| ||||||||||||||||||||
|
|
|
11.05.2014 О финансовых ограничениях доступа к профессии адвоката
Мустафина Г.Ж., юрист
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время в Казахстане работают около 5 тысяч адвокатов. Их число с каждым годом растет. И все равно их не хватает. В соседней России на одного адвоката приходится 2 тысячи граждан, в Америке - 500, в Казахстане же на одного защитника - практически 4 тысячи человек. О какой доступности квалифицированной юридической помощи может идти речь? Возникает вопрос, почему в Казахстане такое немногочисленное количество адвокатов? Ведь у нас в стране факультет юриспруденции один из самых популярных среди абитуриентов, многие из них получают дипломы, соответственно в нашей стране большое количество граждан, имеющих высшее юридическое образование. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» адвокат - это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой настоящим Законом. Таки образом, что получить статус адвоката юристу - гражданину Республики Казахстан необходимо: пройти стажировку в коллегии адвокатов, пройти аттестацию в комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, вступить в коллегию адвокатов. Согласно пункту 6 статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» продолжительность стажировки составляет от шести месяцев до одного года. В соответствии с Положением о прохождении стажировки стажерами адвокатов, утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 8 февраля № 54, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 февраля 2012 года № 7430 единый размер оплаты за стажировку устанавливается президиумом коллегии адвокатов и не может превышать десятикратного размера месячного расчетного показателя, установленного на день произведения расчета, за каждый месяц стажировки. В коллегиях адвокатов нашей страны после введения данной нормы ежемесячный сбор за стажировку стал составлять 10 МРП. До принятия этого ограничения ежемесячный взнос доходил до 40 МРП в месяц! Но и сейчас это немалые деньги, чтобы пройти стажировку надо будет заплатить в коллегию адвокатов 222 240 тенге. Сбор за выдачу лицензии на право занятия адвокатской деятельностью согласно статье 471 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» составляет 10 МРП (18520 тенге). Согласно пункту 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» членство в коллегии адвокатов обязательно. И помимо членских ежемесячных взносов для вступления коллегию адвокатов необходимо заплатить «первоначальный целевой взнос». До принятия 28 декабря 2011 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры» в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» член коллегии адвокатов не может нести иных односторонних имущественных обязательств перед коллегией адвокатов, помимо обязательства уплаты ежемесячных членских взносов. В 2009 году в СМИ обсуждалась информация о юристе, который на основании этого подал в суд на Алматинскую областную коллегию адвокатов за то, что его обязывали внести первоначальный вступительный взнос. Он выиграл дело, но устав коллегии, согласно которому адвокаты обязаны платить взнос при вступлении в нее, не изменился. В действующей же редакции Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» согласно пунктом 2 статьи 29 член коллегии адвокатов не может нести иных односторонних имущественных обязательств перед коллегией адвокатов, помимо обязательства уплаты первоначального целевого и ежемесячных членских взносов. После принятия 28 декабря 2011 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры» в Законе «Об адвокатской деятельности» появились упоминания первоначального целевого взноса. Размер первоначального целевого взноса не ограничен, его размер в соответствии с подпунктом 9) пункта 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» устанавливается общим собранием членов коллегии адвокатов. В настоящее время размер первоначального целевого взноса составляет в коллегиях адвокатов различных регионах Казахстан превышает пол миллиона тенге. Так например, в коллегии адвокатов города Астаны его размер составляет 400 МРП, что равно 740 000 тенге. При таком алгоритме получения профессии адвоката, неизбежно возникает вопрос: Почему выставлена такая высокая цена за право быть адвокатом? Считаю это одним из «изобретений» современной казахстанской адвокатуры, то есть установление так называемого имущественного ценза доступа к адвокатской профессии. Регулирование количества представителей какой-либо профессии проходит двумя путями. Естественным, когда в результате конкуренции на рынке происходит стабилизация «популяции» лиц, занятых определенным видом деятельности. И искусственным, когда происходит нормативное ограничение количества лиц, получающих доступ к определенной профессии. Регулирование количества адвокатов в нашей стране проходит по второму сценарию. При чем, в конце концов это влияет не только на лиц, желающих заниматься адвокатской деятельностью, но и на всех граждан РК, право которых на судебную защиту своих прав и свобод закреплено в Конституции РК. Для установления вступительного взноса в коллегию адвокатов в таком размере нет объективных причин, ведь члены коллегии и так платят ежемесячные членские взносы, в среднем по 5 МРП (9260 тенге). На основании изложенного, считаю необходимым внесение изменений в Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» с целью ограничения размера первоначального целевого взноса. При установлении максимально допустимого размера первоначального целевого взноса, считаю так же целесообразным установить максимально допустимый размер членских взносов. Установление максимально допустимого размера ежемесячной платы за стажировку сделало доступнее прохождение этого этапа в пути получения профессии адвоката, установление максимально допустимого размера первоначального целевого взноса станет еще одним шагом к доступности профессии адвоката в Республике Казахстан. Предлагаю подпункты 9) и 10) пункта 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» изложить в следующей редакции: «9) установление ставок первоначального целевого взноса, не превышающего десятикратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан, который оплачивается адвокатом в течение шести месяцев со дня приема его в члены коллегии и расходуется исключительно на укрепление материально-технической и учебно-методической базы коллегии адвокатов; 10) установление ставок ежемесячных членских взносов, не превышающего пятикратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан, при этом адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах либо имеющие стаж адвокатской деятельности менее одного года, оплачивают ежемесячные членские взносы в размере пятидесяти процентов от установленной ставки.» Развитие адвокатуры как общественного профессионального института необходимо для создания правового государства. Существуют различные пути совершенствования института адвокатуры. Но начинать, думаю, надо именно со снятия финансовых ограничений доступа к профессии адвоката, что существенно упростит юристам доступ к профессии адвоката.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |