|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2012 года № 1508 (с изменениями от 28.12.2013 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 18 апреля 2014 года
В соответствии с подпунктом 9) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии. 2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2012 года № 1508
Правила
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее - Закон) и определяют порядок функционирования балансирующего рынка электрической энергии в Республике Казахстан. 2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии - совокупность средств измерений и аппаратно-программного комплекса для измерений, сбора, обработки, хранения и передачи данных учета электроэнергии; 2) договор на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии - договор, заключаемый между системным оператором и субъектами оптового рынка электрической энергии или их провайдерами баланса; 3) заявка на участие в регулировании - письменный документ на поставку/покупку балансирующей электроэнергии, подаваемый поставщиками/покупателями балансирующей электроэнергии системному оператору для участия в физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 4) зона балансирования - часть единой энергосистемы Казахстана, в которой отсутствуют ограничения технического характера, препятствующие использованию единого резерва мощности, применению единой цены балансирующей электрической энергии; 5) имитационный режим балансирующего рынка электрической энергии (далее - имитационный режим) - функционирование балансирующего рынка электрической энергии без осуществления финансового урегулирования дисбалансов электрической энергии; 6) поставщик/покупатель балансирующей электрической энергии - субъект оптового рынка электрической энергии, участвующий в физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии в соответствии с поданной заявкой на участие в регулировании; 7) провайдер баланса - субъект оптового рынка электрической энергии, принявший на себя ответственность за финансовое урегулирование, как собственных дисбалансов производства-потребления электрической энергии, так и дисбалансов других субъектов рынка электрической энергии в соответствии с заключенными договорами; 8) профиль нагрузки - согласованный (определенный) системным оператором алгоритм расчета почасовых значений потребления (сальдо-перетока) электрической энергии потребителя (энергоснабжающей организации) оптового рынка. Профиль нагрузки используется для расчета почасовых фактических величин потребления (сальдо-перетока) при отсутствии почасовых данных систем (приборов) коммерческого учета; 9) расчетный период - календарный месяц, по результатам которого производятся окончательные расчеты объемов купли-продажи электрической энергии по договорам на рынках децентрализованной и централизованной торговли электрической энергии, балансирующем рынке электрической энергии Республики Казахстан; 10) расчетный центр - дочерняя организация системного оператора, осуществляющая операции по купле-продаже балансирующей электроэнергии на балансирующем рынке от лица системного оператора; 11) ранжированный список - упорядоченный список заявок на участие в регулировании по заявленным в них ценам на покупку/продажу балансирующей электрической энергии; 12) регулирование на повышение - действие системного оператора по активизации заявок на участие в регулировании в сторону увеличения генерации или снижения потребления в целях компенсации дисбаланса электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 13) регулирование на понижение - действие системного оператора по активизации заявок на участие в регулировании в сторону снижения генерации или увеличения потребления в целях компенсации дисбаланса электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 14) сальдо-переток электрической энергии - алгебраическая сумма значений приема/отпуска электрической энергии по определенной группе линий электропередачи (сечению) либо по точкам коммерческого учета; 15) точки коммерческого учета электрической энергии - согласованные с системным оператором измерительные комплексы учета электрической энергии, входящие в состав автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии субъекта оптового рынка электрической энергии, и по данным которых осуществляются финансовые взаиморасчеты на оптовом рынке электрической энергии; 16) организация балансирования производства-потребления электрической энергии - услуга, оказываемая системным оператором по организации функционирования балансирующего рынка электрической энергии; 17) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан - составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан; 18) дисбаланс электроэнергии - отклонение фактической величины производства - потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором в почасовом суточном графике производства-потребления электрической энергии; 19) балансирующая электроэнергия - электроэнергия, используемая для устранения возникших дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства - потребления электрической энергии; 20) система балансирующего рынка электроэнергии - аппаратно - программный комплекс, установленный у системного оператора и являющийся центральным механизмом по получению всей информации, необходимой для управления балансирующим рынком, определения почасовых объемов и стоимости балансирующей электрической энергии, а также проведения расчетов между участниками рынка. Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. 3. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической энергии несут взаимные обязательства за финансовое урегулирование на балансирующем рынке электроэнергии между договорными и фактическими величинами производства-потребления электрической энергии на основании расчетов объемов балансирующей электроэнергии, представляемых системным оператором по результатам физического урегулирования дисбалансов электроэнергии. 4. Субъекты оптового рынка электрической энергии, независимо от формы собственности, участвуют в балансирующем рынке электрической энергии. Пункт 5 изложен в редакции постановления Правительства РК от 28.12.13 г. № 1417 (см. стар. ред.) 5. В целях отработки механизма взаимодействия субъектов балансирующего рынка в условиях функционирования балансирующего рынка электрической энергии, определения реальных величин дисбалансов производства-потребления электрической энергии в единой электрической системе Республики Казахстан, уточнения потребности в регулирующих мощностях, определения диапазонов цен на балансирующую электроэнергию до 2016 года осуществляется работа балансирующего рынка в имитационном режиме.
2. Порядок функционирования балансирующего рынка электрической энергии
6. Субъекты оптового рынка электрической энергии участвуют в балансирующем рынке электрической энергии, функционирующем как в режиме реального времени, так и в имитационном режиме, на основании заключенных с системным оператором договоров на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии. 7. Оплата услуги системного оператора по организации балансирования производства-потребления электрической энергии производится: 1) энергопроизводящими организациями, в том числе входящими в состав промышленных комплексов, за фактические объемы электрической энергии, отпущенной с шин энергопроизводящих организаций, а также за фактические объемы электрической энергии, купленной потребителями розничного рынка (в том числе физическими лицами) непосредственно от данных энергопроизводящих организаций; 2) энергопередающими организациями за фактические объемы электрической энергии, полученной для компенсации технологического расхода электрической энергии в сетях энергопередающих организаций и на хозяйственные нужды энергопередающих организаций, а также полученной потребителями розничного рынка непосредственно от региональных энергопроизводящих организаций и переданной по сетям энергопередающих организаций; 3) энергоснабжающими организациями за фактические объемы электрической энергии, полученной для потребителей энергоснабжающей организации на оптовом и розничном рынках электрической энергии, в том числе из-за пределов Республики Казахстан; 4) потребителями оптового рынка электрической энергии за фактические объемы электрической энергии, полученной на оптовом рынке электрической энергии, в том числе из-за пределов Республики Казахстан, а также фактические объемы электрической энергии, потребленной от энергопроизводящих организаций промышленных комплексов, предприятиями и объединениями, входящими в состав этих комплексов. 8. Субъекты оптового рынка электрической энергии, самостоятельно заключившие с системным оператором договор на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии, выступают провайдерами баланса по собственным дисбалансам на балансирующем рынке электрической энергии либо передают ответственность за физическое и финансовое урегулирование собственных дисбалансов другому провайдеру баланса. 9. Субъекты оптового рынка электрической энергии, не выступающие в качестве провайдеров баланса рынка электрической энергии, заключают договор на оказание услуг по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии с провайдером баланса. Для субъектов розничного рынка, подключенных к шинам энергопроизводящих организаций непосредственно либо к сетям регионального уровня и получающим от них электроэнергию по двухсторонним договорам, провайдером баланса выступает энергопроизводящая организация. 10. Субъекты оптового рынка электрической энергии - энергопередающие, энергоснабжающие, энергопроизводящие организации, потребители электрической энергии, независимо от того, самостоятельно они несут ответственность за дисбалансы электрической энергии, либо передали свою ответственность за баланс провайдеру баланса, обеспечивают: 1) почасовой учет электрической энергии в соответствии с перечнем точек коммерческого учета с приведением к границе балансовой принадлежности и передачу данных почасового учета из базы данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии по согласованным протоколам в центральную базу данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии системного оператора, провайдеру баланса, а также энергопередающим организациям, к чьим сетям субъект оптового рынка непосредственно подключен; 2) формирование и согласование подекадных актов почасового учета перетока электрической энергии со смежными субъектами оптового рынка и энергопередающими организациями, к чьим сетям непосредственно подключены; 3) своевременную передачу и корректировку (при необходимости) данных о планируемых объемах производства/потребления, купли/продажи электрической энергии для формирования суточного графика; 4) своевременные операции по купле-продаже с провайдерами баланса или расчетным центром почасовых дисбалансов электрической энергии. 11. На рынке децентрализованной и централизованной торговли электрической энергии в период имитационного режима взаиморасчеты между субъектами рынка осуществляются за фактические объемы потребленной электрической энергии, финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии не производится. Отклонения объемов производства-потребления электрической энергии субъектом оптового рынка электрической энергии от заданных суточным графиком допускаются только при наличии договора с системным оператором на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии. 12. При осуществлении своей деятельности на балансирующем рынке электрической энергии системный оператор: 1) приобретает услуги по поддержанию в готовности резервов мощности, необходимых для устойчивой и надежной работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, бесперебойного энергоснабжения потребителей; 2) формирует ранжированный список заявок на поставку/покупку балансирующей электроэнергии, определяющий последовательность их диспетчеризации при физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 3) осуществляет физическое урегулирование дисбалансов электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 4) производит урегулирование финансовых обязательств с провайдерами баланса, в том числе осуществляет определение цены и объемов почасовых дисбалансов электрической энергии провайдеров баланса; 5) осуществляет определение цены и объемов задействованной балансирующей электрической энергии в соответствии с пунктами 35, 36, 37 настоящих Правил; 6) получает от всех субъектов оптового рынка электрической энергии, независимо от формы собственности, информацию в соответствии с заключенными договорами; 7) разрабатывает регламент подачи заявок на участие в регулировании физических дисбалансов и осуществления финансовых взаиморасчетов с поставщиками/покупателями балансирующей электрической энергии. 13. Системный оператор при составлении суточного графика включает в него только субъектов оптового рынка электрической энергии, заключивших договоры на оказание услуг по организации балансирования с системным оператором либо провайдером баланса. В случае нарушения провайдерами баланса условий заключенных договоров на балансирующем рынке системный оператор обеспечивает исполнение субъектами оптового рынка суточного графика и месячного объема поставки-потребления электрической энергии, не допуская отклонений. 14. Провайдер баланса заключает договоры на финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии с субъектами оптового рынка, расположенными в одной зоне балансирования. 15. Провайдер баланса на договорной основе оказывает услуги по финансовому урегулированию дисбалансов субъектам оптового рынка электрической энергии, передавшим провайдеру баланса ответственность перед системным оператором за дисбалансы электрической энергии. 16. Переход субъекта оптового рынка на другого провайдера баланса осуществляется только после предварительного уведомления провайдера баланса и системного оператора не менее чем за месяц об отказе от услуг и прекращении действия договора. При этом провайдер баланса не позднее 3-х суток после получения уведомления оповещает системного оператора и расчетный центр о предстоящем изменении состава субъектов оптового рынка электрической энергии и принимает ответственность за баланс электрической энергии. Переход субъекта оптового рынка электрической энергии на другого провайдера баланса возможен только с первого числа следующего месяца. 17. При осуществлении своей деятельности на балансирующем рынке электрической энергии провайдер баланса: 1) согласовывает с системным оператором состав и точки коммерческого учета субъектов оптового рынка электрической энергии, за которых принял ответственность за баланс электрической энергии и с которыми заключил договоры на оказание услуг по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии; 2) формирует и передает системному оператору данные о планируемых почасовых значениях производства-потребления, отпуска-приема, купли-продажи электрической энергии; 3) согласовывает с системным оператором возможные корректировки утвержденного суточного графика; 4) формирует и передает системному оператору фактические почасовые значения отпуска/приема электрической энергии по согласованным протоколам; 5) согласовывает с системным оператором профиль нагрузки; 6) получает от субъектов оптового рынка электрической энергии, системного оператора информацию, необходимую для осуществления функций, определенных настоящими Правилами; 7) осуществляет финансовое урегулирование с системным оператором почасовых дисбалансов электрической энергии, в том числе операции по купле-продаже балансирующей электроэнергии с расчетным центром системного оператора; 8) осуществляет финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии с субъектами оптового рынка электрической энергии, передавшими провайдеру баланса ответственность перед системным оператором за дисбалансы электрической энергии. 18. Поставщики/покупатели балансирующей электрической энергии на балансирующем рынке осуществляют: 1) подачу системному оператору заявок на участие в регулировании физических дисбалансов в соответствии с регламентом, установленным системным оператором; 2) исполнение команд системного оператора на оперативное изменение режима производства или потребления электрической энергии согласно поданной заявке; 3) операции по купле-продаже балансирующей электроэнергии с расчетным центром системного оператора; 4) передачу системному оператору информации, необходимой для осуществления функций, определенных настоящими Правилами; 5) формирование и передачу системному оператору фактического почасового значения отпуска электрической энергии по согласованному протоколу. 19. Участник балансирующего рынка электрической энергии, владеющий измерительным комплексом учета электрической энергии, либо эксплуатирующий его на договорной основе, обеспечивает обмен данными коммерческого учета электроэнергии с автоматизированной системой коммерческого учета электроэнергии системного оператора. 20. Регламент и структура протокола обмена информацией автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии унифицированы с применяемыми системным оператором. Системный оператор согласовав со сторонами, меняет протокол обмена коммерческой информацией. 21. Системный оператор представляет провайдерам баланса из базы данных коммерческого учета данные субъектов оптового рынка электрической энергии в объеме, необходимом для расчета провайдером баланса собственных дисбалансов электрической энергии, в согласованные сроки и по согласованным протоколам.
2. Физическое урегулирование дисбалансов электрической энергии
22. Субъекты оптового рынка - поставщики/покупатели балансирующей электрической энергии направляют системному оператору заявки на участие в регулировании на следующие операционные сутки. 23. Заявка на участие в регулировании для каждого часа предстоящих операционных суток включает в себя следующую информацию: 1) название энергопроизводящей организаций или потребителя электрической энергии; 2) регион, в котором расположены энергопроизводящая организация или потребитель электрической энергии; 3) направление предлагаемого регулирования - регулирование на повышение или понижение, означающее соответственно увеличение или снижение генерации электрической энергии для энергопроизводящих организаций, а также снижение или увеличение потребления электрической энергии для потребителей; 4) величина предлагаемого регулирования для каждого из направлений регулирования на каждый час операционных суток; 5) цена одного кВтч балансирующей электрической энергии при регулировании на повышение; 6) цена одного кВтч балансирующей электрической энергии при регулировании на понижение; 7) время набора/сброса полной величины предлагаемого регулирования (мин); 8) объем балансирующей электрической энергии, предлагаемый для регулирования в течение операционных суток. Величина предлагаемого регулирования должна быть кратна 10 МВт. Максимальное время полного набора/сброса нагрузки должно быть не более 1 часа. 24. Системный оператор проводит техническую экспертизу поступивших заявок на участие в регулировании. Заявка может быть откорректирована по согласованию с поставщиком балансирующей электрической энергии либо отклонена с указанием следующих технических причин, не позволяющих задействование заявки на регулирование: ограничение пропускной способности линий электропередачи; несоответствие фактических и заявленных возможностей поставщика балансирующей электрической энергии по поставке/покупке балансирующей электрической энергии. 25. По договорам на оказание услуг по поддержанию в готовности резерва мощности заявки на участие в регулировании формируются автоматически в соответствии с условиями договора и включаются в ранжированный список. Поставщик балансирующей электроэнергии может подать заявку на снижение цены балансирующей электроэнергии на повышение регулирования, либо на повышение цены балансирующей электроэнергии на понижение регулирования. 26. Принятые заявки на участие в регулировании ранжируются: 1) на повышение в порядке возрастания заявленной цены балансирующей электрической энергии; 2) на понижение в порядке убывания заявленной цены балансирующей электрической энергии. 27. Заявки на участие в регулировании, включенные в ранжированный список, обязательны для исполнения по команде системного оператора. 28. В случае недостатка резервов мощности, системный оператор объявляет прием дополнительных заявок на участие в регулировании. 29. Системный оператор активизирует заявки на участие в регулировании в соответствии с ранжированным списком в случае: 1) отклонения частоты от номинальных значений в режиме изолированной работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; 2) отклонения фактических значений межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии единой электроэнергетической системы Республики Казахстан с энергосистемами сопредельных государств от значений, согласованных в утвержденном суточном графике; 3) перегрузок в сечениях; 4) предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений и аварий. 30. Системный оператор активизирует заявки на участие в регулировании на повышение при положительном значении дисбаланса сальдо-перетока электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан. При отрицательном значении дисбаланса электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан системный оператор активизирует заявки на участие в регулировании на понижение. 31. Системный оператор в первую очередь активизирует заявки на участие в регулировании со временем набора/сброса полной заявленной нагрузки не более 15 мин. 32. Объем регулирования, задействованный по команде системного оператора для физического урегулирования дисбалансов электрической энергии с учетом скорости набора/сброса нагрузки, фиксируется как корректировка утвержденного суточного графика. Отклонения от откорректированного суточного графика рассматриваются как дисбалансы электрической энергии и подлежат финансовому урегулированию. 33. По результатам задействования заявок на участие в регулировании заключаются сделки купли-продажи балансирующей электрической энергии. Системный оператор подписывает и направляет поставщику/покупателю балансирующей электрической энергии уведомление о результатах состоявшихся торгов по покупке-продаже балансирующей электрической энергии, в котором указываются название поставщика/покупателя балансирующей электрической энергии, его почтовые и банковские реквизиты, период оказания услуг, объем продажи/покупки балансирующей электрической энергии, цена, сложившаяся по ранжированному списку, стоимость балансирующей электрической энергии. Системный оператор осуществляет корректировку объемов производства-потребления электрической энергии поставщиков/покупателей балансирующей электрической энергии в суточном графике. 34. Расчет объемов балансирующей электрической энергии осуществляется для каждого часа операционных суток из расчетного периода по данным системного оператора об активизации заявки на участие в регулировании. 35. Каждый час операционных суток расчетного периода по критерию наибольшего объема регулирования, произведенного системным оператором в данный час, определяется как: 1) час регулирования на повышение; 2) час регулирования на понижение; 3) час без регулирования. 36. Цена балансирующей электроэнергии для каждого часа операционных суток из расчетного периода определяется ценой последнего задействованного в данном часе предложения из ранжированного списка. Все задействованные заявки в пределах одного операционного часа оплачиваются по одной цене. 37. При предотвращении технологических нарушений и аварий, их локализации и ликвидации период времени, в течение которого производились операции по предотвращению, локализации и ликвидации технологических нарушений и аварий в национальной электрической сети (вручную или действием системной противоаварийной автоматики), системный оператор определяет как часы без регулирования, независимо от того производилось ли регулирование на понижение либо на повышение. Все взаиморасчеты с поставщиками балансирующей электрической энергии производятся системным оператором по цене дисбаланса электрической энергии, определяемой для часа без регулирования (пункт 46 настоящих Правил). 38. В условиях перегрузки сечений участков электрической сети последовательность ввода заявок на участие в регулировании определяется расположением поставщика балансирующей энергии относительно перегруженного сечения: 1) системный оператор фиксирует перегрузку сечения; 2) принимает решение о выделении части единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в отдельную зону балансирования; 3) делит ранжированный список в соответствии с выделенными зонами; 4) производит все операции по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии раздельно по каждой зоне. 39. В случае перегрузки сечений и деления единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на различные зоны балансирования, цена балансирующей электрической энергии определяется для каждой зоны раздельно. 40. При раздельной работе отдельных частей единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, в том числе при плановых и аварийных ремонтах, все операции по поддержанию в готовности резервов мощности, формирование ранжированного списка заявок на поставку/покупку балансирующей электрической энергии, физическое и впоследствии финансовое регулирование дисбалансов электрической энергии производятся раздельно по каждой зоне. 41. В имитационном режиме системный оператор, с целью осуществления физического урегулирования дисбалансов, осуществляет куплю-продажу электрической энергии, а также приобретение услуг по регулированию мощности. В договорах на оказание услуг по регулированию мощности оговариваются объем услуг и условия их использования. 42. Физическое урегулирование дисбалансов в имитационном режиме осуществляется следующим образом: 1) системный оператор определяет объемы покупки/продажи электрической энергии, а также объемы закупаемых услуг по регулированию мощности на основе прогнозных балансов производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана и осуществляет куплю-продажу электрической энергии и приобретение услуг по регулированию мощности; 2) системный оператор задействует заключенные договоры купли-продажи электрической энергии и на приобретение услуг по регулированию мощности в случае: отклонения частоты от номинальных значений в режиме изолированной работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; отклонения фактических значений межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии единой электроэнергетической системы Республики Казахстан с энергосистемами сопредельных государств от значений, согласованных в утвержденном суточном графике; перегрузок в сечениях; предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений и аварий; 3) по согласованию между Системным оператором и субъектом рынка в договоре на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии устанавливается диапазон возможных дисбалансов данного субъекта рынка; 4) дисбалансы допускаются только в пределах диапазонов возможных дисбалансов, предусмотренных договорами на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии. При этом алгебраическая сумма (сальдо) дисбалансов за сутки и расчетный период должна равняться нулю; 5) системный оператор осуществляет мониторинг соблюдения субъектами рынка диапазонов возможных дисбалансов и нулевого сальдо дисбалансов, и при нарушении субъектом рынка этих условий вводит ограничение на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии.
3. Финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии
43. Финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии осуществляется системным оператором по договору на оказание услуг по организации балансирования с провайдерами баланса, при этом операции купли-продажи балансирующей электроэнергии осуществляются расчетным центром по договору купли-продажи балансирующей электроэнергии с провайдерами баланса. 44. Системный оператор осуществляет расчет почасовых дисбалансов электрической энергии следующим образом: 1) на основании данных систем (приборов) почасового коммерческого учета электрической энергии определяется фактический объем принятой/отпущенной провайдером баланса электрической энергии. При этом прием электрической энергии провайдером баланса определяется со знаком «+», отпуск электрической энергии определяется со знаком «-»; 2) дисбаланс электрической энергии для провайдера баланса рассчитывается как алгебраическая разница фактического объема принятой/отпущенной электрической энергии в течение часа от объема, указанного для данного часа в утвержденном суточном графике Системного оператора (с учетом согласованных корректировок); 3) положительный дисбаланс электрической энергии провайдера баланса означает потребление электрической энергии сверх объемов, указанных в Суточном графике, или недостаточную фактическую выдачу электрической энергии. Отрицательный дисбаланс электрической энергии провайдера баланса означает фактическое потребление электрической энергии ниже договорного или избыточную выдачу электрической энергии; 4) ежедневно субъекты оптового рынка электрической энергии, не имеющие технической возможности автоматической передачи данных, направляют системному оператору по согласованному протоколу данные почасового учета потребления/поставки сальдо-перетока электрической энергии со смежными субъектами оптового рынка и энергопередающими организациями, к чьим сетям непосредственно подключены. Согласованные данные являются основой для предварительного расчета дисбалансов электрической энергии и возникающих при этом финансовых обязательств; 5) в случае отсутствия данных систем (приборов) почасового коммерческого учета электрической энергии провайдера баланса, почасовой дисбаланс электрической энергии определяется расчетным путем в соответствии с пунктами 19, 20, 21 настоящих Правил; 6) по результатам расчетного периода оформляется акт подтверждения данных учета электрической энергии. В случае отклонения фактического объема принятой/отпущенной провайдером баланса электрической энергии от суммы почасовых значений за расчетный период, производятся корректировка почасовых значений и перерасчет почасовых дисбалансов электрической энергии провайдера баланса; 7) непредставление системному оператору согласованных актов означает согласие субъекта оптового рынка электрической энергии, провайдера баланса на использование системным оператором расчетного метода в соответствии с подразделом 5 раздела 2 настоящих Правил. 45. Субъекты оптового рынка электрической энергии, не имеющие автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, оформляют акт снятия показаний приборов коммерческого учета, на основании которого определяется фактический объем принятой/отпущенной провайдером баланса электрической энергии. 46. Системный оператор осуществляет для каждого провайдера баланса расчеты платежей за дисбалансы электрической энергии для каждого часа суток: 1) для часа регулирования на повышение провайдеры баланса дебетуются за положительные дисбалансы и кредитуются за отрицательные дисбалансы по цене балансирующей электроэнергии последнего задействованного предложения в ранжированном списке на повышение; 2) для часа регулирования на понижение провайдеры баланса дебетуются за положительные дисбалансы и кредитуются за отрицательные дисбалансы по цене балансирующей электроэнергии, последнего задействованного предложения в ранжированном списке на понижение; 3) для часа без регулирования провайдеры баланса дебетуются за положительные дисбалансы и кредитуются за отрицательные дисбалансы по цене электрической энергии, определяемой как клиринговая цена электрической энергии на спот-торгах на данный час. В случае отсутствия спот-торгов в расчетный час, цена дисбаланса электрической энергии определяется как клиринговая цена на централизованных торгах аналогичного периода; 4) в случае несовпадения по результатам расчетного периода объемов расчетного дебета и расчетного кредита, обусловленного иными условиями договоров и взаимоотношений с организациями и хозяйствующими субъектами смежных государств, почасовые цены за положительные дисбалансы электрической энергии пересчитываются с учетом корректировочного коэффициента; 5) для часа регулирования на повышение и часа без регулирования. В случае несоответствия расчетного дебета системного оператора и расчетного кредита системного оператора, почасовые цены на продажу балансирующей электрической энергии пересчитываются с учетом корректировочного коэффициента. Корректировочный коэффициент определяется как отношение расчетного дебета к расчетному кредиту; 6) для часа регулирования на понижение. В случае несоответствия расчетного дебета системного оператора и расчетного кредита системного оператора почасовые цены на покупку балансирующей электрической энергии пересчитываются с учетом корректировочного коэффициента. Корректировочный коэффициент определяется как отношение расчетного кредита к расчетному дебету. 47. Финансовое урегулирование с провайдерами баланса выявленных дисбалансов электрической энергии осуществляется следующим образом: 1) ежедекадно системный оператор формирует по каждому провайдеру баланса ведомость взаиморасчетов по дисбалансам, в которой указываются объем и знак дисбаланса по каждому часу, цена балансирующей электроэнергии по каждому часу, суммарный объем дебета и кредита за расчетную декаду;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |