду международному или иностранному участнику космической деятельности регулируется законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.
Глава 5. Безопасность космической деятельности
Статья 27. Обеспечение безопасности космической деятельности 1. Космическая деятельность осуществляется при условии обеспечения охраны здоровья людей и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц. Безопасность космической деятельности обеспечивается уполномоченным органом в соответствии с установленными правилами безопасности, а также другими государственными органами в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан. 2. Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государства, возникшего вследствие осуществления космической деятельности, производится добровольно или по решению суда в соответствии с законами Республики Казахстан. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным. 3. До произведения штатного запуска космического объекта участники космической деятельности направляют в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды координаты районов падения отделяющихся частей ракеты-носителя, расположенных на территории Республики Казахстан. 4. В случае гибели людей или животных, а также причинения ущерба гражданам и окружающей среде в результате произведенного запуска космического объекта участники космической деятельности должны возместить нанесенный ущерб в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 5. Космический объект, принадлежащий иностранному физическому или юридическому лицу, может осуществлять безопасный пролет через воздушное пространство Республики Казахстан в процессе его выведения в космическое пространство или возвращения на Землю при условии предварительного согласования с Министерством обороны Республики Казахстан, уполномоченными органами в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охраны окружающей среды.
Статья 28. Расследование аварий при осуществлении космической деятельности Аварии, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 29. Экологический контроль окружающей среды и состояния здоровья населения в регионах, подверженных воздействию космической деятельности 1. Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов при осуществлении космической деятельности проводится уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, управления земельными ресурсами в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов совместно со специально уполномоченными государственными органами. 2. Участники космической деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль окружающей среды в порядке, установленном экологическим законодательством Республики Казахстан. 3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и здоровья населения при осуществлении космической деятельности осуществляется уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и здравоохранения. 4. Информация в области охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуаций в связи с осуществлением космической деятельности на территории Республики Казахстан является открытой, подлежит распространению через средства массовой информации с использованием системы оповещения и связи.
Статья 30. Запреты и ограничения в космической деятельности 1. При осуществлении космической деятельности запрещается: 1) создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей; 2) выведение на орбиту, размещение в космическом пространстве оружия массового поражения; 3) использование космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду; 4) нарушение международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства. 2. Космическая деятельность в рамках отдельного проекта при наступлении угрозы жизни и здоровью людей, причинении материальных убытков или ущерба окружающей среде ограничивается или запрещается в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.
Глава 6. Правовое положение и меры социального обеспечения кандидата в космонавты, космонавта
Статья 31. Статус кандидата в космонавты, космонавта. Подготовка кандидата в космонавты, космонавта 1. Статус кандидата в космонавты, космонавта присваивается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. 2. Космонавты формируются в отряд космонавтов Республики Казахстан. Отряд космонавтов Республики Казахстан действует на основании положения об отряде космонавтов Республики Казахстан. 3. Государство обеспечивает подготовку, переподготовку кандидатов в космонавты, космонавтов. 4. Подготовка и выполнение космического полета космонавтом осуществляются на основе контракта, заключаемого с соответствующим участником космической деятельности (заказчиком проведения летно-космических испытаний и (или) научных исследований и экспериментов в случае осуществления космического полета), в котором определяются обязательства сторон. 5. Время нахождения кандидата в космонавты, космонавта на подготовке, переподготовке, а также время его работы в области космической деятельности включаются в стаж работы кандидата в космонавты, космонавта.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |