|
|
|
Защита граждан Казахстана от будущих девальваций через индексацию денежных доходов и сбережений населения
Айкимбаев Р.А., юрист
Добрый день дорогие читатели и многоуважаемые члены жюри!
В ходе творческого исследования, по общей теме: «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?» я бы хотел затронуть, на мой взгляд, одну из актуальных и важных тем в Казахстане это обвал доверия граждан Казахстана к власти. Учитывая реалистичность и перспективность представленного предложения, я верю и твердо убежден, что предложение по защите граждан Казахстана от будущих девальваций и индексация сбережений граждан по предыдущим девальвациям повысит доверие казахстанского общества к властям и будет способствовать эффективной реализации «Стратегия «Казахстан-2050».Анализ текущей ситуации В 1991 году Казахстан обрел независимость и суверенитет. После развала СССР все жители постсоветского пространства пережили глубочайший экономический, политический и социально-психологический кризис. 5 июня 1991 года был принят Закон КазССР от № 638-XII Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги (с изменениями), который утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.12.04 г. № 12-III. Первая девальвация в Казахстане была 4 февраля 2009 года, вторая девальвация прошла 11 февраля 2014 года. Приведу выдержку из Экономического словаря ИНДЕКСАЦИЯ- один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей. Однако в условиях спада производства потребительских товаров и услуг государство, государственный бюджет не обладают возможностью осуществить полную индексацию, которая способна привести к дальнейшему обесценению денег. Поэтому чаще всего проводится только частичная индексация доходов. Приведу выдержку из статьи Студенческой библиотеки 20.4. Индексация денежных доходов и сбережений населения: Один из самых эффективных способов социальной политики — индексация денежных доходов и сбережений населения (ИДДСН). Эта форма социальной защиты граждан доказала свою необходимость и значимость прежде всего в тех странах мира, где функционирует экономика социально ориентированного рыночного типа. Например, в Швеции, Германии, Японии и других странах ИДДСН регулируется специальным государственным законом страны, который определяет порядок индексации доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги. ИДДСН — это устанавливаемый государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан страны в связи с ростом потребительских цен. Цель ИДДСН — поддержать покупательную способность денежных доходов и сбережений граждан. ИДДСН может дополняться, а в ряде случаев и заменяться другими мерами государственной компенсации потерь в доходах и сбережениях граждан, например, периодическим пересмотром уровня оплаты труда работников, повышением размеров социальных трансфертов (пенсий, стипендий, социальных пособий) и т. д. Объектом ИДДСН выступает оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников структур, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и тарифы на оказываемые ими платные услуги. Это: — государственные пенсии, стипендии, социальные пособия всех типов (например, семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и т. д.), кроме единовременных; — вклады граждан в Сбербанке РФ; — государственные займы и иные ценные бумаги РФ, а также суммы взносов в организации государственного страхования страны; — суммы, взыскиваемые в установленном законом порядке за повреждение здоровья, смерть гражданина и иной нанесенный ему ущерб, которые подлежат индексации за счет юридических лиц (предприятий) или физических лиц (граждан), причинивших вред гражданину. Как форма социальной защиты населения ИДДСН предполагает разработку по соответствующим слоям и категориям населения страны индексов: — потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и тарифов на платные услуги (ИПЦ); — цен прожиточного минимума (ИЦПМ). Обе эти группы индексов рассчитываются в зависимости от: — задач компенсации потерь в доходах и сбережениях конкретных категорий граждан; — целей поддержания покупательной способности, доходов и сбережений; — условий защиты реальных доходов населения; — особенностей конкретной социально-экономической группы населения, например, работающих и неработающих, имеющих различные доходы (ниже прожиточного минимума, равного прожиточному минимуму или выше его) в разных видах (дивиденды, должностные оклады и т. д.). ИПЦ и ИЦПМ не рассчитывается по тем категориям граждан, которые в соответствии с действующим российским законодательством имеют право и возможности самостоятельно регулировать уровень своих доходов (предприниматели, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и т. д.) При индексации доходов как форме социальной защиты населения используются следующие показатели: — совокупный среднедушевой доход семьи; — минимальный уровень заработной платы; — средний заработок работников. Приведу выдержку из статьи от 15 февраля 2014 политолога Максима Казначеева: Проведенная девальвация (на, приблизительно, 20 процентов), кроме чисто финансово-экономических, будет иметь и существенные социально-политические последствия: Падение жизненного уровня населения на 20% вследствие аналогичного роста цен (инфляции), при всем том, что социум еще не адаптировался к январскому повышению тарифов на коммунальные услуги. Особенно сильно этот фактор ударит по наименее защищенным слоям населения, зависящим от государственной поддержки: пенсионерам, инвалидам, студентам-бюджетникам, работникам бюджетной сферы (здравоохранение, образование, силовые структуры, госслужба). Девальвация делает бессмысленным анонсированную властями индексацию зарплат, пенсий и социальных пособий. В социально-психологическом плане это ударит по общему имиджу власти. Уменьшение накоплений граждан в банках и пенсионных фондах, номинированных в тенге, на те же самые 20%. Данный фактор в кратко- и среднесрочной перспективе подорвет интерес к тенге как средству накопления вкладов, и «ударит» уже по среднему классу - мелкому бизнесу, миноритарным инвесторам, индивидуальным предпринимателям. Но нужно отметить, что будут и выигравшие - те граждане и бизнес-структуры, которые брали кредиты в тенге (теперь им меньше возвращать). Главным риском для данной социальной страны будут попытки банков пересмотреть первоначальные условия кредитования: увеличить процент по кредитам, потребовать дополнительное залоговое имущество (поскольку существующие залоги уменьшатся в тенге), задним числом индексировать кредиты граждан и предприятий в другие валюты (чтобы не потерять на курсовой разнице) и т.п. Не исключено появление отдельных активистов и гражданских групп, которые выступят с требованием индексации вкладов и пенсионных накоплений на размер девальвации. Они будут использовать максимально резкую политическую риторику, ориентированную уже не только на традиционные протестные массы, но и на существенно пострадавший средний класс. Таким образом, появляется возможность для существенного роста круга сторонников оппозиции из числа ранее лояльных власти граждан. Особо острая ситуация может образоваться в случае наложения двух тенденций: односторонних действий банков и кредитных организаций по компенсации своих потерь, и формирования широкой гражданской волны с требованиями индексации вкладов. Существенные риски порождаются тем, что власть сама ограничила возможности для выплеска протестности граждан, ужесточив наказание за призывы к массовым протестам. Теперь цена вопроса участия в массовых акциях становится высока, а, следовательно, и люди, решившиеся на выражение протеста, будут менее склонны к компромиссу с властями. Между тем, страну теперь ждет целая череда выступлений трудовых коллективов с требованием аналогичной индексации заработной платы. Таким образом, что бы я поменял в законодательстве РК? В целях защиты граждан Казахстана от будущих девальваций предлагаю в ближайшем времени инициировать депутатам Парламента Республики Казахстан или включить в план законопроектных работ Правительства Республики Казахстан разработку нового Закона «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги» и закрепить на законодательном уровне соответствующие поправки. Почему? Потому что я патриот и гражданин своей Страны, я в ней живу и считаю, что долг каждого гражданина своей Страны помочь своим согражданам, обществу и своему государству. Что это даст Стране? Гражданам государство даст возможность поддерживать покупательную способность и предусмотрит полную или частичную компенсацию потерь денежных доходов, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги, а так же будет восстанавливаться доверие к власти. На основании изложенного, предлагаю разработку нового Закона «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги», и закрепить на законодательном уровне предлагаемые поправки, а также после принятия нового Закона «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги» проиндексировать обязательства и платежи по договорам банковских займов, выданных в тенге, с привязкой к любому валютному эквиваленту, дополнительно проиндексировать зарплаты, пенсии и социальные пособия за счет средств Национального фонда Республики Казахстан.
Предлагаемые изменения в законодательство РК:
Благодарю за внимание. Список использованных источников: 1) http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1200000449 2) http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002444_ 3) http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6694 4) http://studlib.com/content/view/1616/21/ 5) http://www.zakon.kz/4603154-socialno-politicheskie-posledstvija.html 6) http://www.kn.kz/ru/article/view/id/7638/ С уважением, Айкимбаев Рустем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |