|
|
|
PEKKA HALLBERG
Данная книга является составной частью совместной программы Фонда «Евразии» в Центральной Азии (ФЕЦА) и Министерства иностранных дел Финляндии. Эта программа, выдвинутая в рамках Инициативы по расширенной Европе (ИРЕ)[1] и получившая название «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии» (далее - «РПЗ»), берет свое начало от состоявшейся в Брюсселе 27-28 ноября 2008 г. конференции министров стран Европейского Союза (ЕС) и Центральной Азии. В ходе этой встречи была выражена взаимная решимость наладить тесное сотрудничество в целях содействия обмену опытом на основе текущих проектов в правовой и судебной сферах и реализации новых, конкретных шагов в деле укрепления сотрудничества между ЕС и странами Центральной Азии. Финляндия приняла активное участие в реализации ИРЕ и обозначила Центральную Азию в качестве одного из приоритетных регионов в своей программе политики развития. При этом особое внимание было уделено укреплению региональной стабильности и безопасности, а также торговле, средствам массовой информации, энергетике, охране окружающей среды и социальной устойчивости. Подобное сотрудничество расширяет и наш кругозор, позволяя нам видеть, что общественное развитие и развитие верховенства права зависят от множества факторов и должны рассматриваться как взаимовлияющие процессы. Еще в детстве бросая камни в воду, можно было любоваться тем, как круги, появившиеся от всплеска, создавали рябь на водной глади и постепенно уходили к дальним берегам. Может ли эта сцена быть ключом к пониманию взаимодействия между человеком и обществом и к тому, как разные понятия соотносятся друг с другом? Круг, находящийся в самой середине, обозначает контроль над своей собственной жизнью и ответственность за самых близких людей, тогда как последующие круги представляют собой связь с обществом, государством и глобальными процессами. В продолжение этих давних мыслей, данное исследование рассматривает вопросы верховенства права на основе «восходящей» теории (т.е. «снизу вверх»). Таким образом, с одной стороны, верховенство права изучается от непосредственного окружения конкретного человека до сферы международных отношений; а с другой, эта проблематика рассматривается как постоянно развивающийся процесс, идущий от прошлого к будущему. В то же время, в целях сравнения различных правовых культур в данной работе предпринята попытка не ограничиваться юридическими понятиями, а изучить вопросы верховенства права в социальном контексте, в рамках единой функциональной системы. Сторонний наблюдатель должен признавать важность региональных особенностей и культурного наследия каждой страны и помнить, что местное население играет ключевую роль развитии той или иной страны или региона. Данное утверждение полностью соответствует нашей «восходящей» теории, с помощью которой проводится анализ социальную концепцию верховенства права «снизу вверх», т.е. от простых людей до государственных и общественных институтов, что укрепляет гражданское общество и принципы демократии. Для меня было большой честью иметь возможность принять участие в программе РПЗ и посетить страны Центральной Азии. Меня встретили с радушным гостеприимством, я получил возможность провести множество дружеских бесед и повсюду чувствовал большой энтузиазм по отношению к необходимости укрепления верховенства права. В этой связи я бы хотел поблагодарить представителей государственных органов вышеупомянутых стран и многочисленных неправительственных организаций (НПО), а также студентов университетов и моих новых друзей, которых я встретил в ходе данного проекта, за их вклад в эту книгу, являющейся неотъемлемой частью нашего общего дела. Эта книга является попыткой внести вклад в дело развития программы РПЗ как путем изучения конкретных целей развития на основе собеседований и ознакомления с местными условиями, так и путем построения общей основы для поддержки развития верховенства права. Стараясь придерживаться поставленных в рамках проекта целей, я также надеюсь, что изложенное мною сочетание практических и теоретических аспектов изучения государственной власти и развития верховенства права отвечает требованиям, установленными для меня моими ключевыми партнерами в МИД Финляндии: чрезвычайным и полномочным послом в Центральной Азии Туулой Юрьёлой (Tuula Yrjölä); чрезвычайным и полномочным послом Финляндии в Казахстане Миккой Киннунен (Mikko Kinnunen) и руководителем проекта, послом Лаурой Рейнилой (Laura Reinilä). Я хотел бы выразить свою благодарность как им, так и президенту Фонда «Евразия» Хортону Биби-Сентеру (Horton Beebe-Center) и руководителю проекта Джеффу Эрлиху (Jeff Erlich). Я хотел бы также поблагодарить исследователя, магистра права Юкку Кумпувуори (Jukka Kumpuvuori), который в качестве эксперта в этой области внес свой вклад в раздел о правах и проблемах людей с ограниченными возможностями. Также я хотел бы отметить полученный мною ценный грант от Фонда Дженни и Антти Вихури, который также способствовал написанию этой книги. Я хочу выразить свою благодарность за полученную мною поддержку и надеюсь, что моя книга будет полезна в осуществлении практических реформ. Я также хотел бы поблагодарить следующих лиц, которые летом 2012 г. проходили практику в Центральноазиатском регионе: Антуана Донна (Antoine Donne) (г. Шымкент, Казахстан), Юстину Скирелит (Justina Skyrelyte) (г. Шымкент, Казахстан), Хайди Хейнонен (Heidi Heinonen) (г. Душанбе, Таджикистан), Рейя Матеро (Reija Matero) (г. Душанбе, Таджикистан), Иву Тупи (Eeva Tupi) (г. Бишкек, Кыргызстан) и Памелу Уэст (Pamela West) (г. Бишкек, Кыргызстан). В некоторых частях этой книги были сделаны ссылки на их исследования и даны соответствующие примечания. Меня просили включить в книгу некоторые материалы, которые могли бы быть использованы в образовательных целях. Хотя данная книга не является типичным учебником, все же в ней излагается как развитие верховенства права в различных правовых культурах, так и проблемы, связанные с изучением этой проблематики. Интерес для специалистов будет представлять множество другой самой различной информации. Кроме того, книга будет несомненно содействовать развитию международного интереса к вопросам формирования верховенства права в Центральной Азии, к культурным традициям стран региона, планам их развития, а также к их непоколебимой вере в будущее. Наконец, следует отметить, что книга является первым трудом созданной мною Финской группы по вопросам верховенства права (ROLFI). За корректорскую работу я хотел бы поблагодарить магистра по вопросам безопасности Инкери Виртанена (Inkeri Virtanen), который в последнее время работал в персонале ЕС в г. Баку, Азербайджан, а до этого в МИД Финляндии в странах Центральной Азии, а также магистра международных отношений Санну Лейсти (Sanna Leisti), которая также работала в МИД Финляндии по вопросам Центральноазиатского региона, а недавно стала моим ассистентом в ROLFI. Свое предисловие я бы хотел завершить метафорической аллегорией, которая более подробно рассматривается в книге и которая представляет верховенство права в виде строящейся башни. При этом эта башня имеет следующие четыре опоры: 1) принцип законности в осуществлении власти; 2) принцип разделения властей; 3) безусловное соблюдение основных прав и свобод человека; и 4) функциональность и практичность системы. Чем выше башня, тем больше она будет раскачиваться, если опоры не будут прочно связаны между собой. Эта прочная связь между опорами представляет собой те универсальные ценности, которые являются общими для всех и в формировании которых (как я это четко осознал в ходе исследования) ключевую роль играют социальный капитал и человеческие ресурсы.
Финляндия, 20 октября 2012 г.
Пекка Халлберг
СОДЕРЖАНИЕ
Совместные проекты. Название совместного проекта ФЕЦА и МИДа Финляндии «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии» берет свое начало из 6-го Раздела Конституции Финляндии, который начинается с утверждения: «все равны перед законом». Проект РПЗ включает в себя два ключевых измерения: во-первых, укрепление связей между международными нормами и национальным законодательством, и, во-вторых, анализ влияния национального законодательства на уязвимые слои населения.
Меня и Посла Лауру Рейнилу встречает Фонд «Евразия» в Центральной Азии. Источник: Веб-сайт РПЗ (http://equalbeforethelaw.org/).
Финский опыт мог бы оказать существенную поддержку усилиям в Центральной Азии по расширению доступа к правосудию для женщин, детей и лиц с ограниченными возможностями, которые являются целевыми группами проекта РПЗ. Ценность финского опыта в том, что Финляндия находится между Востоком и Западом и при этом всегда всеми силами стремилась обеспечить равное отношение к людям. В частности, сложившиеся в Финляндии система ювенальной юстиции и институт омбудсмена могут стать моделью для стран Центральной Азии. Научный доклад от 5 апреля 2011 г., подготовленный ФЕЦА для программы РПЗ, гласит, что в дополнение к основам международного права, таким, как Международный пакт о гражданских и политических правах, все пять государств Центральной Азии ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), хотя Узбекистан не подписал или не ратифицировал Факультативный протокол, который устанавливает механизм расследования и рассмотрения жалоб. Также все страны ратифицировали Конвенцию о правах ребенка (КПР). Кроме того, три страны Центральной Азии подписали более позднюю Конвенцию о правах инвалидов (КПИ), которую однако ратифицировал на настоящий момент лишь Туркменистан. Все эти соглашения обеспечивают структуру, в рамках которой могут быть оценены законодательство и механизм защиты прав человека той или иной страны. Центральная Азия вовлечена в многочисленные программы развития. Значительные энергетические и другие сырьевые ресурсы Центральной Азии, а также стратегическое положение региона несомненно привлекают международное внимание. В виду географической близости государства Центральной Азии стали еще ближе к Европе после расширения ЕС. В этой связи не вызывает удивления наличие множества европейских проектов развития (при рассмотрении которых страны Центральной Азии будут рассматриваться в алфавитном порядке, а именно: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Наиболее известными совместными проектами являются совместные программы Совета Европы (СЕ) и Евросоюза - Longframes и Activities (2009-2011 гг.), приоритетами которых было развитие судебной системы, правоохранительные органы, модернизация законодательства и подотчетность государственных органов. В тесной связи с этими приоритетами были также дальнейшее развитие конституционных механизмов, направленных на укрепление принципов верховенства права, разделение властей и правовую определенность, а также на более эффективную и независимую работу Конституционных судов и судебной системы в целом. Соответствующие законопроекты были представлены в Венецианскую комиссию для юридической экспертизы[2]. Сотрудничество ЕС в Центральной Азии происходит на основе документа под названием «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства» (далее «Стратегия ЕС»). Главы государств и правительств стран ЕС одобрили стратегию на состоявшемся в июне 2007 г. саммите, тем самым выражая амбиции 27 государств-членов и Европейской комиссии укрепить свои отношения со странами Центральной Азии путем создания структуры, которая сочетает в себе широкие политические цели с целевыми оперативными задачами. В стратегии было определено 7 основных тем: 1) права человека, верховенство права, эффективное управление и демократизация; 2) инвестиции в будущее; молодежь и образование; 3) экономическое развитие, торговля и инвестиции; 4) укрепление энергетических и транспортных сетей; 5) обеспечение экологической устойчивости и водные ресурсы; 6) борьба с общими угрозами и проблемами; и 7) налаживание межкультурного диалога[3]. С одной стороны, данные тематики отражают различные виды деятельности, необходимые в области сотрудничества в целях развития, а с другой - центральную роль верховенства права в различных программах. Верховенство права является необходимым условием для развития стабильной политической базы и эффективной экономической структуры. Такой вид сотрудничества несомненно включает в себя также укрепление защиты прав человека и усиление диалога на всех уровнях. Несмотря на позитивные развития в регионе, имеются также негативные явления. Например, в свете последних событий, 12 июля 2012 г. в своем вступительном слове на пресс-конференции в Астане (Казахстан) Верховный комиссар по правам человека ООН Нави Пиллэй отметила, что власти продемонстрировали чрезмерное применение силы и злоупотребление властью во время трагических событий в г. Жанаозен в конце декабря 2011 г., когда около 15 человек были убиты и десятки получили ранения после того, как полиция боевыми патронами открыла огонь по скоплению людей в центре города. Она также заявила, что основные причины ситуации подпитывались коррупцией со стороны местных властей. Кроме того, 19 июня 2012 г., спустя 5 лет после принятия Стратегии ЕС около 50 НПО с участием представителей всех стран Центральной Азии опубликовали документ под названием «Права человека в сердце действий ЕС», в котором они требовали более активную и транспарентную деятельность по укреплению прав человека со стороны ЕС. С практической стороны ЕС следовало провести всесторонние подготовительные собрания как с международными НПО, так и с независимыми местными группами в целях интеграции гражданского общества в процесс оценки результатов диалогов. Это является очевидным показателем того, что при развитии верховенства права необходимо поддерживать постоянный диалог между государственным управлением и гражданским обществом. Многие страны, такие как Германия и Швейцария, имеют как свои собственные, так и международные программы развития судебной системы и особенно в сфере образования[4]. Программы, проводимые международными организациями, особенно важны. Позвольте мне просто упомянуть в качестве нескольких примеров Судебную реформу Всемирного Банка[5], множество программ ООН по верховенству закона,[6] а также программы Секретариата Центра предотвращения конфликтов ОБСЕ в Вене. В этом отношении нет ни необходимости, ни возможности подробно описывать эти программы в данной книге. Тем не менее, целесообразно уже в самом начале изложить два общих вывода: во-первых, в странах Центральной Азии, как и в других регионах мира, имеются различные правовые проблемы, связанные с доступом к правосудию. Так, в уже упомянутом научном докладе РПЗ от 5 апреля 2011 г. в период с сентября 2010 по февраль 2011 г. для был подготовлен материал о препятствиях для доступа к правосудию, в ходе составления которого было опрошено 1926 семей в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, 9 целевых групп, состоящих из женщин и молодежи, а также было проведено 74 экспертных интервью. Результаты исследования выявили следующие препятствия для доступа к правосудию: 1) нежелание привлекать квалифицированную помощь; 2) неспособность позволить себе квалифицированную помощь; 3) плохое знание закона; 4) отсутствие доверия к правовой системе; 5) практические препятствия к использованию судов и 6) структурные отклонения в судебной системе. Кроме того, в этом исследовании выявлены следующие проблемы в работе судов общей юрисдикции: 1) отсутствие должной квалификации; 2) коррупция; 3) неэффективный процесс; а также 4) нуждающееся в реформах процессуальное законодательство[7]. В этой связи конечно следует оценить не только как правовая система непосредственно влияет на различные группы людей, но и также структуру и функционирование судебной системы в целом. Второй вывод также очевиден. Все пять стран Центральной Азии имеют общие исторические и культурные традиции. Все же эти страны различаются по уровню своего экономического развития, по размерам своих природных ресурсов и рядом других факторов, поэтому перспективы их развития следует рассматривать по отдельности. Несмотря на то, что различия и особенности центральноазиатских стран обуславливают их отдельное рассмотрение, когда речь идет о развитии верховенства права, все государства региона стремятся к общим международным стандартам и принципам. Кроме того, правовые системы этих стран имеют общее наследие и видимое сходство с советскими традициями. Наконец, в настоящее время во всех странах региона реализуются многочисленные программы развития, в связи с чем формирование правовых систем в регионе становится все более многомерным. Все же для начала целесообразно дать общую характеристику всем пяти странам Центральной Азии в эпоху бурного развития международной читательской аудитории. Страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - показаны на следующей карте.
[8]Пять стран Центральной Азии, расположенные между Востоком и Западом.
Казахстан. Казахстан (население - 16,4 млн. в 2011 г.) является наиболее процветающим и стабильным государством Центральной Азии и двигателем экономического развития в регионе. Казахстан стремится попасть в список 50 наиболее конкурентоспособных стран в мире. Столицей Казахстана является Астана (706000 жителей), а крупнейшим городом - Алматы (1420000 жителей). Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 г. после распада СССР. Главой государства является президент Нурсултан Назарбаев. Двухпалатный парламент состоит из 107 членов Мажилиса и косвенно избранных 47 членов Сената (верхней палаты). Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются прямым голосованием на пятилетний срок по пропорциональной системе по партийным спискам в одном общенациональном избирательном округе. Этническими группами являются казахи (59,2%), русские (25,6%), украинцы (2,9%) и узбеки (2,9%). Официальным языком является казахский, однако, русский язык также широко используется. Религиозные группы распределяются следующим образом: мусульмане-сунниты (47%), православные (44%), протестанты (2%) и другие (7%). Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа. Другими природными ресурсами являются уголь, золото и железо. Сырьевая экономика, основанная на экспорте нефти, является одним из основных препятствий для развития страны, поэтому Казахстан стремится диверсифицировать свою продукцию. Кроме того, в виду значительных экологических проблем Аральского моря в правовом развитии страны и обеспечении верховенства права значительное место занимает экологическое право. На конференции стран РПЗ, прошедшей в Астане 17 октября 2012 г., у меня была возможность встретиться с омбудсменом Аскаром Шакировым, судьей Верховного суда и председателем Союза судей Республики Казахстан Владимиром Борисовым, членами Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Светланой Бычковой и Рамазаном Сарпековым, а также председателем Комиссии по правам человека при президенте Куанышем Султановым, и поговорить с ними о текущих реформах, проектах по конституционному развитию и ознакомить их с общими выводами этой книги. У меня также была возможность читать лекции по развитию верховенства права в университетах г. Алматы и ознакомиться с деятельностью юридических клиник. Кыргызстан. Кыргызстан (население - 5,8 млн. человек) добился успехов в плане демократического развития быстрее, чем его соседи. Страна стала независимой 31 августа 1991 г., незадолго до распада СССР После этого в стране начался переходный период.7 апреля 2011 г. возросла напряженность в отношениях между президентом Курманбеком Бакиевым и оппозицией, которая привела к ожесточенным столкновениям между силами безопасности и демонстрантами в столице страны - Бишкеке (843000 жителей). Вскоре после этого оппозиция распустила парламент и Конституционный суд и сформировала временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Президент Бакиев подал в отставку 15 апреля 2011 г. и покинул страну. Новая Конституция, которая ввела парламентскую демократию, сократила время президентского правления до одного шестилетнего срока и утвердила Розу Отунбаеву в качестве президента до декабря 2011 г., была утверждена на референдуме 27 июня. В июне 2011 г. я принимал участие в заключительном этапе составления новой Конституции с группой специалистов и представителями Венецианской комиссии в Бишкеке. С 1 декабря 2011 г. главой государства является Алмазбек Атамбаев. Этнические группы включают кыргызов (66%), узбеков (14%), русских (11%) и украинцев (1%). Религиозные группы распределились следующим образом: мусульмане (75%), православные (20%) и другие (5%). Официальными языками являются кыргызский и русский. Несмотря на то, что в настоящее время Кыргызстан является единственной страной Центральной Азии, которая является членом Всемирной торговой организации (ВТО), он не смог в полной мере воспользоваться свои членством. В дополнение к водным ресурсам, в Кыргызстане есть залежи полезных ископаемых. В то же время также существуют региональные споры, связанные с использованием водных и энергетических ресурсов. Таджикистан. Таджикистан (население - 7,3 млн. человек) также не имеет выхода к морю и граничит с Узбекистаном, Кыргызстаном, Китаем и Афганистаном. После распада СССР, Таджикистан провозгласил свою независимость 9 сентября 1991 г. Два месяца спустя один из бывших лидеров коммунистической партии, Рахмон Набиев выиграл первые президентские выборы, однако с 1994 г. пост главы Республики Таджикистан занимает президент Эмомали Рахмон. Протяженная граница, которую государство разделяет с Афганистаном, контролируется с трудом и это отражается на текущей ситуации с безопасностью государства. Этнические таджики, которые имеют иранское происхождение, составляют около 80% населения. Другие этнические группы включают узбеков (15,3%), русских (1,1,%) и других (3,6%). Конституция, принятая 6 ноября 1994 г., провозглашает Таджикистан как суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство с многоуровневой административной структурой, состоящей из вилоятов (провинций), городов, нохий (районов), а также населенных пунктов и деревень. У меня была возможность посетить Таджикистан с 27 мая по 2 июня 2012 г. и встретиться с председателем Верховного суда Абдуллоевым Н., вице-спикером нижней палаты парламента Назирой Гафоровой, представителем открытого общества Зухрой Халимовой, омбудсменом Зарифом Ализода, ректором Таджикского государственного национального университета Хаетом Абдулкаковичем Одинаевым, заместителем председателя Комитета по делам женщин Хилилби Жумаевной Курбановой, министром юстиции Рустамом С. Менглиевым, юридическим советником администрации президента Джумахоном Давлатовым, а также с председателем Конституционного суда Махкамом Азамовичем Махмудовым. Далее в этой книге я проведу оценку наших бесед и моих впечатлений относительно некоторых проектов реформы. Моя программа также включала возможность проведения лекции в Таджикском Государственном Национальном Университете. Туркменистан. Туркменистан (население - 5,2 млн. человек) имеет одни из крупнейших в мире залежей природного газа и значительные запасы нефти. Тем не менее, несмотря на обширные природные ресурсы, в стране широко распространена бедность, особенно в сельской местности. Реформы в области социального развития, здравоохранения и образования являются приоритетными направлениями в планах развития страны. Туркменистан, как и его соседи, обрел независимость в результате распада СССР. Столицей страны является Ашхабад (828000 жителей). Туркменистан является президентской республикой. Действующая Конституция была принята 18 мая 1992 г. Она существенно отличается от предыдущих конституций (1927, 1937 и 1978). Преамбула провозглашает Конституцию как основной закон страны, а также отражает возрождение туркменского государства. В стране имеется однопалатный парламент. Главой государства является президент Гурбангулы Бердымухамедов. Подавляющим этническим большинством страны являются туркмены (90%), а остальные 10% включают в себя представителей более 40 различных национальностей. Соответственно, население говорит на туркменском (72%), русском (12%), узбекском (9%) и других языках (7%). Основными экономическими партнерами Туркменистана являются Россия, Турция и Китай. Запланированный визит в Туркменистан был отложен. Однако о текущих реформах в стране имеются другие, полученные из различных источников материалы. Кроме того, в марте 2012 г. у меня была возможность встретиться и побеседовать с г-жой Жаздурсун Губанназаровой, которая является генеральным директором Туркменского национального института демократии и прав человека при Президенте Туркменистана. Узбекистан. Узбекистан (население - 29 млн. человек) обрел независимость 31 августа 1991 г. Он является самой густонаселенной страной в Центральной Азии и имеет значительные запасы нефти, газа и других полезных ископаемых. Конституция, принятая 8 декабря 1992 г., номинально создает разделение властей между сильной президентской властью, Олий Мажлисом и судебной властью. Тем не менее, Узбекистан остается одним из наиболее авторитарных государств в Центральной Азии. Главой государства является Президент Ислам Каримов. Государственная судебная власть включает в себя Верховный суд, Конституционный суд, а также Верховный хозяйственный суд. Системы судов низшей инстанции существуют на региональном, районном и городском уровнях. Столица страны - Ташкент (2,1 млн. жителей). Этническими группами являются узбеки (80%), русские (5,5%), таджики (5%), казахи (3%) и другие (6,5%). Соответственно, религиозные группы включают мусульман (88%, большинство из них сунниты), православных (9%) и других (3%). Официальным языком является узбекский, но русский также используется широко. Есть также часть населения, говорящая на таджикском языке. В виду своей истории, цивилизации и достижений Узбекистан предпочитает видеть себя в качестве яркой звезды Центральной Азии, и узбеки считают себя коренным населением региона. Кроме того, политические власти подчеркивают, что за свои 20 лет независимости страна превратилась из преимущественно аграрной хлопковой экономики в значительной степени самостоятельное аграрно-индустриальное государство с растущей экспортной торговлей. Во время моего визита в Ташкент 21-25 февраля 2012 г., я имел возможность встретиться с заместителем председателя Верховного суда Шерали Рахмановым, заместителем председателя парламента и омбудсменом Сайерой Рашидовой, директором Национального центра по правам человека Ахмедом Саидовым, директором Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Фаррухом Мухамедовым и ректором Ташкентского государственного юридического института М. Рустамбаевым. В программу моего пребывания была также включена лекция в Ташкентском государственном юридическом институте.
Во время визита в г. Ташкент вместе с Чрезвычайным и Полномочным Послом в Центральной Азии Туулой Юрьелой и руководителем проекта РПЗ при МИД Финляндии Лаурой Рейнилой.
2. Особенности правовой системы
Правовая культура. Современную правовую систему можно сравнить с многослойной пирамидой. Постоянно меняющиеся правовые нормы занимают ее вершину, опорные правовые принципы располагаются в центре, а общие правовые ценности составляют основу. Система кажется сложной для восприятия. Тем не менее, общество не может функционировать без общепринятых правил - законов. В то же время важно рассматривать правовую культуру в более широком плане, нежели чем просто как совокупность правовых норм. Правосудие зависит от общественных настроений. Таким образом, сущность правосудия связана с развитием общества в целом. Страны и регионы мира существенно отличаются друг от друга в правовом мышлении. Правовые системы, как и социальные нормы, имеют свои особенности. Однако это не означает, что права и обязанности людей, а также проблемы правового регулирования и процедур не могут быть рассмотрены в глобальном масштабе. Благодаря стремительному развитию взаимодействия международных и национальных правовых систем, между их сферами влияния довольно трудно провести грань. Особенности национальных правовых и судебных систем образуют уникальную правовую культуру. Отличительные признаки определенной культуры можно обнаружить, изучив основные концепции и ключевые моменты правовой системы, либо, иным образом, опираясь на опыт и перспективы местного населения. Данный метод подчеркивает роль общества, а правовая политика, с социальной точки зрения, является его неотъемлемой частью. В этом аспекте, необходимо рассматривать правовую культуру как многослойный объект с устоявшейся практикой и приоритетными направлениями развития судебных и институциональных структур. Что означает верховенство права? При изучении общества с правовой точки зрения часто упоминается концепция верховенства права. Что подразумевается под этим понятием? Концепция известна как в европейской системе гражданского права, так и в англо-американской системе общего права, хотя ее форма может меняться. Общей характеристикой в различных правовых культурах является намерение ограничить власть государства посредством законов и правосудия. При сравнении различных форм концепции власти наблюдается непосредственная зависимость от языкового окружения и контекста использования. «Power» («власть») на английском и «Pouvoir» на французском языках происходят от латинского глагола «posse», который означает «иметь способность или власть». «Puissance/pouvoir» на французском языке соответствует разделению наличия и использования власти, подобно латинскому «potentia/potestas». «Power» на английском языке может принимать любое из вышеперечисленных значений в соответсвующих контекстах (т.е. осуществлять власть и иметь власть). Значение выражения «the rule of law» («верховенство права») на английском языке, употребляющееся для обозначения принципов правового государства (нем. Rechtsstaat), сложно передать на других языках. Если использовать его в узком смысле как означающее британское требование правосудия и справедливости, «equity» (англ. справедливость), важная часть данного понятия остается без интерпретации. Особенно нецелесообразно применять такие термины, как «правовая определенность» или «соблюдение закона» в качестве эквивалента «верховенства права». Однако, несмотря на вышеупомянутые терминологические проблемы, фундаментальное отличие между континентальной концепцией «Rechtsstaat» и англо-американским принципом «верховенство права» не наблюдается. В сущности, они не противоречат друг другу, даже если имеют свой особый акцент. Концептуальное различие, в основном, обусловлено разными конституционными историями. Обе концепции отражают идеал справедливости в современном государстве. Общность, постоянство и гласность, например, являются неотъемлемыми частями не только англо-американского, но и глобального правового мышления. Таким образом, невозможно понять правовую терминологию, используя только словари. Необходимо ознакомиться с правовыми культурными связями и социальным значением концепций. Выделяют три уровня развития верховенства права: классическая концепция верховенства права (правовое государство), демократическое верховенство права и верховенство права в социальном аспекте. Основной упор делается на вопросы, касающиеся правомерности использования власти, самобытности народа и оценки суждений о гражданском обществе, по существу, части третьего уровня развития верховенства права. Функциональная модель верховенства права может быть представлена как социальный капитал. Характеристики верховенства права. Принцип законности является отличительной чертой верховенства права. Следуя этому принципу, государственная власть должна быть основана на законе. Развитие судебной системы и интернационализация рассматриваются в качестве оказывающих друг на друга влияние процессов, постоянно взаимодействующих на национальном и международном уровнях. Тем не менее, верховенство права - это не формальный принцип. Его социальный характер динамично развивается с увеличением законов, приобретая материальную сущность. С этой целью, правосудие и демократия должны рассматриваться в едином контексте. Изучение верховенства права в широком смысле как процесс взаимодействия между государственными учреждениями, органами государственной власти и гражданским обществом имеет важное значение. Поэтому, когда речь идет о верховенстве закона, акцент делается на точку зрения граждан, на важность прав человека, на требования, установленные для надлежащего функционирования правовой системы, а также на перспективы судебного развития. Важно отметить, что интерпретация концепции верховенства права менялась со временем. Она рассматривалась в различных контекстах, а основные идеи, определяющие ее смысл, развивались в течение многих десятилетий. Данная концепция была использована в следующих международных контекстах: в качестве критерия для ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, для получения членства в нескольких международных организациях (МО), таких, как ЕС, НАТО и ООН, а также в качестве оценочного ориентира соблюдений обязательств по правам человека, и в качестве отборочного критерия для участия в программах сотрудничества в целях развития. В каждом случае, концепция верховенства различаются по смыслу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |